Высшее юридическое образование является очень популярным, что подтверждает количество в России вузов с юридическими факультетами — более 750. В течение 5−7 лет родители тратят средства на содержание ребенка, а возможно, и на оплату дорогостоящего образования на контракте, но означает ли это для студентов юрфаков обеспеченное и благоустроенное будущее, как это было еще 10−20 лет назад?
На данный момент можно сказать, что потребности общества в юристах, в целом, вполне удовлетворены. Государство в большинстве случаев молодых юристов уже не трудоустраивает, а существующие ниши заняты выпускниками прошлых лет. Юридический рынок труда и рынок юридических услуг являются высоко конкурентными «красными», а не «голубыми океанами». Клерки низшего звена, выполняющие работу в сфере права невысокой квалификации, получают заработную плату намного меньшую, чем трудящиеся на других, с первого взгляда, менее престижных работах.
Львиную часть работы правоведов в последние несколько лет забрали новые технологии. Так, открытие многофункциональных центров и порталов предоставления государственных и муниципальных услуг, ведение приема по системе «единого окна», упразднение многих административных процедур уже лишило множество юристов, предоставлявших правовую помощь в этих «нишах», работы, поскольку граждане теперь могут получать государственные услуги напрямую, не прибегая к специальной правовой помощи.
Массовое распространение получили правовые базы данных, в которых каждый желающий может скачать консультацию, шаблон договора или иного документа в рамках небольшой абонентской платы. Качество этих «типовых» документов может быть приемлемым или даже высоким, но не хуже, чем у «рядового юриста». Поэтому для множеств предприятий, учреждений, организаций потребность в корпоративном юристе отпала или штат департамента сильно сократился.
Бесплатные письменные и видеоконсультации, шаблоны правовых документов (нередко весьма сомнительного качества), размещенные в Интернете, позволяют гражданам воспользоваться ими без помощи специалиста и также сокращают спрос на юридические услуги.
Вышеуказанные тенденции развились буквально в последнее десятилетие, но они продолжатся. Соответственно, можно спрогнозировать, что на юридическом рынке труда останутся только высокооплачиваемые, высококвалифицированные специалисты, способные предоставлять нестандартные услуги и творческий подход к юриспруденции. Им придется (и уже сейчас приходится) непрерывно повышать свою квалификацию, осваивать новые акты законодательства и новые правовые технологии.
Но я вовсе не отговариваю вас получать высшее юридическое образование. У него свои достоинства.
- Во-первых, знания в сфере права всегда пригодятся вам в вашей собственной жизни. Полезно знать свои права и обязанности. Правоведение является одним из самых универсальных видов образования для общего развития.
- Во-вторых, правовые знания (хотя бы базовые) необходимы во многих других отраслях, например в торговле, в управленческой деятельности.
- В-третьих, потребность общества в юристах высокой квалификации останется вечной: кому-то нужно будет писать законы, разрешать споры, наказывать за правонарушения.
Так что если вы не находите у себя склонностей к юриспруденции — желания помогать людям и служить защите прав человека, внимательности, творческого и аналитического мышления, трудолюбия и других качеств, необходимых в этой области, которая, как думают многие обыватели, представляет из себя вовсе не «болтовню», а тяжелый интеллектуальный труд, возможно, вам стоит рассмотреть другую, более современную и менее распространенную, специализацию.
Возрастает роль интенсивного высокотехнологического образования, интернет-образования или даже обучения непосредственно во время работы на инновационных специальностях, по которым еще вообще нет отдельного высшего образования. Даже избрав рабочую специальность и став профессионалом своего дела, вы, вероятно, сможете стать более успешным и обеспеченным, чем посредственный юрист.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...