Отсюда к старту крестового кольца — на машинах вдоль новых границ России с молитвами и покаянием.
Провожать лодку «Русь Святая» я почитал своим долгом. И не только потому, что был советчиком Георгия Карпенко на стадии проектирования лодки и на ее испытаниях на Волге в Костроме осенью 2007 года. Тогда более всего распоряжался главный строитель лодки, яхтсмен и житель тех мест Леонид Макаров. В рассказе о троице смельчаков я использую электронную переписку с руководителем похода Георгием Карпенко и его телефонные звонки.
Трое в лодке и сама лодка
Пурга, бушевавшая накануне моего приезда в Архангельск 18 мая 2008 г., поутихла к утру, и все запорошило белым. Я отыскал Парусный центр «Норд» в Соломбале на речке Кузнечихе. Здесь у причала, засыпанная снегом, стояла «Русь Святая», а рядом на причале невообразимая груда походного снаряжения.
К вечеру догребли до Красной пристани — месту торжественного старта. Позади маячил памятник Петру Великому, а впереди светилась маковка Свято-Никольского храма. В лодке вся команда. Руководитель похода — 57-летний Георгий Карпенко из г. Пушкино. Второй — его земляк — 37-летний Андрей Деев — участник сложных морских, лыжных, сплавных и пеших походов. Третий участник в прошлом профессиональный спортсмен, а теперь по духу экспедиции едва ли не главная фигура в Крестном ходе — 33-летний священник Дмитрий Лукьянов, клирик Белгородской и Старооскольской епархии. Замечу, что экспедицию благословил патриарх Алексий еще в декабре 2007 г.
А лодка! 7 метров в длину при ширине 1,9 метра и со съемными шверцами — она отвечала канонам гребно-парусного судна с осадкой в 40 см. Дюралевая мачта позволяла поднимать паруса — стаксель и грот с суммарной площадью 10 кв. метров. На лодке не последняя вещь особая печурка и дрова. Арктика, все-таки.
Архангельск, 19 мая. Старт Крестного хода
Утром 19 мая состоялась литургия в Свято-Никольском храме, а после нее состоялся красочный Крестный ход. Заключительная церемония на Красной пристани с молитвами и песнопениями началась ровно в 11 утра. А через 20 минут Георгий Карпенко, Андрей Деев и священник Дмитрий Лукьянов занимают свои места в лодке, и тут же отдаются все концы. Андрей делает первые гребки, но и без них течение Северной Двины несет лодку, и «Русь Святая» стремительно удаляется под моросящим дождем. Все говорят, что это хороший знак для Крестного хода. С берега понеслось разноголосье: Счастливого плавания! Семь футов под килем! Храни вас Бог!
В Белом море встречные ветры и льды
Подробности похода в дневниках Георгия столь объемны, детальны и эмоциональны, что мне приходится просто кратко их изложить. Каково это, грести в шторм! Парус при встречном ветре ставить приходится нечасто. Вот застряли во льдах, сели на отмель, и в отлив 6 часов можно отдыхать. Уставший от морской болезни Дмитрий заметно оживляется, увлеченно фотографирует неведомые ему доселе пейзажи. В походе он главный фотограф и оператор видеосъемок. Зато Георгий и Андрей помогают Дмитрию в переноске икон, облачения и всего нужного при проведении крещения, божественных литургий
Через пять дней ледового плавания — поселок Шойна. На высоком берегу барак, и на нем огромная надпись: «Попали Вы в…», а чуть ниже и помельче: Welcomе. Шутники и здесь водятся. Позади почти 500 километров на веслах.
Здесь и был открыт счет акций Крестного хода: две божественные литургии и 25 крещений, в числе которых и военные.
По морю Баренца
Следующие остановки уже в Баренцевом море, после выхода из Белого моря. В Индиге, где строится грандиозный порт для вывоза тех самых 30 миллионов тонн нефти, ежегодно добываемой со скважин на побережье и с платформ на шельфе, Дмитрий проводит крещение по 10 — 15 человек одновременно, с утра до вечера. Идет поток, в основном — женщины и дети. Мужскому населению сегодня некогда — надо бить пролетного гуся…
В порт Варандей «Русь Святая» пришла с опозданием — подходы к нему забиты льдами. Здесь развернулась грандиозная стройка… Порт по разливу нефти в танкеры практически построен, труба подведена. «Лукойл» и «иже с ним» работают по западному образцу. В деревянной, построенной с иголочки часовне Дмитрий совершил молебен.
Нетрудно заметить, что каждый переход состоит из томительного ожидания ледового прогноза и реального преодоления льдов в прибрежной полосе. Впечатления от «нефтегазовой» новизны и лагерно-барачного прошлого всех потрясают. Перед входом в Карское море укрывались от шторма на метеостанции «Мыс Белый Нос» рядом с развалинами бараков бывшего на этом месте лагеря политзаключенных.
В Карском море к финишу Крестного хода
Не стали заходить в обжитую и современную Амдерму. Надо было спешить к Ямалу, что наши мореходы и сделали после короткой стоянки в Усть-Каре. Здесь Дмитрий совершил божественную литургию с исповедями и причастиями, и крестил 50 местных жителей.
Потом короткие остановки на метеостанциях Марресаля и Харасавей, где более заняты добычей газа; наши мореходы обогнули Ямал. К острову Шокальского для укрытия добирались с невольным купанием, зато во всей красе видели полное затмение солнца. Это случилось 1 августа в 14 час. 30 мин.
Финиш лодочной части Крестного хода завершился 7 августа. Итак, 80 суток похода и 2640 километров пройденного пути от Архангельска. На осколках западного ветра, с помутненными от недосыпу мозгами, наши мореходы влетели в Диксон. Была глубокая солнечная ночь. Пограничник, нарушая традицию, с легкой и доброй улыбкой смотрел на них с пирса, встречая «Русь Святую»…
Василий Галенко,"безумству храбрых поём мы песню!" Извините за повтор.Лучше не скажешь. Очень всё интересно. Мало информации для чайников, как сейчас говорят.Гребли по очереди, гребной день часов15, вёсла метра по 3. Да там четверых на раз нужно.Лодка с виду как резиновая?
А в чём идея то Крёстного Хода? Окрестить всех по пути? Там что некому этим заняться, ждали вас? Церковь сейчас везде лезет. И тут вы,и батюшку вам нашли. Кто вас спонсировал?
Оценка статьи 5. А вот идея...,атеист я.Осталось Крёстный Ход в космосе.
0 Ответить
Василий Галенко, "безумству храбрых поем мы песню!" видимо, продолжение будет следовать? Чем завершился этот крестный ход? Ведь если ожидать "попутных" ледоколов и кораблей.. сколько же времени надо для того что бы попасть во Владивосток? Или же они дошли только до Диксона? Почему -то в прессе мало писали об этом событии, я лично впервые слышу об этом .
Однажды, путешествуя по Белому морю до Соловков, наш пассажирский корабль попал в 6-бальный шторм, хорошо помню как нас болтало по столовой, как падали ложки-кружки со столиков. Продолжалось это действо часа 2, потом стало утихать. Впечатления незабываемые.
оценка 5
0 Ответить