Подкаст
Галя Константинова Грандмастер

Как борода участвовала в борьбе идей?

«Брошу все, отпущу себе бороду, и бродягой пойду по Руси…».

Фото: Zoonar/lev dolgachov, PressFoto.ru

Разные времена бывали, и человечество относилось к бороде очень серьезно. И очень неоднозначно. Борода носила мистический смысл, борода была святыней («плевок в бороду»), была она и предметом насмешек и даже штрафов и санкций.

Под бороду подстраивались околофилософские теории, так и хочется в них поверить, если бы не категоричность утверждений. Куда интереснее историко-этнографические изыскания в этой области.

Вполне возможно, что первотолчком к избавлению от бороды был чисто гигиенический жест. Удобнее, ухаживать — расчесывать, крошки стряхивать не нужно, да и паразитов меньше. Дальше уже сложнее. Этнографы соотносят волосы на голове и лице с символом мужественности и силы. Это известно с библейских времен, достаточно вспомнить ветхозаветный сюжет о Самсоне и Далиле. Также борода символизирует мужскую силу (естественно, вторичный половой признак, а ведь к тому же можно и облысеть, от этого никто не застрахован). И, конечно же, борода всегда была признаком груза лет, и, соответственно, мудрости.

Фридрих I Барбаросса
Фридрих I Барбаросса
Фото: ru.wikipedia.org

Остриженность и выбритость, в свою очередь, трактуется как социальный контроль и воссоединение с обществом. А вот символом печали и крайним выражением горя считалось вырывание волос и бороды (с посыпанием себя пеплом).

Есть более забавные предположения. Достаточно почитать Сирила Паркинсона, автора знаменитых «Законов Паркинсона». В его «Бородах и варварах» не только дан остроумнейший исторический экскурс о бороде, но и сделан вывод: борода — признак упадка общества, некий покров, скрывающий сомнения и колебания.

История европейской бороды выглядит несколько хаотично. Например, в эпоху античности и раннего средневековья мужчина был наиболее свободен в своем выборе: мог носить длинную или короткую бороду, мог сбрить, выщипать, оставлять щетину. Древние греки любили бородки завивать. А вот Александр Македонский завоевывал мир с чисто выбритой армией.

Более поздние европейские монархи уже сами диктовали моду то на бороду, то на гладкий подбородок. Все же бород было достаточно, и многие из них стали своими собственными символами. Знаменитый император Священной римской империи германской нации (именно так она и называлась в то время) — Фридрих I — стал повсеместно известен как Барбаросса — «рыжая (или красная) бородушка». (Все мы хорошо помним из истории «план Барбаросса» — гитлеровский план нападения на Советский Союз).

Генрих VIII
Генрих VIII
Фото: ru.wikipedia.org

Еще одна знаменитость — Генрих VIII — он же «Синяя борода», он же основатель династии Тюдоров и герой шекспировской пьесы — дошел до нас и в виде страшной сказки, и именем нарицательным.

В России хаос на лицах «проступил» значительно позже. До Петра мы все были едины и на редкого иностранца с гладковыбритым лицом смотрели недоверчиво. А как доверять, если безбородому отказывали даже в благословении? Петровский указ разрешал носить бороды только крестьянам. И то, при въезде в город с одной крестьянской бороды бралась одна копейка, со всех остальных взимались немалые пени — от 30 до 600 рублей (огромные деньги по тем временам!). Называлось все это пошлиной, и уплатившему ее выдавался специальный жетон — «бородовой знак».

Екатерина отменила этот указ, тем не менее, носить бороду дворянину считалось неприличным, а во времена царствования Николая I несчастного могли и задержать, даже доставить в полицию. Зато в середине 19 века борода становится модной в среде интеллигенции и неслуживого дворянства. Не говоря уже о русских писателях.

Л. Н. Толстой в юности, зрелости, старости
Л. Н. Толстой в юности, зрелости, старости
Фото: ru.wikipedia.org

Наконец, в 1881 году борода разрешается офицерам, сначала элите — флотским, затем — всем остальным. Зато стала запрещена у лакеев и официантов, не допускалась она у актеров, видимо, в силу чисто профессиональных причин.

С середины же 19 века стали просматриваться и некие общие закономерности, как для России, так и для Запада. Не коснулось это только священнослужителей (православное духовенство в обязательном порядке носит бороду, у католических и протестанских священнников бритье — обязательно).

Вехой перемен и причиной массовой бородатости стала революция 1848 года. С тех пор борода приобрела еще один символический смысл: революционный. Этот смысл прослеживается от народовольцев, анархистов вплоть до «барбудос» — кубинских бородачей. Борода, бородушка, бородища, бороденка, бородка — долго оставались знаком вызова обществу…

А если быть последовательным, то усы — это компромисс? Между «я — свой» и я — «сам по себе»?

И опять времена чуть-чуть изменились. Со все возрастающей популярностью эспаньолки борода теряет и этот смысл. А стремление к моложавости заставляет даже самых ленивых мужчин бриться.

И пусть будет, как будет. А мы будем смотреть в дорогие лица, безбородые или бородатые (или просто колюче-щетинистые), и не видеть в этом никакого смысла, кроме главного.

Обновлено 21.08.2017
Статья размещена на сайте 8.10.2008

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Пилип Шимко Читатель 1 августа 2016 в 14:58 отредактирован 24 мая 2018 в 08:39

    Благодарю,потешило...

  • Борода удобна в "полях" и длительных командировках (см. фото). Зимой тепло, а летом укорачиваю, но не сбриваю.

  • а мой муж точно устраивался на работу и побрился.

  • а почему не хотите владеть истиной?

    Оценка статьи: 5

    • -Отдать тебе любовь?
      -Отдай...
      -Она в грязи...
      -Отдай в грязи...!

      (Прокомментирую, если не понятно. Истина сегодня тоже в грязи. Как синюю птицу ее приспичило всем поймать, а птица крашена…)

      Оценка статьи: 5

  • я знаю, что такое иконографические источники.
    не хотелось мне касаться всего того, что лежит за пределами Европы. Ни расовых, ни национальных проблем. (знаем ведь, что борода не у всех хорошо растет, если растет вообще).
    да, предписанием Моисея было - не порть концы своей бороды (в точности цитаты не уверена). Правоверный иудей - обязательно бородат, и никак иначе.
    Кстати, разве я спорю, что "Меж тем архетипы, заставляющие мужика бороду выращивать, - они вне времени и пространства, они как раз и есть то, что знала та самая дохрист. эпоха...". Ни Боже мой Только почему-то с бритвенными принадлежностями человек не расставался с тех пор, как познакомился с металлами.

    теперь - "Вот в отношении революционеров - хи. Николай II обладал, конечно, не такой роскошной бородой, как его отец, но все ж таки был более бородат, нежели убивший его Ленин..."
    Здесь столкнулись две тенденции - одна славянофильская, которая выражалась в бородатости последних российских императоров, вторая - диссидентско - революционная. Революционеры - то носили бороды, а вот сталинская бюрократия - нет....И не случайно.

    (Последние российские иператоры встали на путь относительного изоляционизма России (с Запада шли либеральные тенденции, тоже, в свою очередь "бородатые"). Отсюда - аппелляция к старорусским традициям со своей "бородой" .)

    Спокойной ночи.

    • С добрым утром )

      Галя, вот именно об этом я и говорю - о том, что поверхностность вашу позицию ослабляет. Брешей сколько угодно. Хоть вот здесь. Вы в статье пишете:

      читать дальше →

      • С добрым утром, Люба!
        Вы серьезно? О том, что я должна была написать очередной трактат на тему? Тогда те же претензии Паркинсону - как он посмел написать юморное эссе на эту крайне серьезную тему. А мне вот часто дороже юморные эссе, чем трактаты, написанный по материалам других трактатов, что ж, придется объяснить - почему, хотя хотела оставить это за кадром.

        Я коснулась только нескольких теорий - естественно, не своих. И о том, что борода являлась вызовом обществу - не моя блажь. "Борода и усы стали символом политического воззрения для демократов в 1848 году, как и борода- для последователей Гарибальди в Италии в прошлом веке." - это только одна из возможных цитат, остальные звучат немного жестче. И, собственно, почему об этом не написать = в этом нет ничего оскорбительного ни для кого.

        Есть другие теории, которых я совершенно не хотела касаться. Нежно люблю бородатых, также нежно люблю безбородых, все представлены в моей семье, например. А теперь представим себе, как некая неокрепшая душа читает (в том числе в интернете) о том, что бородатость - это символ мужествености, и вообще - настоящего мужчины, а вот безбородость - это символ женственности и феминизации и извращений нашей эпохи - так и пишут "извращенно-женственное лицо"...Как себя будут чувствовать юноши или мужчины, которым просто хочется бриться? А девушкам - срочно подыскивать себе бородатых, даже если нравятся совсем другие? А ведь как и в любой теории - зернышки здесь есть, а уж выводы делаются - наотмашь.

        Почему "мужчины, мы вас любим" - не тема? Почему, (даже нежно любя бородатых), защищать право мужчины на бритье - не повод поговорить на эту тему? Все, что я хотела сказать: да Бог-то с ними, с теориями, мужчины - будьте сами собой и делайте со своим подбородком все, что хотите. Хотите - бороду расчесывайте, хотите - щетину сбривайте. Почему Вы мне отказываете в праве это сказать? Почему, чтобы это сказать, я должна писать философский труд?

        Если мне в этом праве отказано, давайте дальше залезать в исторические и этнографические дебри.

        • На почему отвечу - потому что эта самая ваша тема возникает в данном тексте вдруг, непонятно по какой причине - лишь бы хоть как-то текст закончить? читать дальше →

          • Люба, мне кажется, что я читаю высказывания, близкие к некорректным? Что значит "хоть как-то закончить"? "Хоть как-то" я вообще в жизни ничего не делаю.

            Любая эпоха, период в развитии человечества может быть разбит на периоды, полпериоды, подпериоды подпериодов. Возможные членения и детализация бесконечны. Идя таким путем, невозможно ни высказать гипотезу, ни сделать какое-либо обобщение, ибо как известно из любимой Вами логики: "обобщить - значит упростить". Вы меня постоянно обвиняете в отсутствии логики. И о какой логике идет речь? формальной, диалектической, математической, эмпирической, логики образов и сравнений? А также логике иррационального и иррациональной логике?

            Я стараюсь сказать одно, Вы мне отвечаете чем-то другим. Я говрю о том, что любая культурологическая теория страдает неточностями, и я беспокоюсь о том, что некоторые "теоретики" стали относить бритость к полному непотребию. Вы мне снова об античности. Можно и об античности. Но Вы не видите шутливости в названии, а как можно писать серьезно на заявленную тему? Уж если бы серьезно, тогда звучало бы: Символика бороды как атрибут идеологии - и это опять трактат. И уж если совсем серьезно, - всего о бороде никто не знает и никогда не узнает.

            "Каждый пишет как он дышит". Зато я не считаю себя вправе никого поучать, поскольку - не гуру, истиной в последней инстанции не владею и владеть не хочу.

            Мне почему-то всегда казалось, что "любим" относится в том числе и к разделу культура - искусство-история.

  • По поводу иконографических источников. А кто спорит, что люди и сбривали бороды? Сколь угодно.
    Только есть такая точка зрения, что иконы не всегда отражали истинное положение дел, они отражали представление людей о том, как ДОЛЖНЫ выглядеть их герои, а вовсе не то, как они выглядели в действительности........Ой. как не хочется дальше. .

    • Иконографические источники - это не иконы. Вернее, не только иконы. Все, что нарисовано, начерчено, вылеплено. Ваши картинки - Ричард тот же - это как раз и есть иконографические источники.
      ОК, спокойной ночи )))

  • Как борода участвовала в борьбе идей? Да сам факт появления беспрецедентных петровских указов показывает, что борода была объектом государственной политики, важнейшим моментом идеологической борьбы между сторонниками "святой старины2 и прозападно настроенным петровским окружением. Это в дальнейшем, хотя и менее наглядно, проявлялось и в позднейшие времена (славянофилы - западники). Факт, что в русской армии разрешили-таки ношение бороды был не прихотью, а изменением приоритетов государственой идеологии.
    По поводу бороды, как вызова власти. На эту тему очень много написано. Я здесь ничего не придумываю. Частично этот момент сохраняется до сих пор. Зайдите в любой офис или чиновный кабинет - там борода не приветствуется. Поэтому я упомянула эспаньолку (или модную сейчас щетину) , которая "сглаживает" конфликт. Если я буду продолжать, придется - таки писать о тех теориях, о которых - ну совершенно не хочется...

    С картинками у меня вообще всегда проблема - все всегда плохо получается.

  • 1. исключение только подтверждает правило. Лже-Дмитрий тоже был брит. И не прижился. Россия очень долго следовала словам Ивана Грозного: бритье бороды - это грех, который не смоет кровь всех великомучеников.
    2. По поводу легкомыслия. Цель данного очерка - сообщить мужчинам, что мы их любим любыми. . С любым лицом. Это легкомысленно, конечно....
    По поводу античности и моды: задача исследовать не стояла, достаточно материалов, но существуют некие факты, заставляющие задуматься. Дохристианская эпоха не знала строгих религиозных предписаний, касающихся вторичных половых признаков. Впервые строгий запрет на сбривание бороды мы находим в "Ветхом Завете". С этого момента ношение или бритье бороды приобрело религиозно-нравственный оттенок. Оттенки религиозности в дальнейшем развитии христианства породили плюрализм в отношении к бороде.

    • Дохристианская эпоха не знала строгих религиозных предписаний, касающихся вторичных половых признаков.

      Галя, вы отсылаете меня к ист.-этн. словарю, а такое пишете! Ведь это неправда. Архаические культуры табуировали абсолютно все. Особенно то, что связано с размножением.

      читать дальше →

      • "но в Европе ведь длительное время бородатость была свидетельством того, что ее носитель - иудей"

        длительное время - это сколько? Ричард Львиное сердце, Барбаросса - были иудиями или англосаксом и германцем? А десятки миллионов бородатых европейцев были кто? Я ниже писала, что верующий иудей - всегда бородат, а европеец - время от времени. ...

        По архетипам. (не хочу о том, что концепция "архетипа - научная теория, предложенная психоаналитиками, а не исторический факт). "Вне времени и пространства" - Ваше противоречие (то утверждаете, что ношение бороды относится к моде, то относите его к абсолюту). Не будем абсолютизировать не бороду, не бритость, все-таки - на любителя.

        Что касается христианского плюрализма - это, действительно, интересный вопрос. В христианской Европе по идее все должны были носить бороды. Однако," видим" мы как бородатых, так и безбородых - именно поэтому я и употребила слово "хаотично". Также в христианской Европе существовало и существует несколько конфессий и направлений. (а также сект и ересей), исповедующих разное толкование СВятого Писания. Отсюда и некий все-таки плюрализм. Доходило ведь до того, что "Париж стоит мессы"....

        • Не о психоанализе речь, а, относительно нашей темы, - об исторической антропологии, истории ментальностей.
          Касательно той же хаотичности - если выдирать из ряда иконографических источников несколько изображений, никак не связывая с эпохой, не глядя, как к тому или иному явлению в конкретную эпоху относились - тогда и получается этот самый хаос. Те картинки, что вы представили - они относятся к разным временам, разным народам, характеризуют разный соц. статус. Именно здесь, в подходе таком - хаос.

          читать дальше →

          • Нет, Люба, "не хотелось касаться того, что за пределами Европы" - это всего лишь то, что написано. Не хотелось касаться ни накладных (в том числе) бород египетских фараонов, ни китайских, с трудом выращенных, ни того, что в Малой Азии, ни ислама - да что же, права у меня такого нет - не писать об этом?

            Что касается офисной жизни - это реальность.
            Банкир может быть бородат, но много ли Вы видели бородатых банковских клерков? И так далее.

            По поводу Ваших претензий - рвать на голове волосы и посыпать оную пеплом не буду. Кто это может владеть материалом в полной мере? О чем вообще речь? Вы хотите сказать, что кто-то вообще владеет материалом в полной мере - я говорю не о пишущих здесь, а об авторах всевозможных теорий? Как можно владеть информацией, которая касается всей истории человечества? И почему это я не могу высказать свое МНЕНИЕ, не более того?

  • Ричард Львиное сердце

    • ОК, давайте ссылками меняться.

      Вот
      вот
      тут
      и тут Там - иконографические источники примерно одного периода. Такой ряд позволяет судить о некоем конкретном периоде времени.

      Кстати, лучше картинки вставлять крупнее - чтобы они при нажатии на них увеличивались и позволяли изображение рассмотреть.

  • Вопрос изучен учеными и представлен совсем не так.

    • Вопрос изучен самыми разнообразными учеными и не вижу противоречий. Книгу, естественно, читала. Посмотрите страницу 171. К тому же Констебл совершенно не касался России. (А также последних 2 столетий).

      • Противоречие в главном. Вы выхватываете какие-то исторические факты и встраиваете в свою, кхы, теорию.
        Вот в вашей статье "история европейской бороды" как раз и "выглядит несколько хаотично". Свободно перемещаясь меж временами, вы безосновательно сваливаете в кучу античность и раннее средневековье. читать дальше →

        • Да нет, Люба, я "ухватила" с полсотни материалов. Самых разнообразных. Не говоря уже о России, где ничего не свалено в кучу, а строго следуется по историческим событиям. Какие времена и обычаи Вы еще имеете в виду? Почитайте хотя бы историко-этнографический словарь.
          Что касается античности и средневековья в Европе - опять же мне не понятно, где мое "легклмыслие". Видимо, нелеккомыслием было бы написать простое школьное изложение по единственной книге, которая висит в свободном доступе в интернете. Только зачем? Кому интересно, те давно ее прочитали.
          По поводу солдат - вот тут как раз небольшая неточность. Солдаты были не только безбородые. Борода не мешает воевать, к сожалению. Ничего не мешает воевать, если людям зачем-то это нужно. Более того, историками отмечено, что, даже уходя на войну (особенно это касается крестовых походов), воин часто возвращался бородатым, перенимая в некотором роде "образ" врага. (Такая же интересная история - с казаками. русские казаки - все обязательно бородаты, а вот запорожские следовали моде тех, с кем воевали - турков и татар).
          Про актеров тоже было отмечено.
          Были "бородатые" и "безбородые" периоды в истории. Фраза "Более поздние европейские монархи уже сами диктовали моду то на бороду, то на гладкий подбородок." именно это и предполагает.
          Никакой теории я не выстраиваю. Вообще никакой, с чего Вы взяли? То, что написано - хорошо известные факты. Наоборот, я постаралась избежать некоторых острых углов, чтобы не обидеть большую часть населения. Вы не представляете, КАКИЕ теории выстраиваются "под бороду".

          • Ну вот хоть вам пример из русской, допетровской истории - с тем же самым Василием III. Где тут описанное вами древнерусское единообразие?

            читать дальше →