Гертруда Рыбакова Грандмастер

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?

Приближается знаменательная дата — 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, и в предверии праздника хочу рассказать о необычных участниках великой битвы — северных оленях.

Прибывшие из тундры олени перед отправкой на фронт Фото: warallbum.ru

В Нарьян-Маре на улице Победы, которую правильнее назвать аллеей воинской славы, установлены три памятника, посвященные участникам войн.

Первый — обелиск Победы с вечным огнем, у которого начинаются все городские торжества.

Обелиск Победы в Нарьян-Маре
Обелиск Победы в Нарьян-Маре
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Далее, в центре аллеи — памятник ветеранам-участникам локальных войн и вооруженных конфликтов.

Памятник «Ветеранам боевых действий, участникам локальных войн и вооруженных конфликтов»
Памятник «Ветеранам боевых действий, участникам локальных войн и вооруженных конфликтов»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

А замыкает аллею памятник оленно-транспортным батальонам, сыгравшим большую роль во время Великой Отечественной войны на Северном фронте.

Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны»
Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

На фоне диска солнца стоят олень, ненец и тундровая лайка. Автор композиции — архангельский скульптор Сергей Сюхин. Установлен памятник 23 февраля 2012 года. И тогда же руководство НАО учредило День памяти оленно-транспортных батальонов 1941−1945 годов, который отмечается 20 ноября.

Какую же роль сыграли в войне эти очень миролюбивые и неприхотливые обитатели севера — олени?

В октябре 1941 года, когда фашисты стояли на подступах к Москве, на северном Карельском фронте командование столкнулось с огромными трудностями транспортного обеспечения войск, ввиду почти полного отсутствия дорог и глубокого снежного покрова, рано начавшейся в тот год зимы. В снегу застревали грузовики и трактора, не говоря о лошадях. А на фронте десятки тысяч бойцов и командиров нуждались в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых.

В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Валериан Александрович Фролов отдал приказ о формировании армейских оленьих транспортов.

Решение по использованию животных было одобрено Военным Советом 14-й армии. Первые оленьи транспорты формировались за счёт поголовья Ловоозерского и Саамского районов Мурманской области. Управляли оленьими упряжками оленеводы-саами, ловозерские коми и кольские ненцы. Но численность оленьего поголовья Кольского полуострова не могла покрыть все потребности фронта.

На севере Архангельской области, в Ненецком округе и в Коми АССР с самого начала войны также велась подготовка по формированию оленно-лыжных частей для фронта. В начале сентября из штаба Архангельского военного округа в Окружком ВКП (б) Нарьян-Мара поступила шифрованная телеграмма с заданием:

«Нужно восемь тысяч ездовых оленей по колхозам и совхозам. Нужно 100−120 человек ездовых, хорошо владеющих русским языком, честных и смелых. Готовность — на 10 октября 1941 года».

Несколько позднее, 20 ноября 1941 года, Государственный комитет обороны СССР (ГКО) принял секретное постановление № 930-с за подписью И. Сталина — «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых-каюров в Коми АССР и Архангельской области».

Какую роль сыграли оленно-транспортные батальоны в Великой Отечественной войне?
Фото: soldat.ru

Срок исполнения установили по-военному жёстко — к 1 января 1942 года. На всю организацию, сборы и тысячевёрстный путь отводилось всего пять недель. В приказе указывалось:

«Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви, обеспечить продовольствием и фуражом до пункта назначения».

Уже в ноябре-декабре 1941 года Ненецкий округ подготовил к отправке на фронт свыше семи тысяч ездовых оленей. Ездовыми являются лишь самцы-кастраты, достигшие возраста трех-четырёх лет. Так что из всего поголовья мобилизовали практически три четверти ездовых оленей округа.

В некоторых хозяйствах обученных быков забрали полностью. На войну ушли все вместе — ненцы и их олени. На хозяйстве «главными оленеводами» стали женщины: они и детей нянчили, и стадо пасли, и чум на их плечах держался.

Округ располагал достаточно большим количеством ездовых оленей, но нарт и упряжи не хватало и не было нужных материалов, да и мастеров, чтобы их изготовить. Недостающее снаряжение собирали у оленеводов. Не хватало опытных каюров — брали всех пригодных для этого призывников: колхозников, рыбаков, работников порта, в надежде, что тундровики на ходу быстро обучат остальных бойцов запрягать и вести оленей.

Бойцы-оленеводы Карельского фронта у олених упряжек
Бойцы-оленеводы Карельского фронта у олених упряжек
Фото: warallbum.ru

Собранным многочисленным оленьим отрядам предстоял путь по тундре до сборного пункта — села Нижняя Пеша в Ненецком округе, потом более 500 км к станции Рикасиха под Архангельском. Оттуда олени и ездовые с нартами в товарных вагонах отправлялись на фронт.

Формирование оленьих отрядов шло в спешке, не было опыта отправки крупных стад. Предполагалось, что стадо будет проходить 50 км в сутки, тогда как реально эта масса оленей могла пройти лишь 15−20 км. Олени ведь в пути должны еще и кормиться, им нужен мох-ягель.

Первые три батальона, куда входило по 1000 самых лучших оленей и по 100 бойцов, дошли благополучно, им еще кормов более-менее хватало, хотя и там оленеводам приходилось нелегко, чтобы собирать разбредающихся животных. Командир одного из первых отрядов, шедший еще по хорошим пастбищам, Иван Георгиевич Дитятев сообщал 3 января 1942 года:

«Отсутствие кормов, олени разошлись, мох предполагается впереди 50 км. Принимаю меры по сбору и продвижению».

Четвертый батальон был самым большим, в него входило 4,5 тысячи оленей и 250 бойцов, здесь олени были физически слабее, многие были не объезжены. Шли они тем же маршрутом, и им уже не хватало ягеля, олени разбредались. К пункту сбора они пришли с опозданием на месяц, часть оленей была потеряна, некоторое количество ослабевших и неспособных передвигаться забито на мясо.

Были и людские потери — молодые, не знавшие русского языка ненцы, не умеющие плавать пропадали без вести. Фронтовик Алексей Латышев вспоминал:

«Пропасть без вести нашим тундровикам в те годы было очень просто, русский язык наши в то время плохо знали. Очень много ненцев утонуло во время переправ через реки, плавать у нас никто не умел».

И все же целая оленная армия — более 10 000 голов! — была доставлена на Карельский фронт.

Эвакуация раненых
Эвакуация раненых
Фото: warallbum.ru

В условиях сложного горного рельефа и бездорожья Карелии олений транспорт оказался незаменимым. Олень сам себя прокормит в тундре и в лесу. Он не боится холода и вьюги. Не нарушит тишины, даже раненый не издаст звука. Устраивала оленья упряжка с лёгкой нартой и фронтовых медиков: быстрая, повсюду проходимая.

Один из бойцов оленно-транспортного дивизиона вспоминал:

«Много раненых на войне наши олени спасли. Раненый человек много крови теряет, тепло из него выходит. Стынет человек, погибает. А вот оленья шкура тепло очень хорошо держит. Завернёшь раненого в шкуру, положишь на нарты и везёшь. Доставишь в госпиталь — человек тёплый, живой».

За годы войны в Заполярье бойцы-оленеводы вывезли с линии фронта более 10 тыс. раненых и больных, доставили для выполнения боевых заданий почти 8 тыс. военнослужащих, перевезли 17 тыс. тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета.

В качестве справки хочу добавить, что к началу войны население округа составляло около 30 тысяч человек — это по данным краеведческого музея, так как переписи не проводились (по переписи 1 января 1931 года было 14 983 человека). На фронт было мобилизовано около 10 тысяч, т. е. каждый третий. А после войны домой вернулось всего три тысячи…

Поэтому в Нарьян-Маре бережно чтят всех солдат, погибших в войнах. У памятников всегда есть цветы, все приезжающие приходят почтить их память.

Группа из Санкт-Петербурга у памятника
Группа из Санкт-Петербурга у памятника
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив,
Статья опубликована в выпуске 6.05.2020
Обновлено 28.05.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Одним из опорных пунктов формирования будущих оленьих батальонов в Коми АССР стал Ижемский район. В январе 1942 г. из него через Архангельск на Карельский фронт отправилось более трехсот каюров и свыше 1200 оленей.

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, Спасибо за дополнение. У меня по Коми данных не было, по НАО много материалов собрано краеведами и окружном музее много информации.

      • Очень интересная тема, Гера. Это, на мой взгляд, одно из направлений той войны, о которой мы, до недавнего прошлого, практически ничего не знали. Сейчас навряд ли найду ссылку, какая-то из местных, коми-телекомпаний сняла фильм об олене-транспортных батальонах. Там и родные каюров (самих каюров уже давно нет в живых) вспоминали о том, что они рассказывали о том времени: и как они добирались до фронта, и как потом воевали с оленями.
        Два момента в дополнение к Вашему рассказу.
        Первое. Вы отметили, что последней, четвертой группе, было идти очень тяжело: прошедшие до них три группы практически съели весь ягель. Оленей кормить было нечем. Соответственно, в четвертой группе был сильный падеж животных. Многие каюры из-за этого стрелялись. Они не выполнили приказ военного времени: не довели до места то количество оленей, которое от них потребовали. Поэтому лучше самому застрелиться, чем трибунал. Потом ведь пятно на всю семью. И родных могли в лагеря отправить. А мертвые срама не имут.
        Второе. Сначала немцы и финны не придали особого значения появившимся на передовой оленям. Но уже в 43-ем вражеские самолеты могли преследовать даже одиночные оленьи упряжки - настолько важными стали считаться эти цели.

        Оценка статьи: 5

        • Константин Кучер, спасибо за развернутый комментарий. В Ненецком округе изучением и сбором материалов об Оленно-транспортных батальонах занимаются краеведы, а один их них, Канев Юрий Викторович, историк, даже написал небольшую книгу "Оленная армия", где приводит много рассказов выживших и вернувшихся домой участников оленных батальонов. О книге мне рассказала одноклассница,когда я решила писать статью об этом, даже фото обложки прислала, но книгу я в руках не держала, она издавалась вроде бы в 2010 году малым тиражом, может в Нарьян-Маре она есть у кого-то. Отрывки из его книги я видела в интернете, может быть и вы их читали, но в статью все не поместишь, объем ведь ограничен. Когда мы были с землячеством в Нарьян-Маре в сентябре, на юбилее НАО, меня эта тема заинтересовала, в Краеведческом музее рассказывали, что назад в округ вернулось менее одной трети всех призванных на войну людей, а сколько оленей вернулось, никто не знает...Хотя в Центре Арктического туризма в Нарьян-Маре говорили, что олень сам найдет дорогу к своему стойбищу, как бы далеко его не увезли,и что какое-то количество оленей после войны все же вернулось в ненецкую тундру.

          • ...но в статью все не поместишь, объем ведь ограничен

            Гера... Я ведь не в претензии. Наоборот, просто здорово, что Вы решились рассказать об этом мало известном эпизоде ВОВ. И понятно, что в небольшой статье обо всем не расскажешь. Но благодаря этому материалу, у читателей журнала появилась возможность узнать о том, что были такие - оленно-транспортные батальоны. Я же, со своей стороны, чуточку добавил к Вашему. Пару штрихов. В надежде на то, что если кому тема покажется интересной, он из статьи и комментов узнает по ней немного больше.
            С наступающим Вас. Счастья, здоровья, благополучия. Всего самого доброго.

            Оценка статьи: 5

            • Константин Кучер, Спасибо большое! И вас поздравляю с наступающим Днем Победы! Мbра и благополучия вам, и скорейшего избавления всем от новой напасти - COVID-19...