• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Риторика. Что такое средства выразительности?

Талантливый оратор всегда актер. Его речь настолько выразительна, что способна держать внимание слушателей. Можно ли научиться такой технике выразительности?

Талантливый оратор всегда актер Фото: Depositphotos

Перейти к четвертой части статьи

Вслушайтесь в речь профессионального рассказчика. Голос во время чтения «играет свою мелодию», понижая и повышая тон, делая паузы разной длительности, выделяет главные слова. Логические и эмоциональные акценты улучшают восприятие. А есть еще такие инструменты, как темп, громкость, сила голоса.

Задача средств выразительности — передать заложенный автором смысл, чувства. Из школьного курса мы помним, что предложения (фразы, законченные мысли) бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Учим ребенка распознавать различные по окраске фразы и произносить правильно.

Учите ребенка эмоциональной речи
Учите ребенка эмоциональной речи
Фото: Depositphotos

Игра «Задай вопрос». Стимулируйте ребенка на формулирование всевозможных вопросов.

  • Миша ходит в детский сад?
  • Лена занимается плаванием?
  • Что растет на грядке?
  • Земля — планета Солнечной системы?

Произносим с разной интонацией, отслеживая изменение смысла.

— Катя идет в школу.

Говорите ребенку, что это просто факт, сообщение о Кате, которая идет в школу.

— Катя идет в школу?

Следите за изменением интонации на вопросительную.

— Катя идет в школу!

В восклицании важно передать сильную эмоцию.

Каждый раз спрашиваете, кто и когда мог это произнести, зачем это сказано (сообщить, задать вопрос, передать радость, удивление).

— В ноябре выпал снег.
— В ноябре выпал снег?
— В ноябре выпал снег!

Главное по смыслу слово выделяем смысловым ударением
Главное по смыслу слово выделяем смысловым ударением
Фото: Depositphotos

Важно знать:

  • Слова в предложении пишутся раздельно, а произносятся слитно.
  • Паузы на письме обозначают знаками препинания.
  • Паузы различны по долготе. В конце фразы они длиннее, чем в середине предложения.
  • Чем больше части связаны по смыслу, тем короче пауза между ними.

Поработать над ритмом текста можно с помощью игры в барабанщики. Отмечаем ударом паузы, рассказывая (слушая) текст. Два удара — долгая пауза, один — короткая.

Посадил дед репку.//
Выросла репка большая — пребольшая.//
Пошел дед дергать репку. //
Тянет — потянет, / вытянуть не может. //
Позвал дед бабку. //
Бабка за дедку, /, дедка за репку, / тянут — потянут, / вытянуть не могут. //

Выразительность чтения всегда зависит от понимания текста
Выразительность чтения всегда зависит от понимания текста
Фото: Depositphotos

Главное слово. Главное по смыслу слово мы выделяем смысловым ударением. Для этого существуют определенные приемы: замедление темпа, повышение или понижение тона, иногда обособляем паузами.

Изменение логического ударения меняет смысл предложения:

  • На поляне росла высокая СОСНА.
  • На поляне росла высокая СОСНА?
  • На поляне росла ВЫСОКАЯ сосна?

Наблюдайте с ребенком за изменением смысла и способом его передачи с помощью логического ударения.

Развитие речи и выразительность чтения всегда зависит от понимания текста. Перед декламацией обязательно убедитесь, что ребенку понятен как основной смысл, так и отдельные слова и словосочетания.

Если ребенок не понимает текст, то не сможет выразительно его рассказать
Если ребенок не понимает текст, то не сможет выразительно его рассказать
Фото: Depositphotos

Помню, в первом классе никак не могла запомнить стихотворение Пушкина, заданное нам для заучивания.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Для городской девочки картина затопленного луга не знакома. Кроме того, я совершенно не понимала слова «вешние», «окрестные».

Для тестирования понимания составьте вопросы по тексту, попросите передать основной смысл как всего произведения, так и отдельных фрагментов.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 1.02.2019
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая статья.
    У меня на уроках дети, читая тексты на английском, то и дело норовят в конце повествовательного предложения увести интонацию вверх.
    Зачем они это делают - не знаю. То ли в школе привыкли, то ли замечания им не делают...
    Я первое время тоже не делала.
    Потом, когда уже уши "резать"начало - стала поправлять.
    В ответ услышала: "А какая разница?"
    Почему-то детки решили, что если язык "чужой" - можно говорить всё, что захочешь. И интонацию менять по собственному усмотрению.
    Не знаю, как там школьные учителя, а я сейчас за каждое предложение "сражаюсь". И за произношение, и за интонацию. Дело, конечно, идёт медленно. Но идёт!

    Оценка статьи: 5

  • Елена, посоветовала ваши статьи молодой маме, спасибо вам передаёт.
    С теплом,

    Оценка статьи: 5