Елена Гвозденко Грандмастер

Как самостоятельно определить степень готовности ребенка к школе? Итоги и рекомендации

Прежде чем подвести итоги тестирования ребенка, оцениваем каждый показатель, особенно по тем заданиям, где ребенок получил минимальные баллы.

Фото: Bob_Dmyt, pixabay.com

Если он плохо ориентируется в обозначениях частей целого, это означает, что у него, возможно, плохо развиты такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Перейти ко второй части статьи

Если ребенок быстро утомляется, отвлекается — значит, нуждается в корректировке внимания, памяти.

Плохое произношение какого-либо звука надо постараться исправить еще до школы, сделав акцент на логопедической работе.

Итак:

  • 69−74 балла.

У ребенка высокий уровень интеллектуального развития. Он соответствует возрастным стандартам и готов к школе.

  • 49−68 баллов.

Средний уровень развития. У ребенка есть проблемы. Обратите внимание на разделы, за которые он получил «1» и «0».

  • 39−49 баллов.

Ниже среднего уровня. Не соответствует возрастным стандартам. У ребенка нарушена познавательно-интеллектуальная деятельность. Необходима диагностика проблем и работа по активизации мыслительных операций, внимания, памяти. Требуется коррекция речи.

  • Менее 39 баллов.

Очень низкий уровень развития, не соответствует возрастным стандартам. Недоразвитие носит стойкий характер. Среди причин — физиологические нарушения или серьезная педагогическая запущенность. Ребенок нуждается в коррекционной работе специалистов (невролога, психолога, психиатра, логопеда). В дальнейшем подобное расстройство приведет к снижению эффективности обучения и может негативно повлиять на психическое состояние ребенка.

Чтобы сориентироваться в возможных проблемах, нужно оценить еще несколько параметров, среди которых — развитие моторики. Существуют специальные тесты, позволяющие определить, насколько развита моторика. Этот тест проводят по аналогии с предыдущими, оценивая каждое задание «+» или «-», в конце выставляя баллы — 0, 1, 2.

Состояние общей моторики:

  • координированная ходьба с согласованным движением рук («+», «-»);
  • прыжки на двух ногах на месте и с продвижением («+», «-»);
  • стойка на одной ноге («+», «-»);
  • прыжки на одной ноге на месте («+», «-»);
  • выполнение заданий: стой, подними левую руку, правую ногу, попрыгай и т. д. («+», «-»);
  • метание («+», «-»).

Ставим баллы.

Состояние мелкой моторики:

  • согласованность движений обеих рук (правильно, неправильно);
  • полноценное движение каждой руки; поочередно правой и левой рукой выкладываем мозаику, фигуры из спичек, фасоли, застегиваем пуговицы, шнуруем (правильно, неправильно);
  • как держит карандаш правой и левой рукой (правильно, неправильно);
  • умеет ли работать ножницами;
  • оцениваем качество штриховки шаблонов (линии направлены в одну сторону, близко прилегают друг к другу, одинаковой толщины, не выходят за границы).

Ставим «2» только в том случае, если ребенок выполнил все задания качественно.

3−4 балла — хороший результат, соответствующий возрасту.

1−2 балла — ниже возрастной нормы, обратите внимание на развитие моторики.

0 баллов — не соответствует возрасту.

Для оценки состояния речевого аппарата и качества дикции надо обратить внимание на следующие моменты:

  • разборчивость речи;
  • внятность;
  • темп (нормальный, замедленный, ускоренный);
  • дыхание (поверхностное, глубокое);
  • речевое дыхание (недостаточное в процессе речи, отсутствие носового);
  • голос (тихий, громкий, хриплый, затухающий, носовой оттенок).

Важно следить за словарным запасом ребенка. Доктор педагогических наук, профессор Ефим Аронович Аркин, автор теоретических основ дошкольного воспитания, так определял рост речевого словаря:

  • 1 год — 9 слов.
  • 1 год 6 месяцев — 39 слов. В речи появляются предложения.
  • 2 года — 300 слов. Фразы из 2−3 слов.
  • 3 года 6 месяцев — 1110 слов. Наличие сложных предложений.
  • 4 года — 1926 слов.

Этот тест не только покажет уровень готовности ребенка к школе, но и поможет сформировать коррекционную работу с ребенком, выявив слабые стороны развития. Вы сможете выяснить степень вовлечения специалистов и определиться с их профессиональной направленностью.

Обновлено 28.05.2018
Статья размещена на сайте 18.05.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: