Медитация и… самореализация
Боевое искусство — это искусство взаимодействия головы и тела в наибольшей степени. Именно в этом, на мой взгляд, первое и главное отличие любого БИ от любого же вида спорта. Безусловно, голова нужна для всего — даже в стрелялках побеждать. Но именно в боевом искусстве взаимодействие и концентрация всех физических способностей — от дыхания до направления силы, позиции и применения правил — связаны с работой головного мозга максимально.
Почему же всё-таки мы наблюдаем отсутствие внятного обоснования и пояснения ментальной практики в БИ?
Во-первых, как было уже сказано повыше — коренная медитация — занятие, европеиду несвойственное. Усадить мастера с чёрным поясом на бёдрах в позу лотоса и велеть расслабиться, полуприкрыв глаза, сжав зубы и используя брюшное дыхание — можно. Только добиться при этом от мастера медитативной практики вряд ли получится.
Во-вторых, и это вполне объяснимо, «трудности перевода». Далеко не каждый мастер готов тратить время и силы на то, чтобы научить адепта медитативной практике. Повторюсь, настоящая практика — это годы упорных тренировок. Только почему-то, когда мы говорим о годах, потраченных на приобретение знаний и силы, это нас не удивляет, а вот постичь природу будды или левитировать над ёлкой охота уже завтра. Более того, в любой ментальной практике, годной, в том числе и для БИ, есть свои особенности, которые литературными и методическими ресурсами не передашь. И что ещё важнее — есть устойчивое ощущение, что делать этого нельзя. У меня есть знания, которыми я не стану делиться в популярной статье. У вас они тоже есть. Они есть и у моего учителя. Это уже частная практика. Частная ментальная практика именно с вашим учителем.
В-третьих, а заодно в последних. Зачастую в школах БИ нет чёткого понимания — нужна ли эта практика вообще, поскольку жизнь школы напрямую зависит от количества учеников, соревнований, достижений — всё тех же сертификатов и поясов — и вновь учеников. Кушать ведь сегодняшним адептам тоже надо… По этой причине, имея даже теоретически обоснованную потребность в базовых медитативных практиках, школы БИ не уделяют им внимания. Оттого и «медитация»: сели, успокоили мысли, подышали, представили себе огненный шар, который прошёл из правой руки в левую, ещё подышали, молодцы. Вреда — никакого. Пользы — немножко, потому что успокоили сердечно-сосудистую систему, выровняли дыхание и отдохнули. Тётки на фитнесе тоже так делают. Говорят, целлюлит быстрее рассасывается.
Но, исходя из всей состоявшейся беседы, цепляемся за недосказанность. Медитация в БИ — нужна. Она просто необходима адепту, стремящемуся быть скользящим питоном и внезапным тигром. А потому собираем формулу.
Медитация в боевом искусстве — это ментальная тренировка, направленная на развитие интуиции, улучшение координации движений, установку чёткого самоконтроля и управление своим эмоциональным состоянием.
Если вам недостаточно подышать в неудобной позе во время тренировок; если тренер не может внятно вам объяснить смысл производимых пассов руками и вы никак не можете дождаться «ощущения движения Ци»; если вы стремитесь полноценно овладеть выбранным вами боевым искусством — учитесь медитации. Традиционно в каждой системе БИ «там, в горах, за каменной стеной монастыря» используется своя, авторская техника медитации — так же, как каждое БИ, доводясь до явного физического совершенства, трансформируется в новую, авторскую школу. Но есть одна, базовая практика, с которой начинается любая медитация, как БИ начинается с правильной стойки. Это ментальная практика отключения задач. Она хорошо известна как «дзадзэн» — «сидячая медитация».
Её основа и смысл заключается в полном рассредоточении тела и ума через их успокоение. Именно таким способом адепт может тренировать свои тело и ум. Кажущаяся простота этого занятия заканчивается там, где у вас сначала зачешется, а потом вы станете «не думать о белой обезьяне». Советуя вам дзадзэн, я не рискую вашим здоровьем и одновременно серьёзно озадачиваю, предупреждая о том, что эта практика исторически «работает» годами. В некоторых школах вообще принято считать, что регулярная многолетняя практика дзадзэн способна доставить адепта к спонтанному мышлению и «природе будды». Однако в нашем случае важно то, что, тренируя полное отключение всех внешних факторов, созерцаний и мыслей, мы тренируем своё сознание и тело через максимальный отдых, практически им недоступный. Словно разобрав весь механизм на детали и очистив-смазав каждую, собираем его снова. Лучше? Бесспорно.
О дзадзэне можно найти достаточное количество качественной литературы — это актуально в том случае, если вас интересует история вопроса и количество коренных школ, практикующих дзадзэн. Сама практика очень проста: учитесь отключаться. И обязательно помните, что практиковать дзадзэн вы должны в той позе, которая вам удобна, а не в той, в которой «правильно». Если вам комфортно брюшное дыхание — используйте его. Если пока нет (и куда смотрит ваш тренер…) — учитесь дышать, а потом совместите практику с дыханием на комфортном уровне.
И конечно, с надеждой, ещё одно пожелание. Найдите учителя. Это может быть эмчи-лама из ближайшего буддийского дацана. Может быть знакомый основателя вашей школы. Но он должен стать именно вашим учителем. Мистические личности из центра оздоровления личности с косичками в бородах для этого не годятся. Будьте осторожны. И — медитируйте!
С позицией автора полностью согласен. Особенно с той частью, что не всё можно рассказывать в популярном издании. А то ведь, действительно, начитаются, пробовать начнут, число психических заболеваний увеличится.
Оценка статьи: 5
0 Ответить