• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Олег Банцекин Грандмастер

Что посмотреть на прогулке по Венеции? Мост Скальци

11 февраля 1846 года в Венеции появился железнодорожный вокзал. Сразу возник вопрос: «А как люди будут с вокзала попадать в город, если вокруг широкий Гранд-канал?» Ответом на вопрос стал мост Скальци.

Мост Скальци Фото: Олег Банцекин, личный архив

Перейти к предыдущей части статьи

Это третий мост через Гранд-канал в истории города. Скальци — босоногие. Такое название мост получил из-за церкви босых кармелитов. В народе прижилось название «Скальци», «босоногие», поскольку монахи ордена с XVI века отвергают обувь. Хотя настоящее название церкви — chiesa di Santa Maria di Nazareth (церковь Святой Марии из Назарета).

Мост очень полезный: соединяет районы Санта-Кроче и Каннареджо и сокращает путь в районы Сан-Поло и Риальто. За близость к вокзалу его часто называют «привокзальным» или «станционным». Поэтому, если вам венецианец скажет идти к ponte della stazione или ponte della ferrovia, речь идёт именно о Скальци.

У мостов Венеции судьба всегда непростая. Тот мост, что существует сейчас, потомок другой конструкции. Её в 1858 году возвёл английский инженер Альфред Невилл. Тот самый, что за несколько лет до того создал оригинальный мост Академии.

Новый и старый мост Скальци. Снимок сделан в период, когда новый мост Евгенио Миоцци уже открыт, а старый Альфреда Невилла еще не демонтирован. 1934 г.
Новый и старый мост Скальци. Снимок сделан в период, когда новый мост Евгенио Миоцци уже открыт, а старый Альфреда Невилла еще не демонтирован. 1934 г.
Фото: Источник

Поскольку в тот период Италия находилась под властью Австро-Венгерской империи, то мост Скальци, а также первый мост Академии, называются австрийскими. Отчасти это верно, так как строительство велось по указанию династии Габсбургов. Оба моста начаты и закончены во время правления императора Франца Иосифа I.

Ни один из мостов Невилла не дожил до наших дней. Академический насквозь проржавел и был слишком низок для судоходства. Мост Скальци тоже был из металла, но не стали, а чугуна. Однако высота в 4 метра также оказалось недостаточной для навигации. В итоге к 30-м годам ХХ века оба моста Невилла пришли в негодность и требовали срочной замены.

Сначала решили построить мост в другом месте — там, где сейчас стоит самый новый мост Гранд-Канала, мост Конституции. Но потом всё-таки местоположение оставили. Архитектором стал Эудженио Миоцци. Тот самый, что возвёл временный мост Академии, который фактически стоит до сих пор.

Вид с моста на вокзал и церковь Святой Марии
Вид с моста на вокзал и церковь Святой Марии
Фото: Олег Банцекин, личный архив

Мост Скальци стал вторым каменным мостом через Гранд-канал. В нём нет арматуры и бетона. Только камень, привезенный из карьера Врсар с полуострова Истрия (сейчас территория Хорватии). Такой же камень использовался при строительстве некоторых зданий Венеции, включая библиотеку собора Святого Марка. Парапет моста полый, а внутри расположены трубы водостоков.

Диего Валери в «Сентиментальном путеводителе по Венеции» сравнил мост с «тонкой бровью, приподнятой в искреннем изумлении».

Когда мост открыли, никто не верил, что из камня можно сделать столь тонкую конструкцию. На что автор проекта с гордостью ответил, что у моста нет доспехов из железа, бетона и бронзы. «В нём нет таинственного зла», — закончил Миоцци, зная, как плохо венецианцы относятся к железным конструкциям. Инженер несколько лукавил. У моста есть несущая металлическая балка, но она надежно скрыта от глаз облицовочным мрамором.

Миоцци настолько понравилось своё творение, что в 1952 году он заказал гравюру, показывающую, как хорошо мост вписался в исторический вид Венеции.

Под мостом
Под мостом
Фото: Олег Банцекин, личный архив

От вокзала до моста Скальци сорок шагов. Столько же длина самого моста.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 29.05.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: