Рисуем первую карту. Знакомство с первыми планами местности можно сделать очень увлекательным. В начале обучения малыша предложите ему нарисовать план своей комнаты, обозначив двери, окна, мебель. Позже можно нарисовать всю квартиру, двор.
Расскажите малышу, что в давние времена люди не умели рисовать землю, на которой они жили. Это создавало множество трудностей. Путешественникам было сложно определить свой путь. Они могли забрести в пустыню и там погибнуть от жажды и голода.
Те, кто занимался земледелием, ничего не знали о плодородии соседних земель. Обычно люди селились в благоприятных местах, рядом с реками, там, где почва была плодородна. Но наступал момент, когда им надо было покинуть свои дома и осваивать новые земли. Они не знали, куда идти и как найти подходящее место для нового жилья.
Тогда люди решили зарисовывать местность, на которой они живут. Путешественники рассказывали о местах, в которых им удалось побывать. Постепенно удалось отобразить в картах и планах всю нашу землю.
Ребенку объясняют, что дом, где он живет, находится в городе, селе, стране… Полезно поиграть в игру «Где мы находимся». Для проведения игры вам потребуются круги различных диаметров. Объясняем малышу, что его дом находится в поселке К. (берем самый маленький кружок). Этот поселок расположен в Н. области (кружок побольше, маленький кладем на большой). Н. область находится в стране Р. (еще больший кружок на который размещаем предыдущие). Страна Р. находится на материке Е. (появляется еще больший кружок). И, наконец, материк Е. расположен на планете Земля (самый большой кружок).
Полезно познакомить малыша с глобусом и картой. Показывая глобус, объясняем, что так выглядит наша Земля. Она имеет форму шара, немного сплюснутого с двух сторон (полюса). Внимательно рассматриваем и замечаем, что глобус разноцветный. Объясняем значение цветов. Особенное внимание уделяем понятиям суши и воды.
Пора перейти к карте. Для этого нам потребуется кожура апельсина. Напоминаем ребенку, что Земля имеет форму шара, и поэтому изображения на глобусе — самые точные. Теперь очищаем апельсин и пытаемся выровнять его на плоскости.
Замечаем, что с целой кожурой это сделать трудно. Мешает объемная форма. Поэтому картографы приложили много усилий для того, чтобы изображения на карте были достоверными. Рассматриваем карты полушарий. Предлагаем малышу разместить на плоскости маленький кусочек апельсиновой корки. Замечаем, что нам легко удалось это сделать. А это значит, что карта небольшого участка — самая точная.
Знакомим с компасом. Во время прогулки играем в игру «запомни обратный путь». Путешествуя с малышом по открытой местности, стараемся выделить ориентиры для определения обратного пути. Теперь ставим ту же задачу в лесу. Ребенок должен сам убедиться, что сделать это очень сложно.
Тогда мы рассказываем о сторонах света. Говорим, что восток — это место где всходит солнце, запад — где заходит. Север находится слева от востока, а юг — справа. Если двигаться только на восток, то обратно нам надо будет возвращаться на запад. Но это возможно только тогда, когда светит солнышко. Для определения сторон света люди изобрели замечательный прибор — компас. Его стрелка всегда показывает на север. Показываем компас и учим обозначениям.
Ориентирование. Теперь прогулки могут стать увлекательнейшим занятием. Попробуйте разработать план прогулки. От дерева делаем 5 шагов на север, затем 4 шага на восток и 7 шагов на юг. В этом месте надо внимательно осмотреться, чтобы найти небольшой сюрприз, заранее спрятанный там мамой.
Карта двора может стать более точной. Объясните расположение на ней сторон света и вводите первые топографические обозначения. Обозначаем деревья, дорожки и тропинки, дома и скамейки, детские площадки и парковку автомобилей.
Изучаем неровности двора. Хорошо, если во дворе протекает ручеек, но можно дождаться весны и тогда отправляться в путешествие вниз по самой настоящей маленькой речке. Понаблюдайте, в какую сторону течет вода, и объясните, что она всегда течет вниз.
Обратите внимание, что ручеек из маленького постепенно превращается в большой, как и настоящая река. По дороге в него вливаются множество других ручейков или притоки. Попробуйте зарисовать ручеек и обратите внимание на то, что он течет не прямо, а извиваясь, обходя препятствия.
Объясните малышу, что такое русло. Изучая ручей, можно заметить миниатюрные копии настоящих водопадов, что с горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по «равнине» бежит плавно и неторопливо.
Вот ваш ручеек закончился в большой луже. Обратите внимание, что вода здесь не течет, она стоячая. Эта лужа — копия моря, в которое вливаются большие реки. Соединение ручейка и лужи называют устьем.
Постройте самую настоящую плотину, перегородив ручей. Можно сделать отвод ручейка в ямку, получилось искусственное водохранилище. Не забываем занести нашу маленькую речку на карту, обозначая ее русло, притоки, устье и, конечно же, море-лужу. Хорошо дать имя маленькой речке и ее притокам. Наблюдаем за горами и впадинами. Если на нашем пути встретился овражек, поторопитесь зарисовать его в свою карту. Нет холма — не беда, можно занести на карту кучу песка. Хорошо бы измерить ее высоту. Для этого приготовим палочку-эталон, скажем, в 10 см. Потом большой палкой измеряем высоту нашей «горы» и считаем количество эталонов.
Рассматриваем только целые числа. Для сравнения можно измерить любой другой небольшой холмик и глубину дворовых ям. Объясняем разницу между пологим и крутым склоном на той же куче песка, подравнивая бочок. Холм или замкнутая впадина изображаются на плане и топографической карте в виде замкнутых горизонталей, одна внутри другой. Для того чтобы на карте отличить впадину от холма, на горизонталях впадины ставятся коротенькие штрихи в сторону понижения склона. Чем выше холм или глубже впадина, тем больше проводится горизонталей. Зная расстояние между горизонталями по отвесной линии, нетрудно по числу их определить высоту холма или глубину впадины.
Рассматриваем и «читаем» несколько топографических карт. Стараемся зарисовать все возможные маршруты: в детский сад, поликлинику, магазин.
Пора путешествовать по материкам и странам. Рассказывая малышу о каком-нибудь материке, обязательно начните с природных характеристик: климата, животного мира, растительности. Подбирайте как можно больше иллюстраций.
Но лучше не перегружать ребенка информацией. И, конечно же, старайтесь путешествовать с ним при любой возможности, обращая внимание на всё разнообразие природы новых мест. Ведь каждое путешествие для него — открытие мира.
Вспомнила, как с подругой пытались карту города начертить. Уже не маленькие были, где-то в 8-9 классе.
С теплом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, какие здоровые были у вас желания! Я вот писала и думала, а нужна ли сейчас география, навигатор куда хочешь довезет )))
Оценка статьи: 5
0 Ответить