Елена Гвозденко Грандмастер

Учиться легко! Как изжить страх словарных слов?

Всем нам еще по школьному курсу хорошо знаком список «страшных» словарных слов, которые надо обязательно запоминать. Независимые от всех правил языка, эти слова пишутся совсем не так, как слышатся. И запоминать их надо до автоматизма, до неосознанного распознавания, навыка.

Фото: Depositphotos

Как же помочь ребенку развить этот навык? Как ускорить запоминание, убрать страх перед такими словами?

Для начала поймем, что навыки такого рода формируются на платформе зрительной памяти. У ребенка должен «сохраниться файл»: сАпОги, а не сОпаги или сапАги. А это значит, визуальный образ этого слова должен встречаться очень часто.

Я советую родителям для лучшего запоминания материала, требующего механической памяти, делать визуальные карточки. Хорошо размещать их у спального места. В моменты засыпания и пробуждения фотографическая память особенно активна. Хорошо, если вы смастерите или приобретете доску или тканевое наборное полотно с кармашками, на которых легко менять информационные таблички.

Подготовьте визуальный материал - карточки со словарными словами
Подготовьте визуальный материал — карточки со словарными словами
Фото: Depositphotos

Не пытайтесь запомнить большое количество слов сразу. Их не должно быть больше 5 одновременно в начальной школе и 7−11 для более взрослых. Почему именно 11? Психологи утверждают, что в зоне внимания одного человека не может быть более 11 объектов. Это относится и к внутреннему вниманию ребенка.

Перед сном и сразу после пробуждения медленно читаем слова. Родители могут менять их порядок, стимулируя внимание. Надо определить самые трудные, слова, в которых ребенок делает больше всего ошибок. Выпишите их для себя. Они — объект вашего пристального внимания. Можно использовать прием «агрессивной визуализации», разместив карточки с этими словами по всей квартире. Но это не всегда срабатывает. Важно отказаться от давления, чтение карточек должно превратиться в игру.

Но есть еще одна причина, способствующая ошибкам. Казалось бы, ребенок усвоил, запомнил, а в тексте опять написал неправильно. Почему? Давайте подумаем вместе. Мы предложили для запоминания определенный файл — написанный определенным шрифтом, определенного цвета и т. д. Мы не учили ребенка распознавать это слово, выделять его из текста, не давали вариативности написания.

Выучили слова - закрепляйте!
Выучили слова — закрепляйте!
Фото: Depositphotos

Что же делать? Разумеется, играть! Играем с особо трудными словами. Задание — найти слово «сапоги» не менее 10 раз. Подключайте домашних, отмечайте рядом со словом каждую такую «находку». Читайте рекламные тексты, информацию на витринах, подкладывайте ребенку журналы мод с искомым словом. Превратите это все в семейную игру. Пусть близкие фотографируют, фиксируют, «ищут спрятавшиеся сапоги».

Найдите тексты, в которых встречается это слово. Эта часть задания очень важна. Предложите на время найти его в тексте. Старайтесь использовать различные форматы — рекламные листовки, рукописный текст, журнальная статья, текст с монитора. Никогда не проходите мимо неправильно написанного слова. Это большая удача. Подстройте ситуацию, в которой ребенок сам увидит чужую ошибку.

Отслеживайте результаты. Обязательно хвалите ребенка за успехи в борьбе со «словами вне правил».

Статья опубликована в выпуске 31.10.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: