Нынешняя версия маршрута была окончательно утверждена в 1950 году и протянулась на 11,7 км (7,2 мили) через самую живописную часть Будайских холмов, расположенных к западу от города.
- С 2015 года Будапештская детская железная дорога признана Книгой рекордов Гиннесса самой длинной детской железной дорогой в мире.
Чтобы стать работником на железной дороге в Венгрии, надо… не лениться!
Всё не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Учащихся младших классов (с 1-го по 3-й) в железнодорожную школу, которая есть при детской железной дороге, не возьмут.
Самому юному учащемуся этой школы 11 лет. При этом в обычной школе тем, кто в будущем видит себя железнодорожником, нужно иметь только хорошие и отличные оценки. Директор железнодорожной школы, Виктор Ваци, так же подчеркивает, что дети должны быть физически крепкими, потому что им приходится дежурить по сменам, которые выпадают на будние дни.
Дирекция детской железной дороги должна быть уверенной в том, что школьники смогут наверстать пропущенное. А для этого требуется две вещи: трудолюбие и физическая выносливость. Ведь получается, что учиться в некоторые дни приходится в два раза больше.
Учёба в железнодорожной школе длится от четырех до шести месяцев. После этого надо сдать экзамен, который не относится к разряду лёгких. Спрашивают на этом экзамене много и досконально, так что отвертеться не получится. Хоть железная дорога и называется детской, экзамены на ней самые настоящие — «взрослые»! Ну, а после этого всем тем, кто успешно сдал экзамен, разрешают работать на той должности, которую каждый выбирает для себя сам.
Начать обучение в школе можно с 11 лет, но средний возраст работающих на детской железной дороге — 13−14 лет. Есть и порог, за который перешагивать нельзя. Это 15-летний возраст.
Смены юным железнодорожникам выпадают один раз в 15−17 дней. Правда, во время зимних и летних каникул работать приходится чаще: летний период и Новый год — это самые загруженные сезоны. Для желающих на каждой станции имеются специальные общежития, в которых юные помощники машинистов, техники и проводники могут заночевать, если не успевают после смены доехать до дома.
Впрочем, остаться в общежитии — неплохой вариант. Временный коллектив из тех, кто связан с тобой одной идеей — очень даже подходящая компания. А насчёт еды можно не беспокоиться. В общежитии накормят домашней едой и даже добавки дадут при желании.
Программа «Детская железная дорога» — это гораздо больше, чем просто внеклассное мероприятие. Поскольку участники проводят там много времени, дух сообщества очень силен, и железная дорога становится важной частью личности участников.
Дани (12 лет), который работает диспетчером, рассказал корреспондентам газеты Culture Trip, что регулярные командные тренинги, летние лагеря и дружеские отношения делают работу на железной дороге по-настоящему незабываемой.
Самое лучшее в этой железной дороге то, что это не детская игрушка! Это настоящая железная дорога с настоящими станциями, использующими настоящие железнодорожные механизмы безопасности, с настоящими поездами, курсирующими по настоящему расписанию. Из действующего персонала взрослыми являются только начальники станций, машинисты, охранники и специалисты котельного оборудования, все остальное делают «дежурные дети».
Да, представьте себе, специалисты котельного оборудования на детской железной дороге тоже имеются! Поезда, на которых учатся будущей профессии юные железнодорожники, далеко не новые. Построены они в 50-х годах прошлого столетия, и их приходится топить или углём, или торфом. Но это никого не смущает. Железнодорожная форма, пропитанная запахом угля, только придает романтики. Поэтому желающих помогать взрослым «кочегарам» немало. Разве в наше время увидишь паровоз, который тянет за собой состав вагонов? Конечно, нет! А здесь такой паровоз можно не только увидеть, но ещё и привести в движение. Какой мальчишка откажется от этого?
Как сказал Виктор Ваци в интервью Culture Trip:
— Лучший способ открыть для себя сокровища лесистых окраин Будапешта — это начать с поездки на поезде.
Железнодорожный маршрут обеспечивает легкий доступ почти ко всем основным местным достопримечательностям Будайских холмов, включая множество пешеходных троп. Хотя поездка от одной конечной станции до другой занимает 45−50 минут, покупка дневного проездного билета дает возможность входить и выходить из поезда по своему усмотрению.
Сама линия тоже далека от игрушечной. Двенадцать километров самых настоящих рельс со шпалами, уклоны в 5 градусов, тоннели — всё это делает детскую железную дорогу максимально приближенной к настоящей. И хотя линия не имеет реального транспортного назначения (одна из ее прелестей в том, что она избегает застроенных районов, но при этом проходит по территории Будапешта), она по-прежнему перевозит около 365 000 пассажиров в год. Согласитесь, что это всё-таки немало.
Прокатиться на детской железной дороге зимой особенно приятно. Вагоны отапливаются. Раньше под каждым сиденьем была собственная печка, что, несомненно, придавало поездке романтики. Сейчас это ушло в небытие, и в вагончиках есть самое настоящее центральное отопление. Впрочем, исчезновение печей из-под лавочек никак не сказалось на количестве желающих проехаться в маленьких, уютных вагончиках.
Состав поезда невелик — от двух до четырех вагонов. Но несмотря на то, что это всё-таки детская железная дорога, ею с большим удовольствием пользуются взрослые люди. При этом они, наверное, ненадолго погружаются в воспоминания о собственном детстве. Ведь тогда, когда они сами были маленькими, такой дороги, возможно, ещё и не было. А может быть, жили они в тех местах, где детской железной дороги нет и сейчас.
Как бы то ни было, проехаться в поезде, который, начиная от помощника машиниста и заканчивая билетером, обслуживают дети в железнодорожной форме, очень приятно.
Любопытно...Когда-то детская жел дорога была и в Питере, но потом как будто, прекратила свое существование...Впрочем, не знаю, может ее и собрались восстановить))
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Александр, у нас в Нижнем Новгороде до сих пор существует. Раньше было 5 или 6 станций, сейчас осталось только три. Но и то хорошо!
1 Ответить
Магдалина Гросс, главное, что дорога есть...а три или пять станций - в конце концов это детали
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Была, была, Александр Котов, лет 30-40 назад я иногда мимо нее ездил на овощехранилище.
Красивая была рельсики, вагончики, детки в роли кондукторов и машинистов...
А потом на этом участке начали строительство. Участок внутри города и без застройки - лакомый кусочек.
Теперь там куча многоэтажных домов. Это было за станцией Удельная.
2 Ответить
Игорь Вадимов, жаль, если так...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, раньше во многих городах были детские железные дороги.
Я имею в виду крупные города, конечно.
Смотрела фильм про Азербайджан - и в Баку, представьте себе, тоже была такая дорога!
1 Ответить
Всё бы хорошо, но... либо фотки у Вас левые, либо Вы не озаботились детальнее ознакомиться с информацией.
"«Кочегары?» — удивится кто-то. Да, представьте себе, кочегары на детской железной дороге тоже имеются! Поезда, на которых учатся будущей профессии юные железнодорожники, далеко не новые. Построены они в 50-х годах прошлого столетия, и их приходится топить или углём, или торфом." На всех фотках у Вас изображены вполне себе современные тепловозы. И куда же Ваши кочегары закидывают уголь или торф?? Если есть топка - должна быть и труба. Как у паровоза. Что-то Вы здесь нагрешили против истины.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Валерий, день добрый. Спасибо, что так внимательно прочитали мою работу.
Насчёт фотографий. Дело в том, что оформлением занимаюсь не я. Наверняка ведь и Вы когда пишете, Ваши статьи сначала попадают к оформителю.
Насчёт кочегаров. Здесь был мой недогляд. Дело в том, что когда я писала, обратилась так же к источникам на английском языке. Stoker - это и кочегар, и истопник, и котельный машинист - представляете, есть и такой! - я выбрала более знакомое слово. Попробую переправить.
Лучший читатель - это внимательный читатель! Спасибо Вам ещё раз )))
0 Ответить
Магдалина Гросс, простите мою настойчивость, но ни паровозов, ни кочегаров, ни топок, ни торфа на нынешней детской жд в Венгрии нет!!!!! Так что этот Ваш абзац совершенно никудышный. Вот Вам инфа навскидку из Википедии:
"В 80-х годах произошло обновление подвижного состава — автомотрисы были заменены на тепловозы и вагоны. Чуть позже на дороге появился вагон-салон, который можно было заказывать, что ещё более увеличило популярность дороги. Падение соцстроя дорога пережила относительно спокойно — не было даже разговоров о возможном её закрытии, в отличие от многих других бывших соцстран, и нашлось достаточно энтузиастов, готовых оказывать ей помощь и поддержку."
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валерий Сатокин, виноват, поторопился. Нашел еще вот такое:
"По рельсам детской железной дороги, разумеется, никогда не ходили паровозы. Но сейчас ходят: весной, летом и осенью в выходные и праздничные дни в путь отправляется «Поезд ностальгии». Черный паровоз дымит и усердно тащит за собой старенькие вагоны. В остальное время по рельсам курсируют относительно современные поезда. Они движутся со скоростью 20 км/час, преодолевая весь путь за 45 минут. На конечных станциях можно понаблюдать, как локомотив разворачивается, готовясь отправиться в обратном направлении. А во время поездки в вагоне можно купить мелкие сувениры."
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ну, вот и разобрались, что действительно везет за собой вагоны детской железной дороги.
Значит, паровозы и впрямь есть. В любом случае надо очень внимательно следить за тем, чтобы каждая мелкая деталь была на своем месте. Спасибо Вам ещё раз, Валерий.
Вы очень внимательный читатель. Меня всегда это радует. Правда.
0 Ответить