Валентина Пономарева Грандмастер

Чем примечательно созвездие Тельца? Астрономия и мифы

Телец считается одним из древнейших созвездий, история которого овеяна мифами, а современных ученых он привлекает обилием интересных объектов, три из которых считаются великими. Впрочем, давайте-ка по порядку.

Телец астрономический

Расположившееся северо-западнее Ориона, между Близнецами и Овном, созвездие Телец занимает в небесном пространстве площадь в 797,2 квадратного градуса. В нем более двух сотен звезд, видимых невооруженным глазом.

Самая яркая из них — Воловий Глаз, она же — Альдебаран, что в переводе с арабского означает «идущая вослед». Имеется в виду ее движение за звездным скоплением, именуемым Плеядами (в русской традиции — Стожары). Плеядам, погруженным в пылевое облако, в космическом просторе принадлежит территория в несколько лунных дисков, удаленность их от Земли — около 400 световых лет, а протяженность — всего 13 световых лет.

Но вернемся к Альдебарану, который вполне справедливо относят к звездам-гигантам. Судите сами: диаметр этого «ока», удаленного от Земли на расстояние 65 световых лет, в 38 раз больше солнечного, а по светимости оно превосходит наше Солнце в 150 раз. Вокруг Альдебарана живописно разбросаны 200 «бусин» другого звездного скопления, составляющие бычью морду — это Гиады. До них от Земли 132 световых года.

Самой известной «достопримечательностью» Тельца является Крабовидная туманность, представляющая собой остаток взрыва сверхновой звезды 1054 года. Любопытно, что она была открыта дважды: сначала Дж. Бэвисом (1731 г.), а затем Мессье (1758 г.). Специалисты утверждают, что диаметр туманности увеличивается ежесуточно на 80 миллионов километров. Нам, простым смертным, пожалуй, это трудно даже представить.

Кроме того, Крабовидная туманность является очень мощным радио- и рентгеновским излучателем. В центре ее разместился пульсар PSR B0531+21, посылающий электромагнитные импульсы с удивительно точной периодичностью. Это одна из первых нейтронных звезд, открытых астрономами.

В звездном семействе Тельца имеется также туманность с мистическим наименованием Призрак, и еще одна, имеющая несколько названий — Хинда, Переменная Хинда, Потерянная туманность Струве. Обе туманности относятся к классу отражательных. Звезда Эльнат (по-арабски Бодающий), тоже имеет параллельные названия, например «Лодыжка Держащего Поводья (т.е. Возничего). Таким образом, она оказывается «прописанной» сразу по двум адресам: и в Тельце, и в Возничем. Еще Птолемей описывал ее как «звезду на конце северного рога, тождественную со звездой на правой ноге Возничего». А Ruby Star, Рубиновая звезда, признана одной из самых красных. «Краснее» ее только Гранатовая звезда Цефея.

Телец мифологический

Самая распространенная версия происхождения этого замечательного созвездия связана с громовержцем Зевсом, влюбившимся в красавицу Европу. Чтобы ее похитить, он превратился в быка, и перевез избранницу на своей бычьей спине на остров Крит. Другой вариант связан с седьмым подвигом Геракла, и там тоже не обошлось без Крита. Посейдон послал превосходного белого быка критскому царю Миносу, дабы тот его пожертвовал ему же, Посейдону, но хитрый правитель подменил подарок, и тогда разгневанный бог наслал на утаенную жертву безумие, стоившую жизни многим из людей, пока знаменитый герой не обуздал животное. А самые дотошные исследователи призывают не забывать о несчастной Ио, которую грозная Гера превратила в корову, чтобы не допустить очередной измены своего супруга Зевса, а потому Телец вполне может быть Телицей.

Плеяды же когда-то считались не астеризмом, а самостоятельным созвездием. У них, как дочерей Атланта и Плейоны, есть собственные имена: Алкиона, Келено, Электра, Тайгета, Майа, Стеропа и Меропа. Меропа, кстати сказать, была женой Сизифа, обреченного богами на страшную муку — тащить на гору камень, который вечно срывается вниз, как только приближается к вершине.

Овидий упоминал о том, что семь струн лиры Гермеса соответствовали семи звездам Плеяд, то есть извлекали из себя космическую музыку — музыку сфер. А Гесиод советовал земледельцу: «Лишь на востоке начнут всходить Атлантиды-Плеяды, жать поспешай; а начнут заходить — за посев принимайся».

Гиады тоже в древние времена признавались созвездием, а название их произошло от нимф, вскормивших Диониса, незаконнорожденного сына Зевса. Вергилий называл Гиады «созвездьем влажным», поскольку в период дождей они находились низко над горизонтом.

Но, по большому счету, греки унаследовали мифологическую историю Тельца от египтян, у которых он соответствовал богу Апису и в звездном измерении включал не только нынешнее созвездие Тельца, но и Овна. А древние шумеры связывали это созвездие с подвигом астрального героя, сражавшегося с чудовищем — в интересах землян, понятное дело. В митраизме Телец — это космический бык, которого побеждает бог Митра.

В общем, очень внимательны были древние наши предки к созвездию Тельца, и это неслучайно — именно с него начинался отсчет календарного времени. И в нынешнем мире на эту пору приходится время, когда весна в разгаре, жизнь кипит и бурлит… всех рожденных под знаком Тельца — поздравляю!

Статья опубликована в выпуске 16.05.2009