• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Генадий Леонов Профессионал

Как появляются загадочные линии в небе?

Природный феномен с точки зрения физики

Множество интересных красивых природных феноменов, наблюдаемых нами на небе, обусловлено различными причинами и факторами. Своими загадками небо постоянно притягивает внимание человека.

Исчезающий инверсионный след Фото: Генадий Леонов, личный архив

Кометы, звездопады, солнечные и лунные затмения, природные явления, вызванные преломлением и отражением света в каплях и мелких кристалликах (радуга, гало, огненные столбы и т. п.), всегда вызывали у людей огромную гамму ощущений. От страха и суеверия в дремучие Средние века до восхищения в наше просвещенное время.

Американскому эссеисту, пастору Ралфу Уолдо Эмерсону (1803−1882) принадлежит фраза:

Небо — хлеб насущный для глаз.

А японский писатель Харуки Мураками как-то сказал:

Жизнь в городах приучает смотреть разве что себе под ноги. О том, что на свете бывает небо, никто и не вспомнит.

Многое, что мы видим, давно объяснено с научной точки зрения. Но, тем не менее, любое необычное явление, случайно замеченное в небе, мы воспринимаем с какой-то долей мистицизма, от которого поначалу трудно избавиться. Ибо настолько бывают впечатляющие картины над нашей головой.

Самые интересные, порой невероятные, рисунки оставляют за собой обычные самолеты гражданских авиарейсов. Как же получаются такие «картины»?

Воздушные потоки размывают следы
Воздушные потоки размывают следы
Фото: Генадий Леонов, личный архив

Мы не удивляемся запотевшим с мороза очкам, привычен для нас и пар изо рта на холоде… Многим известно такое понятие, как «точка росы» — сочетание температуры и влажности воздуха, при котором влага конденсируется на холодных предметах. По такому же принципу работает и банальный змеевик самогонного аппарата.

Та же картина наблюдается и в небе. Оставляемые самолетами струи газов сгоревшего в турбинах авиационного керосина при определенных температурах воздуха могут достигать сотен километров в длину и сохраняться в течение многих часов. Здесь также срабатывает «точка росы», но только с небольшим отличием.

  • На большой высоте в очень холодных воздушных массах практически вся влага отработанных в турбинах газов моментально превращается в лед. Это как застывший иней на одежде, на усах и бороде при очень сильном морозе. Эти следы называются инверсионными, которые, по сути, ничем не отличаются от привычных для нас облаков. Только облака создаются естественным путем, а инверсионные следы образуются созданной человеческими руками техникой.

Примером не полностью сгоревшего топлива могут служить белые шлейфы за автомобилями в морозную погоду и конденсат из их глушителей.

Инверсионный след может как начаться неожиданно в небе, так и оборваться, что происходит при наборе самолетом высоты или его снижении и прохождении через слои воздуха определенной температуры.

Над торговым центром
Над торговым центром
Фото: Генадий Леонов, личный архив

Ну, а далее к черновым наброскам небесной картины прикасается кисть солнечных лучей и мягкая размывающая губка ветра… Созданные в таком тесном сотрудничестве пейзажи не могут не поразить наше воображение.

Размытые инверсионные следы на закате
Размытые инверсионные следы на закате
Фото: Генадий Леонов, личный архив

Немного фантазии — и на этом фото можно увидеть парящую Психею над спящим Амуром.

Инверсионные следы образуются и сохраняются и ночью. Надо только не полениться и понаблюдать за ночным небом. А чтобы заснять это явление, вооружиться фотоаппаратом на штативе и делать снимки с большой выдержкой.

Ночная съемка
Ночная съемка
Фото: Генадий Леонов, личный архив

Свою лепту в природные картины вносят и птицы, казалось бы, соревнующиеся с пролетающими высоко в небе самолетами.

Эх, догоню!
Эх, догоню!
Фото: Генадий Леонов, личный архив

Надеюсь, что своими фотографиями и пояснениями я ответил на заглавный вопрос. Но это в любом случае не умаляет степени нашего трепетного восторга перед художником по имени Природа.

Статья опубликована в выпуске 15.12.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • интересная тема
    с п а с и б о
    оценил

    Оценка статьи: 5

  • Кстати, инверсионные следы помогают предсказывать погоду. Если инверсионный след за реактивным самолётом тянется не более чем на треть неба, а затем тает, значит вверху сухой воздух и осадков в ближайшее время можно не опасаться. А если же он "перечёркивает" весь небосвод - в ближайшие часы начнётся выпадение осадков.

    • Генадий Леонов Генадий Леонов Профессионал 17 декабря 2020 в 03:34 отредактирован 17 декабря 2020 в 03:35 Сообщить модератору

      Анатолий Григорьев, Не согласен с Вами! Процесс формирования инверсионного следа зависит в первую очередь от точки росы, которая в свою очередь зависит не от влажности воздуха, а от его температуры. Конденсируются пары отработанных газов, а не окружающий воздух. Влажность воздуха обуславливает наличие или отсутствие облаков. Которые в свою очередь формируются на высотах от 6 до 10-12 километров. Современные самолеты (флайтрадар Вам в помощь) летают на высотах от 9 до 11 км.
      Короткие следы как правило возникают при наборе самолетом высоты или снижении, когда он пересекает слой воздушной массы определенной температуры. Длинный след на весь небосвод указывает что самолет летит на стабильной высоте.
      Кроме того, в период формирования облачности, которые вызывают осадки, инверсионные следы просто малозаметны.

      • Генадий Леонов, точка росы - это температура при которой при данном содержании воды в воздухе его относительная влажность достигает 100%, при дальнейшем снижении температуры или повышении влажности начинается конденсация водяных паров. Если это происходит у поверхности земли - появляется роса, откуда и название. Т. е. точка росы зависит и от влажности и от температуры воздуха. Далее цитата из моей так и не опубликованной книги о предсказании погоды:
        "С влажностью воздуха, но уже в верхних слоях атмосферы связан еще один признак погоды. Речь идет об конденсационных следах тянущимися за высоколетящими реактивными самолетами. Выхлопы их двигателей состоят, в основном, из азота, водяного пара и углекислого газа с примесью небольшого количества частиц сажи. Оказавшись в атмосфере, выхлопные газы быстро смешиваются с окружающим воздухом (с температурой -40°), резко охлаждаются и содержащийся в них водяной пар стремительно конденсируется, чему немало способствует наличие частиц сажи, и мы видим тянущийся за самолетом белый след. А вот дальнейшая судьба этого следа напрямую зависит от влажности окружающего воздуха. Если она мала, капельки воды или льдинки его составляющие, быстро испарятся и след рассосется. При обратной ситуации - след от пролетевшего самолета перечеркнет весь небосвод. Практически - если след вообще отсутствует или тянется не более чем на одну треть небосвода, то это уверенно говорит о сухости верхних слоев атмосферы, удаленности циклонов и сохранении хорошей погоды в ближайшее время и наоборот, если концы инверсионного следа скрываются за горизонтом - к скорым осадкам."
        Вы, наверно, живёте на Украине и давно ее видели летящий по горизонтали реактивный самолёт.

        • Генадий Леонов Генадий Леонов Профессионал 20 декабря 2020 в 21:43 отредактирован 20 декабря 2020 в 21:47 Сообщить модератору

          Анатолий Григорьев, Украина от меня - за тридевять земель и самолеты я видел и вижу их ежедневно. В московском регионе их больше, чем предостаточно
          Ваше мнение я уже читал, приводить какие-либо цитаты из Вашей же книги не было никакой необходимости.
          Мое мнение сложилось на основании собственных наблюдений. И я не вижу для себя каких-либо аргументов, чтобы его менять. И тем более не вижу смысла кому-либо доказывать

          • Анатолий Григорьев, Украина от меня - за тридевять земель и самолеты я видел и вижу их ежедневно. В московском регионе их больше, чем предостаточно
            Ваше мнение я уже читал, приводить какие-либо цитаты из Вашей же книги не было никакой необходимости.
            Мое мнение сложилось на основании собственных наблюдений. И я не вижу для себя каких-либо аргументов, чтобы его менять. И тем более не вижу смысла кому-либо что-либо доказывать