Однако не все мы обладаем способностями Ли… да, честно говоря, и его работоспособностью. Он мог себе позволить «зависеть от движений» соперника. Но не всем такое удается на практике, хотя именно такой линии поведения обычно и учат.
Проще говоря, мы реагируем на чужую атаку наиболее адекватным способом из тех, что нам известны. Проблема в одном: правильно и вовремя «считывать» чужие намерения.
Это получается благодаря либо природным способностям, либо опыту. Способности есть не у всех, а опыт можно и не успеть приобрести. На тренировках новички обычно начинают с отработки базовой техники в одиночку. Конечно, редко когда пытаются довести одиночное исполнение до совершенства прежде, чем поставить в новичка в пару. Оттачивание техники — работа на годы! Понял, как делать — параллельно с одиночной приступаем к работе в парах.
Тут обычно возникает первая непонятность. Отработка в паре оказывается много сложнее одиночной. Теперь нужно не просто выполнить правильно свое движение, но сделать его вовремя, отреагировав на чужое (пусть даже заранее известное) действие.
Но постепенно мы адаптируемся, начинаем «видеть» начало атаки партнера, даже не зная заранее, какой будет удар (я говорю об ударной технике, т.к. с борьбой не знаком). Параллельно с тактическим растет и технический уровень. Стресс постепенно уменьшается, движения становятся увереннее и правильнее.
Нас ставят в спарринг. И тут кроется второй сюрприз. Оказывается, все наши тактические навыки «не работают». На самом-то деле все работает и тренировались мы не зря, но поначалу… Переходя к свободной работе, многие не могут вообще ничего. Ощущение такое, что вся работа была впустую. Какое там «мои движения зависят от ваших»! Дай бог что-то понять в происходящем! Потом, конечно, мы снова начнем чувствовать намерение противника, потом сумеем отреагировать на него хоть как-то, но хотя бы вовремя. А когда-то сможем реагировать и оптимальным образом… на часть атак. И с не очень опытным противником. Опытный умеет маскировать свои намерения, да и атакует не одиночными ударами. И обучение опять начинается сначала.
Конечно, на деле не так все печально. После более-менее сносного освоения (хотя бы понимания) базовой техники все эти этапы обычно запараллеливаются. Поняли технику, отработали в паре, отработали в полусвободных спарринговых упражнениях. Ну и пытаемся применить в свободном бою!
К тому же с набором опыта мы и новое осваиваем быстрее. Улучшается координация, понимание. И конечно, применять мы научаемся быстрее. Спарринговый опыт — великая вещь! Постепенно формируется тактическое чутье, которое и позволяет видеть намерение противника. И реагировать должным образом, по принципу «мои движения зависят от ваших».
Но, как я намекал, можно и иначе. То есть наоборот, стараясь «не зависеть» от действий противника. Нет, если мы «прочитали» его намерение и успеваем превентивно среагировать — ради бога! Так и нужно. Но с сильным противником шансов на это немного. Да и атакуют не одиночными движениями. Даже неподготовленные люди в драке осыпают друг друга ударами. Подготовленные еще и скрывают начало атаки, а после проведенной комбинации рвут дистанцию. И «зависеть» от движений противника здесь сложно. Защищаются и бьют «на автомате», по сути — как получится. Умеешь — двигаешься грамотно, следуя привычным схемам, «движку». Условно говоря, мы просто двигаемся так, как заложили тренировками, уже не очень завися от движений оппонента.
Альтернативный подход и предлагает с самого начала ориентироваться на такой образ действий. Наши движения от противника зависят мало. Мы именно «просто двигаемся», не особенно стараясь вписаться в чужие действия. Другое дело, что схемы построения движений, которым мы следуем, должны быть заранее просчитаны и оптимизированы. Так, чтобы автоматически перекрывать траектории наиболее вероятных атак противника. Это возможно и на самом деле не так уж сложно. По сути, именно это мы делаем в суматохе боя. Бьем, защищаемся, уходим по заранее отработанным схемам…
Какое отношение все это имеет к обучению «по приемам» и «по системе»? Самое прямое. В бою думать некогда. Допустим (конечно, я намеренно огрубляю!), мы обучены, скажем, двум десяткам технических элементов. На которых построены четыре десятка приемов. Тогда выбор из возможных способов отреагировать довольно велик…
При системном подходе мы просто следуем некоему принципу, лежащему в основе системы. Ограниченный набор технических элементов, комбинируемых между собой по одной, двум, трем схемам. Которые в идеале тоже построены на едином принципе. Конечно, действия противника учитываются, не нужно доводить мои слова до абсурда! Но учитываются скорее тактически. Технически мы делаем, условно говоря, одни и те же движения. В голове у нас существуют единая (и в идеале единственная) схема или принцип, которому мы следуем. Выбор следующего действия в каждый момент времени невелик, бойца ведет определенный алгоритм. Остается лишь так расположиться в пространстве и времени, чтобы «вписать» противника в свои действия.
При попытке вербализовать все это кажется сложным и непонятным. Но речь ведь о боевых искусствах, где показать иногда куда проще, чем долго и путано описывать!
А на практике все это куда проще, чем кажется…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...