Елена Гвозденко Грандмастер

Как рассказать ребенку о звуках? Сказка «Странный лес»

Еще до школы ребенок знакомится с понятиями «звук» и «буква». Умение вычленять звуки из речи — показатель состояния фонематического слуха, основа речевого развития. Обучающая сказка «Странный лес» поможет объяснить вашему малышу, что такое звук.

Фото: Depositphotos

За зелеными полями, за высокими лесами, за глубокими реками…

Что? Мой дорогой юный друг, ты спрашиваешь, почему все самые загадочные вещи происходят именно за этими самыми лесами, горами и реками, не обозначенными на карте? Почему?

Есть еще чудеса Тридевятого царства, Тридесятого государства и особые приключения на море-океане, на острове Буяне. Ты проверял, искал в Интернете Тридевятое царство и остров Буян и не нашел?

Если честно, то я и сама не знаю, где находится лес, в котором живут звуки. Я попала туда совершенно случайно. Во сне. А перед сном я очень люблю читать интересные книги. И как-то раз…

«А, М, Р, Ы, К, С, Г, Д, В, У, З…»

Что такое? Кто это говорит со мной на непонятном языке? Какой странный лес, все деревья покрыты разноцветными цветами. Я же знаю, что ромашки — вовсе не деревья, почему вдруг липа цветет ромашками, а на елке распустились лилии? Красиво, будто собралась к детишкам на Новый год.

«Б, Г, И, Т, Р, Ж, Х, Ч». Что такое? Опять эти странные ЗВУКИ.

— Отгадала, отгадала, — послышалось из-за куста, увешенного яблоками. Мы-то с вами знаем, что яблоки растут на деревьях, а не на кустах, но в этом лесу все наоборот.

— Что я отгадала? — спросила я, пытаясь разглядеть своего собеседника.

— Отгадала. Это волшебный лес, в котором живут звуки.

— Позвольте, но звуки живут везде. И в моем городе, и в моем доме, даже в моей квартире.

— У тебя есть дом? — спросила невидимка.

— Конечно.

— И у нас есть свой дом — это наш волшебный лес. Но мы бываем повсюду, просто очень любим путешествовать.

— И не только, — раздался другой голос. Он звучал как-то глухо, будто был простужен, — мы еще и работаем.

— Работаете? — Удивилась я.

— У нас много работы, — затараторил звонкий голос, — без нашей работы вы все давно пропали бы.

— Так уж и пропали? — не поверила я.

—  Конечно, — снова отозвался простуженный, — вы бы просто перестали понимать друг друга.

— Ведь вся ваша речь состоит из звуков. Мы постоянно трудимся, собирая слова, а слова в предложения, а уж из предложений получаются целые истории.

— Или сказки.

— Или даже стихи!

— Не могли бы вы показаться? Я как-то не привыкла общаться с теми, кто прячется, — попросила я.

— Увы, мы невидимы.

— Зато прекрасно слышимы. Я, например, звук З. Слышишь, какой я звонкий. З-З-З-З.

— Похоже на комариный писк.

— Ха-ха-ха, — рассмеялся простуженный голос. — Здорово тебя дразнят, зазнайка! Разрешите представиться, я — С. С-С-С.

— Теперь мне кажется, что свистит чайник.

— Я и правда звучу, как свист, немного глуховато, — не обиделся С.

— И чем вы тут занимаетесь?

— Мы играем в превращалки. Смотри!

На поляне появилась … коза. Самая настоящая белая коза, с большими рогами и бородой. Она побежала на меня, нацелив рога.

— Ой, ой, ой! — закричала я.

Но не успела коза добежать, как превратилась в… косу. Самую настоящую косу, которой косят траву.

Эти двое невидимых хихикали надо мной.

— Коза-коса, я поняла, вы просто меняетесь местами.

А ты, дружок, заметил, подмену? Давай произнесем еще раз, если ты услышишь звонкого задаваку З, то подними правую руку, а если глухого скромного С — левую.

КОЗА, КОСА.

Пока мы с тобой играли, лес куда-то делся. Зато вместо него появился огромный столб, по которому лезет… заяц. Никак не могу привыкнуть, что мы в волшебном лесу.

— Что за чудеса?

— А ты не поняла? Мы превратили лес в…

— Во что?

— Догадайся сама.

Ребята, помогите мне. По-моему, лес нельзя превратить в зайца или столб (леЗ).

— Конечно, заяц что делал?

Ну вот, пропал и столб, и заяц, а вместо него появился длинный забор. Бесконечный, я бы сказала.

— Это так вы гостей встречаете?

— Присмотрись, видишь щель между досками?

— Зазор?

— Да, — обрадовались С и З.

Стоило мне обнаружить зазор, как от забора и следа не осталось. Вместо него в чистом поле стоял умывальник, из которого текла вода.

— Засор?

— Ну мы так не играем — сразу догадалась.

А вы, ребята, догадаетесь, найдете место в словах, где наши новые знакомые устроили чехарду?

ЗаЗор — заСор.

— Ой, мы заигрались, — неожиданно стало тихо.

— Звуки, звуки! — звала я, но никто не откликался. От этой тишины я проснулась.

Обновлено 6.06.2018
Статья размещена на сайте 31.05.2018

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: