Елена Гвозденко Мастер

Как современному ребенку прививать любовь к книге?

Почему современным детям так тяжело привить ценность и любовь к чтению? Что делать для того, чтобы малыш полюбил мир печатного слова? Для начала давайте попробуем порассуждать, что дает современному ребенку чтение? В чем его уникальность и отличие от других источников информации?

Фото: Depositphotos

Надо постараться быть честным. Что сейчас книга? Кладезь информации? Это для нас, переживавших взросление в другой, «доинтернетовской», эре, книга была единственным хранилищем знаний во всех возможных областях. Это нас книга учила, рассказывая о мирах, которые были недоступны, показывая множество примеров реагирования на различные ситуации.

Все изменилось. Вместо часовых поисков в пыльных библиотеках достаточно посмотреть увлекательное видео. При сниженной критичности эта информация условно воспринимается как нечто объективное, как некие знания. Разумеется, Интернет делает легким знакомство и с другими источниками, но:

  • во-первых, необходимы определенные навыки поиска;
  • во-вторых, нужна потребность в анализе, желание разобраться, сформировать собственную оценку, а не довольствоваться плагиатом чужого мнения.

А что же книга? Книга выстроена по иным правилам. Чтение книг сродни медитации, оно не дает готовых картинок, оно моделирует их в нашем сознании, используя символы. Призывает к сотворчеству, обращаясь к нашему опыту. В этом смысле книга менее субъективна, хоть за ней и стоит личность автора со всеми заблуждениями. Но главное, книга подстраивается под темп нашего восприятия, она не тянет за собой зрелищными изображениями.

Как современному ребенку прививать любовь к книге?
Фото: Depositphotos

Существенный плюс чтения:

  • Мы имеем возможность останавливаться, анализировать, спорить, соглашаться.
  • Мы имеем право на паузу, на обдумывание, на погружение в проблему.

Это труд, а человек всегда стремится к лени, к развлечению, к удовольствию. Именно поэтому так падает популярность чтения и среди взрослых, даже среди поколения, рожденного «до нашей эры».

  • Есть еще один несомненный плюс чтения: оно формирует творческий потенциал. При чтении картинки рождаются в нашем воображении, они — плод нашей фантазии, нашего креатива.

И в этом смысле книга теперь скорее не учитель, дающий знания, а развивающий педагог, формирующий мышление (критичность, образность, креативность).

Так что же делать, чтобы ребенок полюбил чтение? Несколько практических советов.

Будем честны с ребенком. Если убеждаем его в пользе чтения, то должны подкреплять сказанное собственным примером. Отведите на собственное чтение не менее получаса в день. Заставьте себя читать серьезную литературу. Если нет отложенных желаний, каких-то предпочтений, начните читать классику. Возможно, вы хорошо помните содержание, сконцентрируйтесь на атмосферности. Поставьте себе какие-то конкретные задачи, например, отыскать аналогии с днем сегодняшним.

Как современному ребенку прививать любовь к книге?
Фото: Depositphotos

Подбирая литературу для чтения с ребенком, ориентируйтесь на его вкус.

Наблюдайте за малышом. Предварительно прочтите предназначенную ребенку книжку. Создайте атмосферу ожидания, предвкушения. Продумайте анонс чтения на вечер, на следующий день.

«Мы прочитаем о том, какой сюрприз ожидал героя в гостях у друга».
«Узнаем, какую тайну скрывал …».

С прочтения все только начинается! Нам важно протестировать понимание текста, научить ребенка сотворчеству с автором, развить его креатив. Поэтому после каждого чтения погружаемся в игру.

1. Самый простой способ протестировать — подготовить вопросы по тексту. Желательно формулировать некую проблему вопросами: «Как ты думаешь, почему…», «А если бы не случилось… то, что произошло, по твоему мнению» и т. д. Важно подключать ребенка как равноправного оппонента. Резюмировать беседу, соглашаясь или споря: «Я с тобой согласен», «Мне кажется, что было бы иначе, потому что…». Превратите обсуждение в интеллектуальную беседу, каким бы примитивным ни казался материал.

2. Рисуем, лепим, создаем объемные объекты, одним словом, визуализируем прочитанное. Я бы отнесла этот метод работы с книгой к приоритетному. Почему это важно? Помните о главном преимуществе книги — она развивает образное мышление, образы рождаются в нашей голове. Надо, чтобы они нашли свое воплощение, стали реальными объектами. Кроме того, эта деятельность помогает сильнее погрузиться в содержание, продлевает ощущения книги. Это еще и развитие творческого потенциала, развитие мелкой моторики ребенка.

Как современному ребенку прививать любовь к книге?
Фото: Comfreak, pixabay.com

3. Превращаем текст в сценарий и разыгрываем театрализованное представление. Можно использовать игрушки и организовать кукольное представление. Можно вырезать фигурки из картона, пристроить настольную лампу и сделать театр теней, а можно подключить домашних в качестве актеров.

4. Используем материал для придумывания различных игр. Фантазируйте! Помню, как предложила после прочтения рассказа Носова «Шурик у дедушки» найти альтернативу калоше и спрятать носок для тайных сообщений. Этот носок мы в дальнейшем использовали и на других занятиях. Появилась тайна, появился «рецепт интереса» из прочитанной книги. Поиграйте в модельеров, нарисуйте линию нарядов для Золушки. Придумывайте собственные сказки для своего ребенка, подключайте его к этому процессу!

Мир стремительно меняется. Дети будут жить в иной реальности, в реальности, которую сейчас сложно прогнозировать. Но то, что в этом новом мире самыми востребованными станут люди с креативным подходом, независимые аналитики, свободные творцы — очевидно. И только книга поможет сформировать такое мышление ребенка.

Обновлено 27.04.2018
Статья размещена на сайте 25.04.2018

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Согласна с Валерием Сатокиным. Наш когда-то самый читающий народ в мире тоже перешел на другие формы получения информации. Учить ребенка читать для развития личности, безусловно нужно.Но чтение сегодня другое . Это чаще всего электронные издания, аудиокниги, интерактивные приложения к печатным книгам. Сама пару лет назад не хотела взять в руки подаренную электронную читалку. Как сказал кто-то, не хватало запаха типографской краски и шороха страниц. А потом, за неимением чего почитать в бумажном виде так привыкла, что за волосы не оторвешь.Так что скорее всего именно электронные или аудиокниги будут читать наши маленькие дети и внуки.

    P.S. Недавно а одном украинском супермаркете появилась "Алиса в стране чудес" с прекрасным переводом, в бумажном виде и с чудесными иллюстрациями. Можно ограничиться этим. Но к ней выпущено интерактивное приложение, где самому можно попасть в волшебный мир и поиграть с героями.

    • Наталия Нечухаева, вопрос ведь не форме. Я тоже перешла на различные читалки, мне так удобнее. Но статья про инструменты, которые могут помочь привить ребенку интерес к книге. Это работа над содержанием, осмыслением. Это формирование основных психических процессов. А пример с интерактивным приложением - очень показателен. Для чего приложение? Вызвать интерес к тексту. Как прием очень хорош, но важно, чтобы использовался не всегда. Важно формирование собственного образного восприятия, важен мостик между услышанным и иллюстрацией, возникающей в голове ребенка. Мы еще не до конца знаем, как повлияет информационная революция на психику детей. Профессионалы пугают, иллюстрируя статистикой. Но и вспять не повернуть. Надо как-то приспосабливаться - знать об угрозах, преимуществах и использовать их. Спасибо за интересный отзыв.

      Оценка статьи: 5

  • Александр Бедрицкий Александр Бедрицкий Читатель 29 апреля 2018 в 12:58 отредактирован 29 апреля 2018 в 13:02

    Статья, ставя серьёзные вопросы, начинается с ряда обобщений.

    Дети, что во времена Фонвизина, что завтра будут разными. Одни будут тыкать пальцем в книгу и твердить усталой маме - ситай!!! далсэ!!!, другим и мульт быстро надоест.
    Советы хороши, но они опять таки не применимы в каждом конкретном случае.
    Прежде чем учить, прививать, необходимо выяснить наклонности и способности ребёнка. Который безусловно для родителей, бабушек-дедушек самый что ни наесть самый-самый. И вот только зацепив интерес ребёнка, его можно и заинтересовать самостоятельным чтением. Подспудно прививая навык выписывать понравившиеся места. Ибо только навык письма развивает детей всесторонне.

    • Александр Бедрицкий, но речь идет и о детях, которые не умеют читать! Для начала надо хотя бы научить их читать! И дети, действительно, разные. В статье я и пишу - наблюдайте за своими детьми, выискивайте предпочтения.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гвозденко, это проблема. Не спорю.
        О одних семьях, не зависимо от занятий старших, дети ещё до школы самостоятельно учатся читать-писать, в других и репетиторы безсильны.
        Карма, Сударыня.

        • Александр Бедрицкий, думаю дело в репетиторах )))

          Оценка статьи: 5

          • Елена Гвозденко,
            сравнивал результаты вступительных экзаменов выпускников разных школьных программ. Вуз технический, конкурс маленький, проходной балл высокий. Одни эмоции. С приходом егэ эмоций нет. Одни междометия.
            Вы спрашиваете как научить, и сами даёте ответ - через игру. Если это школа - создаётся некое игровое сообщество, в которое вовлекается остальной "контингент".
            И опять таки условности - что делать женщине-педагогу, у которой - ( перечень проблем)?.
            - Готовых рецептов нет.

            Есть другая сторона проблемы:
            брахманы передавали Веды изустно примерно 7 тысяч лет, когда стали слабеть разумом, придумали искусственный санскрит. Сейчас перестают понимать и написанное.
            Это объективный процесс вырождения людей как биологического вида.
            С каждым поколением одни становятся умней, другие глупей, все прочие остаются без изменений.

  • Да не нужно современному ребенку прививать любовь к книге. К чтению, как особенному источнику получения информации - да. Безусловно. Но при чем здесь бумажная книга? Это людям из прошлого мнится, что под шелест переворачиваемых страниц на них нисходит нечто эдакое...
    А вот научение молодого поколения познанию новых ощущений посредством чтения, используя понятные им электронные вариации - совсем другое дело. Хотя, при нынешних темпах развития информационных технологий, вполне возможны и более радикальные изменения, при которых чтение, в нашем понимании, получит полную отставку.

    • Валерий Сатокин, а что для Вас книга? Форма? Бумажная, электронная? Любовь к чтению - любовь к литературному слову. Да, я считаю, что для малышей предпочтительнее бумажная по целому ряду причин. Хотя бы по прикладной - развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. Для малышей. Это вовсе не означает, что на электронные носители наложены табу.
      Теперь о литературности и альтернативности, которые дают информационные технологии. Думаю, что Вам известен Илон Маск. Так вот, одна из самых закрытых школ в мире - школа, которую он построил для своих детей и детей сотрудников. Информация о ней весьма скупа. Но известно, что планшеты в ней под запретом. А вот классическая литература - нет!!!

      "В 2011 году был проведен эксперимент, опубликованный в журнале Science: было доказано, что студенты, которые имеют постоянный и быстрый доступ к компьютеру (а сейчас это все, потому что планшеты у всех), могут запоминать гораздо меньшее количество информации, чем те, кто был студентом до этой эры. Это значит, что мозг с тех времен изменился...

      Огромное количество детей и вырастающих из них взрослых с дефицитом внимания, которые на одном месте усидеть не могут не потому, что они мерзавцы, ну вот так сложилось. Они не контролируют свое внимание, у них расхлябанная память какая-то, они что-то не знают, как делать. Короче говоря, вот такие метовещи. Этого очень много, количество таких детей растет", - Татьяна Владимировна Черниговская.

      Оценка статьи: 5

      • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 28 апреля 2018 в 22:24 отредактирован 28 апреля 2018 в 22:24

        Елена Гвозденко, первое, у Вас и в анонсе, и на всех картинках пропагандируется именно печатная книга. И Вы настойчиво призываете любить чтение через бумажные издания. Точно также в далеком прошлом поборники рукописных книг клеймили книгу печатную.
        Второе, я и сам не понимаю, для чего нужны планшеты. Но не забывайте, что в школе Маска активно используются компьютеры. И не очень понял Ваш восторженный выпад относительно классической литературы. Насколько мне известно, У Маска иные предпочтения.
        Сам принцип школы без деления на возрастные классы тоже не новость. Он применялся еще в древние времена, но положительных результатов не дал. Маск, наверно, гений, но не во всех областях. Видимо этот момент выпал из его широких познаний. Думаю скоро он узнает о своей оплошности.
        Третье, Вы напрасно полагаете, что нынешние дети способны запоминать существенно меньшее количество информации. Другое дело качественная сторона. А приведенные Вами результаты эксперимента грешат отменной субъективностью.
        Четвертое, Ваши предложения идут вразрез в принципами Вами же упомянутой Школы Илона Маска.

        • Валерий Сатокин, обычно я не отвечаю троллям и тем, кто поддерживает троллинг. Беседы с перебрасыванием взаимными обвинениями - не для меня. Сделаю исключение даже после Вашего поддержания фразы о моих умственных способностях.

          Думаю, что Вы понимаете разницу между компьютерами и гаджетами, которые дети не выпускают из рук.
          Я никогда не говорила, что ярый сторонник именно бумажной книги. Никаких заявлений в анонсе. Но я всегда считала, что для маленьких детей предпочтительнее бумажная. Почему, я тоже достаточно много писала на эту тему. Сама я давно перешла на электронную, просто потому, что мне так удобнее. Я оставила библиотеку самых любимых изданий, но очень редко беру в руки бумажные книги. Для детей пользование гаджетами должно быть подконтрольным. Это мое убеждение. У Вас другое - это Ваш выбор. Не буду тут распространятся о популярности гаджетов среди детей по причине отсутствия ответственности взрослых.

          Теперь о статье. Я не писала статью о том - хорошо или плохо прививать любовь к чтению, не писала статью о пользе чтения. Для меня это не предмет дискуссии. Я слишком уважаю своих читателей, чтобы красть их время на банальности. Статья была о другом. Появилась она после другой статьи об ошибках при обучении чтению. В первой статье я как-раз сделала акцент на том, что современные дети другие, реальность другая, поэтому советские методы работают плохо. Меня справедливо спросили - а как тогда учить? Эта статья - ответ. Она очень конкретна.

          Придется продублировать здесь с расширением.
          Почему важен пример? Мозг - самый мало изученный объект. До сих пор о том, как он работает, слишком много споров, слишком мало информации. Известен эффект зеркала, к примеру, когда у человека, наблюдающего за какой-то деятельностью, возникает очаг возбуждения в зоне, отвечающей за эту деятельность. Это к вопросу о примере с чтением взрослых. Иными словами, ребенок, видящий читающих родителей, уже испытывает напряжение зоны, отвечающей за чтение. Я оставлю в стороне воспитательный аспект.

          Не случайно я писала об атмосферности, о стимуляции интереса. Старый, известный прием.

          Но важен не только акт чтения - слушания, важно осмысление, формирование образного мышления. Значит нужно тестирование на понимание. Я привожу совершенно конкретные методы работы. С объяснением, почему это важно.

          То, что Вы мне пишете, я даже не знаю, что на это отвечать. Это никак не связано со статьей. Я понимаю, что у вас было время погуглить, но при чем здесь деление по возрастам? Какое отношение это имеет к тексту статьи? Пример школы Маска я привела только в контексте контроля и предпочтений гуманитарного образования.

          Выводы, которые я привожу в цитате, это выводы Черниговской, ученого, которого я уважаю. Да, я вижу "эти выводы", потому как продолжаю консультировать как кризис-педагог.

          Думаю, что ответила на все Ваши вопросы. Дальнейшую дискуссию вести не буду.

          Оценка статьи: 5

          • Елена Гвозденко, первое, вот так вот запросто вешать ярлыки (эт я про троллей) не самое благодарное занятие. Второе, Вы привели пример школы Маска, а оказывается хотели выдернуть из неё только то, что Вам удобно. Третье, вести дискуссию - это труд великий, умение признавать оплошности и аргументировать свою точку зрения. Не хотите - удачи Вам.
            P.S. А нет никаких сомнений, что без дополнительной работы над собой, мы - бывшие, рискуем напрочь отстать от них - нынешних в части умственного развития. Как в "Доживем до понедельника": а есть ли у нас что им дать? Цитирую очень примерно, посмотрю - дам точный вариант.

            • Валерий Сатокин, вот в этой Вашей реплике столько искреннего беспокойства о нас и детях...
              Я тоже часто думаю об этом. Мир изменился радикально, что будет через 20-30 лет не знает никто. Я не противник технологий, глупо противиться тому, что неизбежно. Да и сама активно пользуюсь всеми удобными для меня вещами. Это ведь всего лишь инструменты, а как мы воспользуемся - зависит от нас самих. Я не сторонник "отключения" детей от Интернета. Я всего лишь о контроле на первых этапах, этапах раннего развития. То, что статья о детях младшего возраста, по моему, очевидно. Не могла же я предложить лепить Раскольникова или Пьера Безухова ))) Это всего лишь методы, работающие методы, подключения интереса к художественному слову. Методы, направленные на развитие. Я вообще считаю, что определяющим в образовании сейчас должно стать именно развитие.

              По поводу ярлыков - почти сутки атаки персоны, которая создает страницы в день выхода моих статей. С совершенно непотребными оскорблениями в мой адрес. А теперь посмотрите дату создания страницы "Серафимы". Почему-то обвинение в троллинге Вас задело, а Ваша подпись под ее высказыванием о моих весьма скромных умственных способностях, меня задеть не должна.

              Оценка статьи: 5

          • Елена Гвозденко,
            А я вас поддержу. Не отрицаю пользу современных гаджетов для обучения, получения информации, для общения. Современные дети порой умеют включить игру или мультик на планшете раньше, чем научатся как следует говорить.
            И чтение обычных книг, это как раз то, что Владимир Сатокин назвал "новыми ощущениями".
            Электронная книга это удобно, практично, экономно. Но она не заменит удовольствие выбирать книги в магазине, листать пахнущие типографской краской томики, рассматривать иллюстрации. А потом спешить домой с выбранной книгой, на ходу начиная читать первую главу.

            • Татьяна Пучкова, помните наш диалог после статьи о том, как не надо учить чтению? Вы тогда справедливо отметили, что я рассказала о типичных ошибках родителей - педагогов, но не рассказала как учить. Именно после Вашей реплики возникла мысль об этой статье. Она очень конкретна и методы, описанные в ней, опробованы многократно. Эти методы хороши и на этапе, когда малыш учиться чтению. Я вообще не планировала вести дискуссию о бумажных и электронных книжках, тем более, что этой темы я касаюсь и в других своих статьях (внимание вниманию, к примеру).

              Оценка статьи: 5

          • Серафима Гольц Серафима Гольц Читатель 29 апреля 2018 в 11:05 отредактирован 20 мая 2018 в 14:57

            Елена Гвозденко, о да, это сегодня модно. Если нет ответа, то обязятельно найдутся троли и фейк. И да, дети тут будут посообразительней.
            А если вы, Елена, что-то хотели возразить нам, без этих обид и капризов, то могли бы уложиться в одно предложение.
            А пока - незачет)

            Оценка статьи: 2

  • Прививайте детям адекватное, соразмерное и критическое отношение к книгам. Умение читать избирательно.

    В недавнем советские люди безоговорочно убеждены в абсолютной пользе книги и стремятся свою страсть привить и нормальным, не имеющей этой "болезни" детям.

    • Игорь Ткачев, "болезни"? Разумеется, не все книги стоят прочтения, да и невозможно любить "все книги" ))) Для начала все-же неплохо привить любовь к литературному слову и научить читать.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гвозденко, польза чтения несомненна!

        Оценка статьи: 5

        • Людмила Белан-Черногор, необходима скорее.

          Оценка статьи: 5

          • Серафима Гольц Серафима Гольц Читатель 28 апреля 2018 в 18:42 отредактирован 20 мая 2018 в 14:58

            Елена Гвозденко, вы пытаетесь нас убедить в том, что читать хорошо, как будто сейчас 1918 год. Это вам зачем? Какую задачу вы видели, когда писали?
            Польза конечна несомненна, но вы могли бы быть посовременней. Польза чтения твиттера в 140 (280) знаков? Польза чего? Книг?
            Вроде того: любите дети книги, но где их взять я не скажу.
            Что читать? Как читать? ЗАЧЕМ читать? Ни на один вопрос статья не отвечает. Классический междусобойчик училок)

            Оценка статьи: 2

            • Серафима Гольц, давайте по порядку. Сначала отсыл к году. Помню, была сильно удивлена, столкнувшись с людьми, не умеющими читать. В наше время. Это реальность, увы.
              Я никого не пытаюсь убедить, что читать хорошо. Для меня это аксиома. После статьи "Как отбить у ребенка любовь к чтению" возникли вопросы, а как привить. Задача статьи - высветить реальные проблемы, с которыми сталкивается современный ребенок. Я не ставила перед собой прикладной задачи указать список книг, адреса магазинов и т.д.

              Оценка статьи: 5

              • Серафима Гольц Серафима Гольц Читатель 28 апреля 2018 в 20:38 отредактирован 20 мая 2018 в 14:58

                Елена Гвозденко, раз вы столь были удивлены неумеющими читать, значит это был очень эмоциональный порядок. А раз эмоциональный, значит запоминающийся. И где это вы видели людей неумеющих читать? Что это за враньё?
                То что вы называете "реальными проблемами" - современные дети о них даже не дагадываются.
                Может вам лучше встать с дивана и увидеть мир, встретиться с этими детьми? Уверяю вас, вы очень отстаёте в умственном развитии в сравнении с ними.

                Оценка статьи: 2

            • Серафима Гольц Серафима Гольц Читатель 28 апреля 2018 в 18:57 отредактирован 20 мая 2018 в 14:58

              Вот Людмила Белан-Черногор говорит, что польза чтения несомненна, а вы ей отвечаете: "необходима скорее".
              Это что? Поясните. По вашему, польза необходима?
              Польза либо есть, либо её нет. Как она может быть необходима, да ещё и скорее.
              Нет, эта статья только с натяжкой можно назвать посредственной.
              Поверьте, я знаю о чём говорю.

              Оценка статьи: 2