Независимое исследование
Елена Гвозденко Грандмастер

Начальная школа. Какие подводные камни прячет методика В. И. Жохова?

Методика обучения в начальной школе по системе Жохова набирает популярность. «Природосообразное обучение, развитие мозга, обучение в радости», — каких только восторженных откликов не встретишь в Интернете. Очень много эмоций и крайне мало информации.

Фото: Depositphotos

Система полностью закрыта. Ни книг, ни разъясняющих технологий, ни публикаций уважаемого человека, ни иллюстраций уроков, ни обсуждений педагогического сообщества, ни мониторинга результатов — ничего. Тайна. И эта тайна сильно настораживает.

Кто же такой Жохов Владимир Иванович? В чем суть его системы?

В. И. Жохов 45 лет проработал в школе учителем математики и физики, 35 лет методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей. Более 30 лет разрабатывал педагогическую систему «УниК». И интересная, на мой взгляд, информация: в настоящий момент — руководитель Департамента развития общего образования Центрального института системного развития государства, бизнеса, человека.

Владимир Иванович Жохов
Владимир Иванович Жохов
Фото: Источник

Если содержание методики скрыто от ненужных разработчику взглядов, то восторженных презентаций, наполненных какими-то заоблачными обещаниями, предостаточно.

«Предвыборные» обещания:

  • «снижение заболеваемости в два-три раза;
  • дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу;
  • качественное изменение отношений со сверстниками и взрослыми;
  • сохранение и развитие потенциала, заложенного природой;
  • нормализуется познавательная активность детей, как в школе, так и дома или в секциях;
  • значительное увеличение объема усвоенных знаний и умений (за 4 месяца работы дети легко изучают основной материал 2 лет обучения);
  • улучшаются социально-психологические показатели: дети поют, танцуют, не стесняются публичных выступлений;
  • ученики быстрее растут, укрепляется иммунитет, улучшается состояние опорно-двигательного аппарата».

И прочее в таком же духе. К концу первого класса дети освоят счет до миллиона, таблицу умножения, грамотное письмо и осмысленное чтение. В некоторых рекламных статьях пишут, что методика позволяет обучить полному курсу начальной школы всего за год!

Начальная школа. Какие подводные камни прячет методика В. И. Жохова?
Фото: Depositphotos

Просто школа будущего! Удивительно, что на страницах, посвященных этому чуду педагогической мысли, совершенно нет отрицательных отзывов, лишь «смотрела и плакала». И это тоже настораживает. Новая методика должна раскрывать рациональное содержание, а не манипулировать чувствами.

Для поверхностного ознакомления (иное просто невозможно в условиях повышенной секретности) пришлось перерыть множество материала, найти страницы тех, кто прошел через жоховскую систему, и по крупицам собрать основное содержание. Да, мое представление может быть ошибочным, но в этом вина организаторов, предлагающих провести эксперимент над собственными детьми под воздействием рекламных трюков.

Первый принцип — принцип природосообразности, сохранение и улучшение здоровья. Кто из родителей не обратит на него внимание? Чем же он достигается? Основной способ — свободное перемещение во время урока, отсутствие дисциплины в привычном понимании.

Жохов уверяет, что возможность двигаться, ходить по классу, выходить из него по желанию — уже залог дисциплины. Хотя и делает ремарку на некие иные, опять-таки тайные, методы.

Из отзывов, которые, снова по словам форумчан, стираются сторонниками реформы:

  • Дети сильно устают, многие засыпают на партах, закрывая руками уши.
  • Учителя 5 классов испытывают большие трудности с выпускниками, их невозможно организовать.
  • У многих психологические проблемы, они отстают в развитии.

Можно, разумеется, решить, что это происки недоброжелателей. Но давайте представим. Вы решили поменять работу, выбрав сферу, в которой у вас нет никаких знаний. Вы посещаете курсы по 4 часа каждый день. Эти часы все что-то говорят, передвигаются, постоянный шум, невозможность сосредоточиться, постоянно сменяющиеся картинки на мониторе, весь курс проходит с использованием только интерактивной доски, поэтому все это время вы вынуждены смотреть на нее.

Обучение выстраивается изолированными блоками, т. е. 4 минуты вам, скажем, объясняли деталь конвейера, а затем 4 минуты — виды колбас, следующие 4 минуты — маркетинговый подход к реализации продукции, и т. д. Уроки строятся именно по такому принципу, спасибо неравнодушной родительнице, которая с совершенно иной целью выложила конспект одного из занятий.

Вы решили, что так обучить невозможно? Отнюдь. Эти блоки повторяются в различной вариативности много-много раз. Если вам 100 раз показать виды колбас, то вы автоматически запомните эту информацию.

Что дает подобное обучение? Да, ребенок свободно может выучить счет до миллиона и таблицу умножения к концу первого класса. Он может довести до навыка воспроизведение букв, но где здесь понятийная основа, где развитие мыслительных операций? В наш век обилия информации и сложностей с устойчивым вниманием, клиповым восприятием — разрушительнее системы невозможно представить.

Сам Жохов постоянно обращается к теме развития мозга, особенно его лобных долей.

«Мы получаем ребенка детсадовского с несформированным вниманием. У него в безобразном состоянии лобные доли, и пока мы внимание не организуем, на это месяц потребуется, разобраться с лобными долями, надо чтобы отвлекающих факторов просто не было. Грубо говоря, надо сделать так, чтобы просто некуда было больше смотреть: картинка на экране и больше ничего…»

Нейропсихологи утверждают, что специально развить лобные доли ребенка невозможно! Это ошибочная бытовая теория! Но даже если возможно, то где результаты исследований, где заключения специалистов, где мониторинг выпускников? Ничего! Просто заявления. Допустим, я скажу, что после прочтения этой статьи ваша лобная доля разовьется на 0,5%, вы мне поверите?

На одной из страниц с рекламой жоховской системы я нашла информацию о книге, которая легла в основу методики. Это книга Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Книга, наполненная специфическими терминами, но чрезвычайно интересная тем, кто интересуется функциями мозга. И с первой же главы нахожу массу противоречий с «гениальной» методикой. Думаю, что выбор «теоретических основ» пал именно на эту книгу потому, что она довольно сложно воспринимается человеком неподготовленным.

Что же нового по сути предложил В. Жохов?

Принцип природосообразности, развивающего обучения был введен еще Иоганном Генрихом Песталоцци около 250 лет назад. Вся советская педагогика широко использовала методы, разработанные Песталоцци. Свободное перемещение во время урока вовсе не плохая форма, но стоит ли использовать ее постоянно? Весьма оправданно было бы использовать во время адаптации или каких-то креативных приемов обучения.

В большинстве случаев это ведет не к сохранению здоровья, а к его разрушению — к недоразвитию внимания, памяти, неврозам. Это хаос, и часто — плохо контролируемый хаос. Дело в том, что провозглашая некую свободу детей и родителей, сам разработчик пользуется весьма авторитарными методами. Педагогов назначает он (правда, иногда предлагая вариативность на старте). Родители не могут самостоятельно поменять учителя.

Начальная школа. Какие подводные камни прячет методика В. И. Жохова?
Фото: Depositphotos

Многие родители пишут, что дети болеют не реже, чем обычные. Да, снятое напряжение от статичной позы, но постоянный шум, движение, рассеянность внимания, постоянный просмотр монитора с меняющимися картинками.

Обучение блоками. Это не новое направление, более того, учителя и в далеком СССР профессионально меняли виды деятельности каждые 5 минут. Это то, что вытекает из азов знаний возрастной психологии. Более того, современные маркетологи, ораторы прекрасно пользуются особенностями внимания, каждые несколько минут переключая на другой объект.

О метапредметных уроках, интегрировании. В Сети я нашла весьма неплохой пример со сказкой «Колобок». Это когда на чтении дети читают сказку, на математике — просчитывают маршрут Колобка. Прием, действительно, хороший. Почему он хорош?

Наша цивилизация движется в сторону интегрированных открытий и наук. Это становится все заметнее. Финская система образования выстроена на интеграции. Это когда обрисовывают проблему и решают ее методами физики, географии, экономики, психологии и т. д. Да, будущее за интеграцией. Но должна быть логическая связь, хотя бы как в примере «Колобка», когда используется одна сказка как инструмент. Дети не развивают собственное творчество, но им предлагается модель, в которой один инструмент может нести разную функциональную нагрузку.

Но тот конспект урока, который случайно оказался в свободном доступе, не содержит даже признаков интеграции. В лучшем случае это метапредмет по аналогии с метафизикой. Детям предлагали 5 минут работать с простейшим анализом слова (начало 1 класса), а затем перескакивали на повторение таблицы умножения (2 класс).

С большой гордостью сторонники сообщают, что дети овладевают счетом до миллиона к концу первого года. Зачем? Зачем этот навык (а это просто навык) без осмысления понятия числа? Зачем считать до тысячи, если не усвоить, что число выполняет различные функции, являясь порядковым номером, количественной характеристикой. Без понятий о составе числа — основы математических вычислений? Зачем навыки без причинно-следственных связей? О каком развитии мышления может идти речь?

В методике Жохова нет прописей и не развивается мелкая моторика
В методике Жохова нет прописей и не развивается мелкая моторика
Фото: Depositphotos

Цитата Жохова о письме:

«Обычный подход — это развитие мелкой моторики, то есть, двигая пальчиками, мы пытаемся на самом деле развивать мозг, эти управляющие центры. Работа неблагодарная. Знаете, сколько времени детям приходится проводить за прописями, совершенно подражательная обезьянья работа. А так, чтобы уж очень быстро накапливали технику письма, этого ведь нет. Это каждодневная дрессура, механическое повторение. Каждый день надо по часу с этими прописями ребенку сидеть работать, а конечная цель какая, мозг развить, потому что мышцам пальцев мы ничего не прибавляем. Они какие были, такие и есть. Тренируются что — центры управляющие, которые этими мышцами заведуют. Принципиальное отличие, что мы делаем — мы идем наоборот.

Мы сразу активно начинаем работать с мозгом, развиваем мозг. Здесь у нас, в первую очередь, применяется математика, а потом уже, используя развитый мозг, и писать начинаем. Оказывается, почему у нас дети намного быстрее, чем в обычных классах, развиваются и без такой тренировки — дрессировки обходятся. Потому, что у них сразу начинает активно работать мозг, мы развиваем мозг, а он управляет движениями мышц. Вот мы и получаем к новому году из первоклассников, фактически, третьеклассников по письму. Это — новый подход».

Во-первых, мы прибавляем мышцам пальцев. Мелкая моторика — чрезвычайно важна! При движении пальцев активизируются центры мозга, отвечающие за мышление и речь. Но важны еще эти мелкие мышцы, письмо рукой еще никто не отменял. Попробуйте вы, с вашим взрослым, развитым мозгом, скажем, связать свитер. Посмотрите мастер-класс и свяжите. Необходим навык.

«У нас в классе показывали хорошие результаты те же 6−8 человек, в основном те, кто старше (7−8 лет на момент первого класса), с остальными — сидели и дотягивали дома, как дотягивала и я — и по русскому, и по математике, дотягивала, не зная сути методики — до средних требований по классу».

«Русский язык и правописание — можете сразу забыть. Что дочка написала — не может разобрать сама. У нас почти все в классе так пишут, кто не так — занимаются чистописанием дома. Они не пишут, а срисовывают, вкривь и вкось, не отрабатывают строчные буквы, не знают технику письма, обводят буквы по 2−3 раза, соединения букв не проходят!!!»

«Читать умела и до школы — лучше НЕ стала (спасибо, что не хуже)».

«Математика — сильная, но есть ли смысл делать из ребенка ходячего калькулятора? Все равно мы ее тянули дома!»

Из форумных отзывов (орфография и пунктуация сохранены).

Обратите внимание на математику. Многие родители отмечают сильную математику, но повторяют, что это «калькуляторные» знания. Не логика, не анализ, не логика — навыки вычисления.

Родители жалуются на постоянную смену заданий — «времени подумать нет». Дети не анализируют материал, стремятся выкрикнуть ответ.

Так почему же столь популярная методика овеяна ореолом тайны? Есть два объяснения.

«Вам нужно понимать, что автор методики продает (да-да именно продает, а не то, что он говорит на своих рекламных встречах) свои диски только на один год и ставит своего учителя», — пишет одна из родительниц.

Озвучена и сумма — 55 тысяч рублей за год с класса общеобразовательной школы, 80 тысяч — с частной.

Так что это? Маркетинг, сеть, приносящая доход разработчику, или…

Меня насторожила фраза одной родительницы в обсуждении:

есть ежедневные задания, в том числе нейропсихологические, в достаточном количестве.

Что это за нейропсихологические задания, включают ли методы нейролингвистического программирования, то есть непосредственно грубого вторжения в психику вашего ребенка?

Какую систему обучения выбрать — решать вам. Но нельзя в выборе полагаться на эмоции.

Обновлено 12.06.2018
Статья размещена на сайте 2.06.2018

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Поражаюсь родителям, которые отдают детей в такие экспериментальные группы...

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Белан-Черногор, родительские амбиции помноженные на полное отсутствие критичности. Отзывы - сплошные эмоции, как у адептов секты. Отрицательные стирают, только восторженные.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гвозденко, именно отсутствие критики должно настораживать.
        Думаю, что отдают детей в такие группы амбициозные, очень молодые родители, которым открылись все окна в мир, но воспользоваться этим благом они не смогли...

        Оценка статьи: 5

  • Помните в "Республике ШКИД" уроки? "Ребята.Это утка.На уроке грамматики мы будем учиться писать это слово , на уроке биологии мы будем изучать ее строение...."Но ведь отказались от этого .Все таки каждая методика должна проходить испытание .потом получать лицензию и только тогда ее можно применять .Иначе на выходе мы получим орду не способную ни усвоить , ни применить хоть какие то знания ...И будут у нас работать в точных сферах китайцы .а наши будут толпами и стадами бродить по просторам . не зная куда приткнуться...

    • Галина Мищенко, да, все давно известно, все применялось в советской школе. Нужны новые формы, как и новое содержание, но они должны быть продуманы! А лицензию простой новатор вряд ли получит, я не случайно сделала акцент на должностях. И должна быть полемика - что скрывать перед педагогическим и родительским сообществом, если так уверен в методике?

      Оценка статьи: 5