Появляются видео, на которых учителя проявляют агрессию. Вопиющий случай с учительницей из Северодвинска, наказывающей учеников скакалкой, стал поводом для возбуждения уголовного дела. Женщина устроила прилюдное избиение подростков за нерадивое отношение к учебе. Из видео ясно, избиения практикуются не впервые. Пострадавшие подростки — воспитанники детского дома. На Сахалине учительница на уроке унизила ученицу из-за дырки на одежде. И таких случаев все больше.
Ученики и родители отвечают все той же агрессией. Издевательства, угрозы, клевета, шантаж, а иногда и открытое насилие. Взрывы, стрельба, поножовщина — мы столкнулись с явлениями, которые трудно осмыслить, выработать алгоритмы противодействия. Очевидно, проявления буллинга — признак нездоровья системы образования.
Недавно узнала, что знакомая учительница попала в больницу с инсультом после проверок, инициированных родителями одного из учеников. И вовсе не по поводу учительской агрессии, а просто потому, что родительские обязанности переложили на плечи педагога и с формулировкой «не нашла подхода» пошли писать по всем инстанциям. И человек, проработавший около 30 лет в школе, выпустивший много благодарных учеников, лежит в больнице с инсультом.
В условиях, когда отчет важнее реального результата, администрация школы довольно часто встает на сторону жалующихся, редко кто имеет смелость защитить сотрудника, если это грозит мерами в отношении самих работников администрации.
Причины кризиса лежат в области неопределенности. У нас нет ясной картины вектора развития школы. На сегодняшний день образовательные учреждения — странная эклектика форм и смыслов.
На родительских форумах разгораются страсти, а именно на этих площадках родители формируют чаяния: от тоски по советской школе до требований свободы (вседозволенности) их детям. Практически каждый пост — перекладывание ответственности. Общество кардинально изменило свое отношение к учителям. Школа теперь — способ выпустить пары агрессии, а не место сотрудничества в развитии детей. Было бы наивно призывать стороны к отказу от эгоцентричности, призывать смотреть на ситуацию глазами оппонента.
Есть ли выход? В начале этого года в Министерстве образования прошло совещание, на котором обсуждалось создание мобильных структур психологической помощи детям. Эта идея мне кажется вполне здравой. Неплохо создать специальные группы реагирования из числа профессиональных психологов и опытных педагогов, которые выезжали бы на места и оказывали скорую психолого-педагогическую помощь. Но это экстренная мера, мера локального воздействия.
Разумеется, надо срочно снижать бюрократический прессинг учителей — один из главных факторов выгорания. Действия педагогов ограничены всевозможными регламентами, главная функция образования переместилась в область их исполнения.
Необходимы специальные курсы, тренинги, необходимо обучение коммуникациям. Необходим абрис будущей школы, понимание изменившихся требований времени.
Но что делать родителям? Как вести себя, если кажется, что ребенку сложно в школе, если он подвергается психологическому воздействию?
- В первую очередь попытаться найти контакт с учителем. Дать почувствовать, что вы — союзники, выслушать его претензии. В большинстве случаев удается выработать единую схему действий.
- Если конфликт не удалось погасить, попробуйте обратиться в администрацию.
- Можно, разумеется, сменить школу, но это радикальный, часто травмирующий, метод.
Помните, свобода не означает вседозволенности. Ваш ребенок должен приобрести навыки общения в социуме, помогите ему. Изоляцией, особыми условиями проблемы не решить. В домашних разговорах, в сетевом общении проявляйте уважение. Только тогда вы можете рассчитывать на взаимность.
Что делать, если учитель недостаточно грамотен, компетентен? Если это системные ошибки, вряд ли вы найдете общий язык с таким учителем. Следует поставить в известность руководство школы.
Ситуация не меняется или повторяется с другими педагогами этой школы? Подумайте о смене образовательного учреждения. В свое время мы перевели дочку в другую школу именно по этой причине.
Мы находимся во времени «опрокинутой иерархии», времени неустойчивых психологических установок. И это время требует от каждого особой мудрости.
Учителя сейчас по максимуму отстранены от общения с родителями, обратной связь-ноль, из детей высасывают все соки лишь бы рейтинг класса и школы был на «ура», хотя знания в основном, даются детям не учителями ( которые бегло и без особых разъяснений), а родителями. Родители в свою очередь учат больше детей, а тот кто с детьми не учат-получают твёрдые «3» и вовсе складывают руки. Оттого и требовательность к учителям. А учителя валят все на школьную систему образования. Сейчас у учителей хорошие надбавки ( премии), поэтому Школа дерёт с них в три шкуры, педагоги сейчас несут ответственность за все, что происходит с ребёнком в школе ( но замечу, не за его знания! Его незнание будут валить на родителей). Получается сейчас мы пришли к тому, что школа стала местом для времяпрепровождения, для самых смышлёных и желающих учится-есть шанс и получать знания, если быстро схватывать и дома прорабатывать, для иных деток все более печально.
0 Ответить
Маруся Солнечная, большое спасибо за Ваш комментарий. Вы очень точно показали родительскую точку зрения. Не знаю, где у учителей хорошие надбавки, возможно, речь идет о Москве. В регионах у многих учителей нищенские зарплаты. Я сейчас не работаю в школе, но очень много знакомых в этой среде. Зарплаты по 11-13. Никаких премий не предусмотрено, есть повышающие коэф., но они мизерные. До 20 мало кто дотягивает, это с перегрузками. Требовательность вовсе не потому, что премии, а потому, что образование ориентировано на отчеты. Хороший - плохой определяют по отчетам, коих такое количество, что они занимают все свободное время. Объективно - качество обучения падает. И единственный выход - умение искать компромиссы, учиться понимать друг друга и сотрудничать.
0 Ответить
Очень хочется верить, что это переходное время пройдёт, а не станет нормой...
С уважением,
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Людмила Белан-Черногор, я тоже надеюсь.
1 Ответить