…Наиболее ранние курганы появляются в III тысячелетии до нашей эры в медном веке Кавказа (майкопская культура), затем в южнорусских и украинских степях. После 2005 года до н.э. влияние курганных культур проявляется на большей части Восточной, Центральной и Северной Европы. На каменистых почвах курганы, насыпавшиеся их камня, получили название «каирны».
Подобные курганные насыпи на Кавказе — не что иное, как так называемые черкесские захоронения. Похоронные обряды ряда племен, объединенных одним названием — черкесы, имеют ряд общих черт. Восходят они еще к языческим традициям, когда умерших было принято «возвращать в природу» (вспомните хотя бы дольменную культуру).
Изначально курганные могильники, появляющиеся на побережье впервые около XII века (мегалитических памятников более ранних эпох на территории города не сохранилось), как и дольмены, создавались как семейные (родовые) склепы, где можно было подзахоранивать близких членов семьи покойного. Такого рода гробницы находились, как правило, внутри гражданских поселений.
Существовало два типа могильников, которые обусловливались геологическими особенностями местности. В тех районах, где преобладали глинистые и супесчаные почвы, сначала выкапывалась яма, затем дно ее выкладывалось каменными плитами. Усопший укладывался в могилу, которая засыпалась землей, а затем по ее верху вкруговую делалась каменная кладка в 3−5 рядов. Высота кладки доходила до 1 метра. В таких курганах при раскопках находили до четырех разрозненных скелетов.
В горных районах, где обнажалась скальная подошва, укладывали покойника головой на запад, покрывали тело каменными плитами, вокруг которых сооружали — опять же из камня — ограду, уже поверх которой насыпали земляной курган. В могильниках этого типа не находили более двух тел.
Думаю, что о целом курганном комплексе в долине реки Чухукт Лазаревского района подозревают немногие. Он представляет интерес хотя бы потому, что находится на гребне хребта в районе горы Серентх, в удалении от населенных пунктов, и насчитывает более тридцати каирнов. Эти сооружения лишь отчасти напоминают курганные могильники, описанные Ю.Вороновым.
Возможно, эти захоронения — не что иное, как стихийно возникшее убыхское кладбище времен весны 1864 года, так как последнее сражение Кавказской войны проходило совсем недалеко, на территории современных садов села Волконка. В военных действиях принимала активное участие и убыхская армия. Тогда можно объяснить и происхождение буковых деревьев в центре каирнов: в жизни убыхского народа существовал обычай высаживать молодые деревца на могилах предков, чтобы души могли найти себе новое пристанище.
Часть могильников в долине реки Чухукт разрушена, но не археологами, а… грабителями могил. У Сараби Мафедзева встречаем упоминание о том, что в случает гибели на поле боя черкесов допустимо было хоронить на месте. При этом погибших не раздевали, а хоронили в той одежде, которая впитала их кровь. Соответственно, вместе с воином под землю уходило большое количество червленого серебра, которым щедро отделывались парадная форма и оружие. Вероятно, именно эти предметы и ищут неизвестные варвары.
А искать что-то ценное в черкесских могильниках абсолютно бесполезно хотя бы по одной причине. Еще английский путешественник Джордж Лонгворт, вслед за мистером Беллом посетивший Черкесию в начале 1830-х годов, отмечал в путевых заметках: «В прежние времена здесь был обычай хоронить умершего вместе со своим оружием и снаряжением, но нынешние черкесы, будучи мудрее своих предков, кажется, думают, что покойник вполне удовлетворится, если его сначала облачат в снаряжение, а потом похоронят без оного».
Почему же стало возможным осквернение памятника, имеющего историческую и археологическую ценность? Ведь, может быть, такие комплексы при подробном их изучении помогут пролить свет на историю убыхского народа, целый пласт культуры которого был практически безвозвратно утерян…
Здесь вот что ещё приходит на ум, что-то я такое слышал, или читал в глубокой юности, если не детстве: Парень один, замученный безденежьем...