Сам термин «Голубая лента Атлантики» появился в начале 40-х годов XIX века, учредил этот приз владелец компании, которой принадлежали быстрейшие из лайнеров, пересекавших Атлантику. Судно — рекордсмен в скорости — имело право нести на мачте голубую ленту призера. Время победителя с нескольких суток изменилось до нескольких часов. Почти через сто лет приз получил физическое воплощение, был изготовлен специальный кубок с изображениями кораблей-рекордсменов (британских «Грейт Уэстерна» и «Мавритании», итальянского «Рекса» и французской «Нормандии»). За рекорды в пересечении океана его удостаивались 29 лайнеров.
Последний рекорд поставил американский лайнер «Юнайтед Стейтс» (1952 год), пересекший океан за 3 суток и 12 часов. Так закончилась 114-летняя история приза. По этой причине знаменитый кубок и по сей день хранится в Филадельфии, США. Теперь наступила пора авиалайнеров, сокративших время в пути через океаны раз в 20!
Не случайно идею «Голубой ленты» подхватили океанские гребцы, у которых скорости сравнимы с обычным пешеходом, а время пересечения океана исчислялось сотнями или десятками дней. Условия для установления рекордов — идеальные. Потому в январе 2011 года состоялись первые старты четырех гребных лодок в субтропиках Атлантики. Это и была первая гонка за приз «Голубой ленты океанской гребли». Этот приз был учрежден в Обществе океанских гребцов при содействии редакции Книги рекордов Гиннесса и других родственных организаций, причастных к океанским гребным марафонам. Он представляет собой фигурку морского конька, восседающего на земном шаре.
Желание побить рекорд становится правилом
Заметим сразу, что с появлением скоростного рекорда тут же находились желающие его улучшить. Но не все так просто, как оказалось… Скажем, самое первое пересечение Атлантики от Нью-Йорка до Англии на 5,5-метровой лодке «Фокс» совершили норвежские рыбаки Джордж Гарбо и Фрэнк Сэмуэлсен в 1896 году всего за 55 дней и 13 часов. Далее последовали множество попыток улучшить этот рекорд. Но увы, этого не получалось целых 114 лет. Лишь в прошедшем 2010 году четверка британцев с неугомонным сокрушителем рекордов Левеном Брауном прошла на 7-метрой лодке маршрут именитых норвежцев почти на 12 суток быстрее. Впрочем, гребцов было четверо. Разве рекорд был побит?
Другой рекорд на самой популярной трассе в субтропиках и тропиках Атлантики установили в 1992 году 11 французов на 16-метровой галере «Мондиале». Время пересечения Атлантики по маршруту о. Пальма — о. Мартиника составило 35 суток и 8 с половиной часов… Настырные британцы, извечные соперники французов на море, пытались в течение 15 лет покорить этот рекорд. Но тщетно.
Тогда в 2007 году уже упомянутый Левен Браун взял у французов в аренду лодку-рекордсменку, стоявшую доселе в парижском музее, и с британско-ирландской командой из 14 гребцов на обновленной «Мондиале-2» установили-таки новый рекорд: 33 суток и 7,5 часов. Случилось это в 2008 году.
Рекорд «Мондиале-2» — стандарт для борьбы за приз «Голубой ленты океанской гребли»
Заметим, что гонки океанских гребцов проводились регулярно с 1993 года. Отмечались победители, указывался временной рекорд. Но никаких поощрений, денежных или иных призов!
Теперь же, с 2010 года «Общество океанских гребцов» утвердило рекордное плавание «Мондиале-2» в качестве стандарта для последующих попыток улучшить рекорды в скорости пересечения Атлантики на гребных лодках. Было рассчитано, что «Мондиале-2» показала среднюю скорость 3.255 узла. Эта скорость является главным показателем для получения учрежденного приза «Голубая лента океанской гребли», присуждаемого за самую высокую скорость на маршруте.
Рекордсмен гонки — британский тримаран «Hallin Marine»
Первой лодкой, покорившей рекорд «Мондиале-2», оказалась лодка-тримаран «Hallin Marine». Лодку построили в Нью-Йорке в компании «ROC Expedition» (дизайнеры Рой Финлей и Курт Хьюз). Шестерку британцев возглавил 56-летний шкипер Дэвид Хоскинг. Среди пяти гребцов-мужчин — одна 29-летняя женщина.
Лодка и впрямь необычна. Длина главного корпуса — 12.2 метра, причем корпус необычайно узок: в самом широком месте всего 1 метр! В этой самой широкой части разместились три подвижных слайда-сидения для гребцов. Старт тримарана состоялся в марине Сан Мигель на острове Тенерифе.
Спустя 31 день 23 часа и 31 минуту лодка ткнулась в горячий песок на пляже порта Сент-Чарльз на о. Барбадос с триумфом победителя и рекордсмена. Скорость тримарана на переходе — 3,84 узла, перекрыла рекордную скорость «Мондиале-2», равную 3,255 узла! Залив свою команду струями шампанского, шкипер Дэвид, однако, о владении призом не помышлял, дожидаясь финиша лодки-соперника «Sara G».
11-метровая «Sara G» — победитель гонки и обладатель приза
Шкипер команды Мэт Краугвелл сам построил свою собственную традиционную лодку c тремя гребными слайдами-сидениями для парной гребли (каждый гребет двумя веслами). Ее длина 11 метров, ширина 1.8 метра. Лодка таких размеров необычно легкая: с гребцами и снаряжением весит не более 1750 кг.
Сразу бросается в глаза, что Мэт для гонки в 2011 году полностью сменил команду. Теперь его шестерка — это гребцы из Британии, Ирландии, Исландии и Мальты. Средний возраст гребцов — 30 лет. Они набирались не по принципу их стажа или опытности в гребле. В команде, к примеру, два гребца до этого понятия не имели о гребле и тем не менее блестяще прошли испытание невероятными тяготами.
Лодка стартовала в порту Тарфая (Марокко) и финишировала у причала в порту Сент-Чарльз на острове Барбадос на глазах пришедшей ранее команды тримарана «Hallin Marine». Именно «Sara G» с шестью гребцами стала победителем гонки, показав среднюю скорость 3,90 узла, и получила приз «Голубая лента океанской гребли».
Аутсайдеры-новаторы на катамаране и лодке с распашными веслами
Третье место в гонке занял международный экипаж с 16 гребцами на первом в истории гребли гребном катамаране «Big Blue» с распашными веслами — ноу-хау американской компании «ROC Expedition» в Нью-Йорке. Любопытно, что президентом и исполнительным директором этой компании является гражданин Грузии 36-летний Давид Давлианидзе, прибывший в США в 1997 году. Заметим, на каждом корпусе катамарана устроено по 4 гребных слайда-сидения и каждый гребец работает одним веслом.
Четвертая лодка «Британия-3» с новаторским широким корпусом позволила разместить по 4 гребца с распашными веслами на каждом борту. Как и на катамаране американцев, здесь каждый гребет одним веслом. Шкипер на лодке с командой из 14 человек — 38-летний Саймон Чок, выдающийся британский гребец, организатор океанских гребных марафонов и 5-кратный покоритель двух океанов.
Пока новаторская идея с распашными веслами себя не оправдала. Только будущее решит, какая система гребли победит: парная или распашная…
С.И. Белкин "Голубая лента Атлантики" в своё время неоднократно перечитывал. К сожалению книгу утерял, а в электронке не нашёл. Но по теме в курсе.
Я всё прекрасно понял, но если упоминаете внимательно формулируйте то что излагаете.
Можно было Сказать, что так мол и так, в 1838 г. был учреждён приз ГЛА, первым обладателем была ГИ (его судьба тема отдельной стаьи!), затем ряд не менее знаменитых кораблей....., а в 1935 г. был учреждён кубок, его первым обладателем были "Рекс" и Нормандия. Последним ЮС, чей рекорд побит в 1990...
Да и был ли в этом смысл после пояаления регулярных авиаперевозо? В наст. время приз хранится в музее ...
В общем где то так. Можно ведь написать кратко и понятно, не вводя людей в заблуждение? Внимательно почитайте свой текст получается что обладателей было всего несколько. После ГИ сразу Мавритания, причём не понятно почему Мавритания, а не допустим Бремен или Европа? В общем не обижайтесь замечания были по делу.
Лучше что не сказать чем до читателей донести искажённую
фактическую информацию. Если бы просто ошибки я бы так не зверствовал (в смысле кола).
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Андрей, привет!
Все что Вы излагаете и даже с большими подробностями прописано в книге: С.И. Белкин "Голубая лента Атлантики", Ленинград, "Судостроение", 1990г., 240 страниц. Я пишу о призе для океанских гребцов, а о предтече этого приза - Голубой ленте Атлантики -лишь кратко упоминаю. Не цитировать же 240 прекрасных страниц. И без того 5000 знаков мало для изложения МОЕГО предмета. Компиляция - не мой жанр. Новенького и без того хватает в тех же книжных ворохах о Голубой ленте.Например, скандальный финал Голубой ленты устроили британцы. Конечно, приз в США, а жаль. И вот в 1990 году британский лайнер "Ховер спид Бритн" пересекает Атлантику за 3 суток, 9 часов и 18 минут, утерев нос заносчивым янки. Но обогнав "Юнайтед Стейтс" на 2 часа и 42 минуты, британцы сделали булавочный укол, не более того...
С Уважением ВГ
0 Ответить
«Сам термин «Голубая лента Атлантики» появился в 1838 году, когда быстрейшим из лайнеров, пересекавших Атлантику, оказался британский «Грейт Уэстерн». Следом за ним рекордами в пересечении океана прославились британская «Мавритания», итальянский «Рекс» и французская «Нормандия». Их названия были нанесены на изготовленном вскоре специальном кубке. Судно – рекордсмен в скорости, имело право нести на мачте голубую ленту призера. Время победителя с нескольких суток изменилось до нескольких часов.»
Круто!
Интересно, а ХОТЬ какие-то источники Вы читали по теме?
Первым действительно был «Грейт Уэстерн", но потом была «Британия»(1840), а «Мавритания» победила только В 1909г.(через 71 год), между ними было ещё 20 кораблей. А между «Мавританией» и «Рексом»(1933) : «Бремен»(1929) и «Европа»(1930), ну а после «Рекса» (наконец удачное попадание – «Нормандия»(1935)). До 1935 года была только голубая лента, а первым обладателем ИЗГОТОВЛЕННОГО кубка (Подставка из оникса. На ней сидит чета посейдонов и стоят две фигуры Ники держащие земной шар) был «Рекс» , затем «Нормандия».
Более подробно
читать дальше →
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Андрей Владимиров, спасибо, поправили.
0 Ответить