У каждого слова есть значение. Но не только слова имеют значение и смысл. Смысл есть и в звуках, и в их сочетаниях.
Что касается звукоподражательных слов типа ку-ку или ку-ка-ре-ку, то тут все понятно. Слово гром и звуками своими гремит, шелест — шелестит, писк — пищит, хрип — хрипит.
Слова стрела, стремительно, страж, стрекоза, ястреб, быстро, струна, встреча, острый, остров имеют значение, связанное с движением, с чем-то острым, резким. И все они содержат сочетание СТР. Это не случайно.
Попросите своих знакомых сказать: какой звук им кажется больше — И или О? Скорее всего, вам ответят: О. Спросите, что грубее — И или Р? Вам ответят: Р. Какой звук лучше — Д или Ф? Ясно, что Д.
Вспомните, мы говорим «мягкие и твердые согласные». Но ведь звуки нельзя потрогать. Не могут они обладать и ростом, хотя мы привыкли говорить: звуки высокие и низкие. Видимо, что-то есть такое, что заставляет нас считать: А приятнее, чем Х, О светлее Ы, Р быстрее Ш, Л мягче Б.
Профессор А. П. Журавлев с группой ученых провели множество экспериментов и пришли к выводу, что все звуки имеют свой цвет, форму, значение. Эти исследования подтверждают мысль, что наша звуковая речь имеет ещё и цветовую окраску.
Если рассматривать гласные звуки, то почти все скажут, что буква А красного цвета. И — синего цвета, У — темно-синего или сине-зеленого цвета, О, Ё — оранжевые, Я — розовая, Ы — черная, коричневая, Э — желто-зелёного, Е — белого цвета.
Все слова мы может разделить по цветам. В зависимости от того, «какого цвета» текст или стихотворение, формируется наше к нему отношение, наше ощущение его. Например, возьмем отрывок из цикла С. Есенина «Персидские мотивы»:
Воздух прозрачный и синий,
Выйду в цветочные чащи.
Путник, в лазурь уходящий
Ты не дойдешь до пустыни.
Воздух прозрачный и синий.
Все стихотворение овеяно светлой грустью не только потому, что в неё три раза назван синий цвет. Звук И превышает норму в два раза, создавая ощущение синевы. Звук У также превышает норму, вызывая ощущение темно-синего или сине-зеленого цвета. Поэтому при чтении этого стихотворения у нас нет радости (хотя и воздух прозрачный, и цветочные чащи).
Представить себе двух фантастических животных: одно круглое и пушистое, а другое похоже на остроконечную звезду. Одного зовут мамалына, а другого — жаваруга. Конечно же, вы скажете, что мамалына круглая и добрая, а жаваруга остроугольная и колючая.
Выходит, что слова у нас все разноцветные, разноформенные. Колючим, темным словом можно обидеть, а мягким и светлым — порадовать.
А какого цвета ваши слова?
Интересно. Хочется на практике с текстами и стихами побаловаться . Спасибо1
0 Ответить
Шикарно. Благодарю за напоминание состояния парения. Замечал за собою, что когда объясняю что-либо эмоциональное, пытаюсь передать образ описанием звука, цвета и запаха.... Кста, позже, вспоминая, довольно интересная картина вырисовывается...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
у меня с цветами туго - скорее образы. Интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В предпоследнем абзаце мамалына.
А в другой статье я уже тоже писала, что с детства вижу буквы в цвете. Только вот совпадает лишь красная А. Да и то наверно именно из-за букваря
Остальные звуки совсем по-другому вижу.
0 Ответить
В предпоследнем абзаце это название мифического существа. Ну сделала его еще более мифическим.
0 Ответить
Ой, это мне, значит, показалось, что во втором случае написание другое
Курсив меня попутал...
0 Ответить
читала исследования совсем недавние, естессно - зарубежные , только порядка 1-2% людей могут видеть цвет и обонять звуки. А все мы, остальные, воспринимаем на уровне эмоций, в зависимости от воспитания, среды и прочая...
А за статью - 5, интересная
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"прочитала заголовок и сразу ответила "красного"! а на вопрос "почему" ответить не смогла..."
Большинство людей скажут, что звук "А" красного цвета. А вы не задумывались, что это еще может быть вызвано тем, что в привычном нам с детства "Букваре", буква "А" почти всегда на картинке соседствовала с арбузом. "А" - "Арбуз", красная мякоть в разрезе)))
А статья очень понравилась. Я еще помню в глубоком детстве, лет с четырех, а может и чуть раньше, ассоциировала зуки с цветом, причем не ориентируясь на Букварь... как-то само выходило. Но сильно отличается восприятие от примеров, приведенных в статье. "И" и "В" - однозначно у меня зелеые, до сих пор. "Е", "Ё", "З" - розово-красные... и так далее - каждую букву и сейчас вижу в цвете. И каждую цифру тоже. И еще разделяю цифры на темные(даже атмосфера их словно угнетающе-мрачная) и светлые. И до сих пор не пойму - почему у меня один и девять записаны в светлые, а два, семь и восемь - в темные... Никакой логики не вижу))))) Просто так есть и все.
Спасибо - вернули меня в детство прямо - 5! и никак иначе
0 Ответить
заметила, что тут "Ы – черная коричневая" не хвататет запятой
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно!
Только много тире вместо маленьких дефисов.
0 Ответить
прочитала заголовок и сразу ответила "красного"! а на вопрос "почему" ответить не смогла...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сколько людей, столько и форм восприятия, способов реагирования.
0 Ответить
Любопытная статья. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Занятно.
0 Ответить
Наталья, профессор Журавлев исследовал эмоциональную составляющую звуков, а профессор Наговицын - когнитивную
0 Ответить
Это не единственная книга Журавлева. Есть "Звук и смысл" , "Фонетическое значение".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Совершенно верно. У нас дома есть. Но как раз "смысл" и "значение" рассматриваются там с точки зрения эмоциональной составляющей, в т.ч. и с использованием цветового аспекта.
А у Наговицына в книге есть словарь когнитивных значений звуков и их сочетаний.
0 Ответить
Наталья, посмотрите вот эту статью, а особенно - комментарии к ней. К вашей теме хорошо идет.
0 Ответить
Да, но тут более конкретно. А так подходит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить