I. Находка
В детстве я часто просил рассказать о Войне своего деда — Владимира Ивановича Синицына, в то время — майора ВВС в отставке, школьного учителя начальной военной подготовки, ветерана Великой Отечественной войны.
Если он и соглашался, то его рассказы были просты и незатейливы, хотя для меня это были настоящие сказания о богатырях. Но что можно рассказать о войне дошколёнку-мальчишке? Из серьёзного — немногое.
Деда не стало в 1998 году, и тогда я с горечью понял: теперь мне не у кого спросить, как оно было на самом деле. Но, вспоминая его рассказы, я не мог поверить, что никто кроме него больше не знал о тех подвигах. Я не мог поверить, что не осталось никакого свидетельства.
Движимый этим, я поехал в Белгород, город моего детства, где после войны обосновались и поселились мои дед и бабушка — Владимир Иванович и Людмила Алексеевна Синицыны.
В подвале старого дома, где мы жили в 1980-х, среди ненужных и пыльных вещей я нашёл жёлтый газетный разворот — «Белгородская правда» от 30 января 1968 года.
В газете была опубликована заметка о творческом юбилее фотокорреспондента Марка Редькина и три фотографии его авторства. Одна из фотографий изображала шесть советских самолётов Ил-2, на переднем плане — Ил-2 с надписью «Мститель» и номером «25» на борту. Подпись к снимку — «Возмездие», Берлин, 1945 год.
Открыв разворот, я нашёл письмо, написанное рукой деда. Я так и не узнал, был это черновик отправленного письма или неотправленный чистовик. Вот это письмо. Дед писал:
«Дорогая редакция! Вы сделали мне хороший подарок к 50-летию Советской Армии, опубликовав снимок М. Редькина „Возмездие“.
Дело в том, что над Берлином — самолёты 567-го штурмового авиационного Берлинского полка 198 штурмовой авиационной Варшавской дивизии, в составе которого я мастером авиавооружения служил с 1944 года и участвовал в штурме Берлина. История снимка такова.
Наш полк базировался в эти дни на аэродроме близ деревни Бухгольц, километрах в 7−10 от Бернау и километрах в двадцати от Берлина. После беспрерывных полётов на штурмовку гитлеровских укреплённых позиций в Берлине вдруг наступило затишье на аэродроме. Утром 2 мая к нам в полк прибыли корреспонденты. Как раз в это время поступил приказ подготовить к вылету шестёрку „илов“. Повёл ее на штурмовку командир полка майор Свирс Борис Карпович, наш земляк, курянин. В кабине стрелка у него разместился с аппаратами и М. Редькин, который сфотографировал самолёты перед заходом на цель. Самолёт на переднем плане, „двадцатьпятка“, это самолёт командира третьей авиаэскадрильи, которой командовал капитан Бондаренко Владимир. На борту слово „Мститель“, что соответствовало истине: мы мстили фашистам за все их злодеяния.
Но летал, кажется, в этот раз на „двадцатьпятке“ старший лейтенант Метелев Борис со своим неразлучным другом стрелком Володей Башариным.
Снимок М. Редькина в те годы обошёл многие газеты и журналы. Хорошо помню, что он был опубликован в „Огоньке“.
За героизм и отвагу, проявленные лётчиками, техниками во время боев за взятие Берлина, нашему полку было присвоено наименование „Берлинский“.
Кончилась война. Мы всей дивизией были переброшены в Армению. В 1946 году дивизия и полки были расформированы. Командир полка майор Свирс уехал, как я слышал, в Курск, где возглавлял то ли отряд ГВФ, то ли аэроклуб, точно не знаю, как и не знаю, где он теперь.
Капитана Бондаренко, командира 3АЭ, видел на экране телевизора года полтора тому назад, когда подводились итоги телевикторины, организованной ГВФ, видимо он и сейчас работает в ГВФ в Москве.
Весьма благодарен Вам за снимок. С приветом, Синицын Владимир Иванович, директор вечерней школы № 8 гор. Белгорода, капитан запаса.
20/II-68 г.».
А вот и та самая фотография.
II. «Мститель»
История снимка и судьба самолёта заинтересовали меня. Я решил найти о них всю возможную информацию.
Поиск по фото в интернете дал мне обескураживающий результат. Мне попадались только лишь разрозненные и противоречивые сведения.
Первой мне на глаза попалась та самая фотография Марка Редькина — опубликована на сайте «Военный альбом», а описание к ней гласило, что на самолёте Ил-2 с надписью «Мститель» и номером 25 летал герой СССР Нельсон Степанян.
В качестве подтверждения там же приводятся со ссылками на другие источники следующие сведения:
«26 ноября 1944 года в газете «Коммунист» опубликовано сообщение о вкладе трудящимися Армянской ССР личных сбережений в фонд обороны СССР:
«Члены коллегии адвокатов Армянской ССР собрали из своих личных сбережений 115 000 рублей и внесли в Госбанк в фонд обороны Союза ССР. Адвокаты выразили желание приобрести на эти деньги боевой самолёт и вручить его Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.
Парторг колхоза имени Сталина села Норкянк, Артикского района, Армянской ССР Ерем Погосович Аракелян свои личные сбережения в сумме 100 000 рублей внёс на постройку боевого самолёта. В письме к товарищу Сталину Аракелян просит на эту сумму приобрести истребитель самой последней конструкции и вручить его лётчику, Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.
Председатель колхоза им. Сталина села Авдалар, Котайкского района, Григор Айрапетович Тевосян, по примеру знатного патриота-колхозника Ферапонта Головатого внёс 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта новейшего типа. Тов. Тевосян в своём письме к товарищу Сталину просит самолёт назвать «Мститель» и передать Герою Советского Союза Н. Степаняну.
Это противоречило тому, что дед написал в своем письме в газету. По его письму, фотографию Редькин сделал 2 мая 1945 года.
Поиск информации о Нельсоне Степаняне показал, что Степанян, бесспорно, был настоящим героем, и, вероятно, действительно летал на Ил-2 с номером 25. Но он был сбит над Балтикой в 1944, вероятно, на том же самом Ил-2 № 25.
Получается, что пилот упал сбитым в Балтику на своей машине в 1944 году, а в 1945 году его самолёт снова в строю…, но это невозможно. Значит, наш «Мститель» — это другой самолёт, другое подразделение, или где-то ошибка.
Стараясь разузнать побольше, я обратился по почте к Виталию Тимошенко, историку авиации. А появилась такая возможность тоже благодаря Интернету: на Международном Военном Форуме есть ветка сообщений, посвящённая штурмовику Ил-2. Пролистывая страницу за страницей, среди этих сообщений я увидел фотографию Владимира Бондаренко, ту самую, на которой запечатлён и Борис Карпович Свирс, командир 567 ШАП, и другие однополчане-лётчики.
В переписке Виталий Тимошенко сообщил мне все, что ему было известно о самолёте Ил-2 № 25 с надписью «Мститель», и поделился соображениями по вопросу, является ли фотография ретушированной или нет.
Виталий сообщил, что, по его мнению, Степанян никоим образом с этим самолётом не связан. Есть два фото этого Ил-2 с разными ракурсами съемки. Из этого следует чисто логический вывод: незачем рисовать на фотографии молнию два раза, если можно сделать одно ретушированное фото и не морочить себе голову!
Кроме того, Виталий высказал удивление тем, что на фотографии, где изображен Ил-2 с молнией, номера остальных самолётов заретушированы, как и вообще на самолётах этого полка, что видно на фотографиях.
Виталий поделился также и фотографиями, на которых был запечатлён Владимир Бондаренко.
Что ж, теперь многое встало на свои места. Действительно, Нельсон Степанян не имел отношения к «Мстителю», это был самолёт 3 авиаэскадрильи 567 Штурмового Авиаполка, которому было присвоено наименование «Берлинский», 198 Штурмовой авиадивизии 16 Воздушной Армии.
Ну, а в дополнение к этим выводам, мой друг и коллега по основной профессии (юрист) Илья Морозов, в то время — сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, прислал несколько интересных фотографий.
На них — инвентарные карточки фотоэкспонатов ЦМВС. Некоторые из них — это репринты снимков Марка Редькина, на оборотной стороне которых Борис Карпович Свирс, бывший командир 567 ШАБП, собственноручно в 1980 году оставил надписи, подтверждающие основные факты, связанные с Ил-2 № 25 «Мститель».
III. Борис Прокофьевич Шаблинский
Продолжая поиски информации, и просматривая очередную страницу поисковой выдачи, я вдруг — не сразу, а на примерно втором десятке страниц — увидел ссылку на статью «Геринг обещал господство в небе. Володя Бондаренко победил рейхсминистра».
Автором статьи указан корреспондент Николай Дым, издание — «Советская Белоруссия» от 20 февраля 1998 года.
Адреса страницы в интернете не сохранилось, но по распечатке были приведены выходные данные. У меня сохранилась лишь скопированная с веб-страницы часть статьи. Поиск в архиве газеты ничего не дал. Впоследствии выяснилось, что эта же статья была опубликована в разное время два раза в одной и той же белорусской «Народной газете» — 04 сентября 1999 года под названием «Крылатый мститель», и 18 марта 2005 года под названием «Крылья над Берлином».
В статье велось повествование от лица ветерана Великой Отечественной Войны Бориса Прокофьевича Шаблинского.
Текст статьи отчасти повторял то, что мой дед писал и в своем письме! Разница между письмом и статьей, судя по датам, была ровно в 30 лет.
Удивительное совпадение! Это должно что-то значить.
Теперь я знал и имя ветерана, однополчанина моего деда — Борис Прокофьевич Шаблинский.
Но как теперь найти Шаблинского? Понятно по названию газеты и тексту статьи, что речь пойдёт о Минске. Но где, всё-таки, и как связаться?
Мне повезло: в интернете я нашёл сведения о том, что когда-то Борис Прокофьевич работал в государственной нотной библиотеке. Позвонил туда, и к счастью мне дали его телефон, сообщив, что он давно там не работает, и сейчас плохо слышит.
Несколько дней я обдумывал звонок и собирался с духом. Но, наконец, позвонил.
Каково было мое удивление и радость, когда на другом конце провода я услышал: приятный голос пожилой женщины: «Вам кого? Бориса Прокофьевича? Сейчас позову!». Это была супруга Бориса Прокофьевича, Гертруда Станиславовна.
Был очень волнующий разговор.
Конечно, Борис Прокофьевич не сразу расслышал и понял, зачем ему звонит какой-то мужчина из Санкт-Петербурга и сбивчиво рассказывает про своего деда. Да и имени моего деда он не припомнил. Но мне удалось убедить Бориса Прокофьевича в необходимости встречи, которая и состоялась 8 мая 2016 года.
То, что я узнал, превосходило любые мои ожидания.
Борис Прокофьевич попал на фронт в 945 ШАП, но после некоторого времени был переведен в 567 ШАП мастером по радиооборудованию. Он служил как раз в той самой 3 авиаэскадрилье, командиром которой был и Володя Бондаренко, пилот Ил-2 № 25 «Мститель», и даже обслуживал радиоаппаратуру этого самолёта.
IV. Как это было
Естественно, обсудили мы и снимок Марка Редькина, на котором изображен Ил-2 № 25 «Мститель» Владимира Бондаренко. В общем и целом Борис Прокофьевич подтвердил то, что указывал и Борис Карпович Свирс собственноручно на копиях фотографий.
Картина теперь сложилась полностью.
В конце апреля 1945 года, в 567 Штурмовой Авиаполк, размещённый на аэродроме близ Бухгольца, примерно в 15−20 км от Берлина, прибыл военный корреспондент и фотограф газеты «Красная звезда» капитан Марк Редькин. Находился он там в течение нескольких дней — вероятно с 27 апреля по 1 мая 1945 года, и был направлен туда по специальному заданию — с целью фотографирования Берлина с воздуха.
С 27 апреля и по 1 мая Редькин делает снимки событий из жизни 567 ШАП.
1 мая 1945 года лётчики полка получили приказ провести последнюю штурмовку Берлина, и на вылет отправились 7 Ил-2: один под управлением самого комполка — Бориса Карповича Свирса, с Марком Редькиным на месте воздушного стрелка, другой — № 25 «Мститель» под управлением Владимира Бондаренко, командира 3 АЭ, и еще 5 машин.
Штурмовка проведена успешно, специальное задание выполнено. Во время штурмовки и был сделан тот самый знаменитый снимок, который стал основной частью фотоколлажа «Возмездие».
Судьба же самого «Мстителя», судя по немногим упоминаниям его в воспоминаниях однополчан, вероятно, сложилась печально: самолёты были оставлены на территории Германии и вероятно сожжены, когда полк перебрасывали обратно, на родину, в Советский Союз.
Более точных свидетельств нет. Нет и прямых доказательств гибели самолёта, а потому поиск будет продолжен.
Почему — «Мститель»? Одна из версий — по воспоминаниям однополчан, Владимир Бондаренко долго просился на фронт, это ему удалось после 2 писем Сталину. Владимир долго упрашивал командование полка разрешить ему нанести надпись «Мститель» на борт, в знак того, что он мстит и за брата. Командир полка долго не шёл навстречу Бондаренко: характер у Владимира, как рассказал Борис Прокофьевич, был сложный, и не раз у него возникали с комполка конфликты. Но летал он мастерски, воевал геройски, и комполка разрешил. Так № 25 и стал «Мстителем». Ну, а стрелка-зигзаг не была особым отличительным знаком, и встречалась она на фюзеляжах и других самолётов, потому не несла она никакой особенной смысловой нагрузки, кроме общей — скорость, стремительность, разящий удар.
А несколько дней назад Виталий Тимошенко прислал мне ссылку на журнал боевых действий 3 аэ 567 ШАБП за период с 15 января 1945 по 01 мая 1945 года, опубликованный на сайте pamyat-naroda.ru.
В нём имеется запись о вылете от 01 мая 1945 года с 13:20 по 14:20, с заданием «Сфотографировать юго-западную часть центра Берлина», в котором принимали участие 7 самолётов (1 штабной и 6 самолётов 3 авиаэскадрильи) под управлением пилотов: старшего лейтенанта Бондаренко, лейтенанта Белостоцкого, майора Свирса, лейтенанта Власова, лейтенанта Метелева, младшего лейтенанта Кадлашева, подполковника Неверова. В кабинах стрелков находились корреспонденты фронтовой иллюстрации ГлавПУРКА капитан Редькин и старший лейтенант Архипов.
V. Воспоминания
Борис Прокофьевич кроме прочего сообщил мне, что по согласию и на основе решения однополчан он был избран секретарём совета однополчан 567 ШАП, и что ему было поручено составление и издание сборника воспоминаний однополчан, ведение записей о встречах однополчан, собирание и сохранение свидетельств их боевой работы и славной истории полка.
Он показал мне материалы, которые ему удалось собрать. В прошлом ему и единомышленникам удалось оформить эти материалы в «самиздатовском» переплёте, размножить и разослать однополчанам.
Общими усилиями удалось составить 2 тома, содержание которых охватывало всю историю боевого пути 567 Штурмового Авиационного Берлинского Полка 198 Штурмовой Авиационной Варшавской Дивизии 6 Авиационного Люблинского Корпуса 16 Воздушной Армии 1 Белорусского фронта.
В сборнике были представлены:
— статистические сведения о командовании и личном составе полка с даты его формирования по окончание войны,
— сведения о боевой работе полка и ее результатах,
— воспоминания однополчан, их письма, стихи, личные свидетельства их подвигов и героической работы для Победы,
— справочные материалы, фотографии, исторические документы, относящиеся к жизни полка, встречам однополчан после войны.
Были представлены в сборнике и наградные документы, и газетные статьи, и другие документы, имеющие отношение к 567 ШАБП.
Борис Прокофьевич поведал, что издать сборник официальным выпуском не удалось, хотя работа велась и попытки предпринимались. Посетовал и на то, что никому, видимо, эти материалы не интересны.
Мы приняли решение во что бы то ни стало опубликовать сборник. И вот, спустя несколько лет подготовительной работы, воспоминания о боевом пути 567 Штурмового Авиационного Берлинского Полка увидят свет.
VI. Заключение
Поначалу все произошедшее казалось мне цепочкой удивительных совпадений. Но прошло время, и теперь все события предстали естественными и закономерными.
Обстоятельства прошлого и настоящего времени так тесно переплелись, что почти исчезло расстояние, грань, отделяющие наше время от событий семидесятипятилетней давности. Протяни руку — и вот она уже касается крыла «двадцатьпятки».
С сегодняшним днем оказалась непосредственно и неразрывно связана история простых людей, оказавшихся на самой кровавой и жестокой войне, в одном полку, рассказанная ими самими, и вдруг зажившая самостоятельной жизнью.
Судьба этого сборника сложна, а путь его к читателю был долгим и извилистым. Как и вся наша жизнь немедленно становится историей, так и события Великой Войны неминуемо и неумолимо уходят в прошлое. Удержать их в поле нашего зрения и в нашей памяти — и наш кровный, родной долг, и наша почётная забота. Мы не имеем права дать темноте забвения скрыть самоотверженное и героическое, свершённое нашими отцами, дедами и теперь уже прадедами.
Сборник перед вами.
Хочу поблагодарить за помощь, поддержку, сотрудничество в опубликовании этого сборника:
— Бориса Прокофьевича Шаблинского, его супругу Гертруду Станиславовну, а также сестру Гертруды Станиславовны — Ирину Станиславовну, за предоставленные материалы, тексты, информацию и поддержку. Они сейчас живут в Минске, Республика Беларусь. Именно благодаря им до нас дошли воспоминания 567 штурмового Берлинского. Стойко и самоотверженно они противостоят забвению, борясь с невзгодами и жизненными трудностями,
— Илью Морозова, моего друга, который помогал «бороться и искать, найти и не сдаваться»,
— Виталия Тимошенко, историка авиации, за информацию и поддержку,
— Петра Заику, увлечённого авиацией коллегу-коллекционера и историка, за фотоматериалы и информацию,
— Дениса Лаврова и Михаила Хорошева, замечательных ребят из «ШколыЖизни.ру», которые взялись за предприятие по редактированию, технической подготовке и опубликованию сборника воспоминаний.
Антон Меркушев
6 марта 2020 года
Предисловие написано мной 6 марта 2020 года. Но работа над публикацией материалов шла до настоящего времени — и будет идти еще некоторое время, материалы будут публиковаться постепенно, а по завершении — будет издана книга. Ее я надеялся вручить Борису Прокофьевичу Шаблинскому и его родным в будущем. Однако жизнь вносит свои коррективы.
11 мая 2020 года Борис Прокофьевич Шаблинский ушел из жизни.
К огромному сожалению и несчастью, с нами его больше нет.
Борис Прокофьевич знал о публикации и работе над ней. Знал, что материалы увидят свет: тогда это было уже решено. Поэтому его усилия не прошли даром.
Будем помнить.
Александр Котов, великолепный вопрос! Жаль, что для ответа на него моей компетенции не хватает. Историки отмечают, что вооруженные...