Позже чатуранга проникла в Персию. Видоизменилась же не сразу, постепенно приобретая у арабов дополнительные функции, став игрой под названием шатрандж.
Продвижение шахмат в другие страны пошло более активно в самом конце XV века, когда ферзь и слон получили современные ходы. Именно это стало толчком для разработки дебютов. Ферзь стал ходить в любом направлении и на любое количество клеток, что сразу дало ему статус сильнейшей фигуры на доске. Слон стал перемещаться по диагонали и мог тоже двинуться на любое количество клеток для нанесения удара.
В XIX веке шахматы приобрели статус международных для проводимых по ним соревнованиям. Но мало кто знает, что почти одновременно с обычными шахматами развивалась и игра под условным названием шахматы «вслепую».
Суть тут была в том, что надо вести партию, не глядя на доску и фигуры. Обычно шахматист сидел к столику спиной и ходы партнера (игравшего, глядя на доску и фигуры) ему сообщали голосом.
Считалось, что шахматы «вслепую» намного труднее обычных. После нескольких стандартных первых движений фигур количество возможных ходов начинало стремительно увеличиваться. Нужно было не только зрительно представлять себе расположение фигур на очередном своем ходе или ходе противника, но и предвидеть при этом положение фигур в скорой вероятной перспективе.
Казалось, что человек запутается со всем этим. Ведь основную информацию для анализа наш мозг получает через зрение. Конечно, мысленно тоже можно как бы «видеть» шахматную доску с фигурами. Но речь ведь не только о ней самой, а о том, хватит ли у человека памяти держать расположение всех фигур в уме и не ошибиться с ходами?
Однако в шахматы «не глядя на доску» («вслепую») играли с весьма давних времен.
- Самое первое документальное свидетельство относится к VIII веку, когда Саид Бен Джубейр заявил, что будет играть «вслепую». Правда, в истории не сохранилось сообщения на тот счет, выиграл он партию или проиграл.
- Первая сенсация была во Франции. Шахматист Филидор дал сеанс одновременной игры «вслепую» на трех досках. Об этом есть запись во французской энциклопедии, изданной в 1757 году.
- Дальше примеров стало больше и больше. Знаковое событие случилось в 1934 году. Александр Алехин «вслепую» играл сразу на 32 досках (первое преодоление числа 30).
- Рекорд же нынешнего века принадлежит американскому гроссмейстеру Гарееву. В 2016 году он одновременно играл «вслепую» на 45 досках и попал с этим в Книгу рекордов Гиннесса.
Разумеется, появляется вопрос: шахматы «вслепую» сложнее обычных для игры или нет? Ответ на него дал крупнейший шахматист Зигберт Тарраш (1862−1934 гг.). Он часто играл «вслепую» и почти всегда выигрывал.
Отвечая на анкету психолога Анри Бинэ, изучавшего шахматы с целью научного подхода к ним, Тарраш особо выделил в своих ответах то, что математика к шахматам «вслепую» имеет лишь косвенное отношение. Он не занимался просчетами вариантов, представляя ситуацию игры на доске только с точки зрения положения фигур и того, как они передвигаются.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Это как бы «фотографическое зрение в уме». Практически все шахматисты (за очень малым исключением) обладают таким «зрением». С годами они становятся настоящими мастерами по игре в шахматы «вслепую». Фактически шахматист почти ничего не просчитывает. Он полагается на свою творческую интуицию, которая весьма похожа на ту, что у писателя, который по мере написания произведения логически предугадывает правдоподобные действия для героев и описывает их. Так и при игре в шахматы «вслепую» важно предугадать наиболее возможный вероятный ход противника.
На первый взгляд, тут все очень сложно. Но не для самого шахматиста, имеющего отличную память, развитую интуицию. И, конечно же, видящего шахматную партию мысленно, как «видит» в уме писатель вероятные действия героев своего произведения.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...