Самые известные нам староверы — это семейство Лыковых, которые в начале прошлого века ушли жить в глухие сибирские леса. О них несколько лет назад рассказывал в серии очерков «Таежный тупик» на страницах «Комсомольской правды» Василий Песков.
Мои школьные годы прошли в Нарьян-Маре, городе, основанном в 1935 году всего в 10 км от Пустозерска — места сожжения «главного старовера» России, протопопа Аввакума. По всей реке Печоре, от верховьев до устья, жили староверы, были села, где они составляли основную массу жителей, например Усть-Цильма.
Жили они и в Нарьян-Маре, рядом с нами, тайком собирались в домах на молитвенные собрания, а мы ничего о них не знали. Уже став студенткой, я узнала, что у моей школьной подруги, с которой три года за одной партой сидели, мама истинная староверка, чуть ли не самая главная в их общине. И подружке немало пришлось поплакать, чтоб ей разрешили вступить в пионеры, а потом и в комсомол.
Больше я узнала о староверах, когда приехала жить в Клайпеду. Там была большая община — староверы селились в Литве с 17−18 веков, в городе имелся молитвенный дом. По нашей улице ходили длиннобородые мужчины и женщины в длинных юбках и платочках, завязанных под подбородком.
Как оказалось, родители моего мужа были из староверов! Свекор, конечно, не ходил в молельный дом, не носил бороды, считал себя атеистом, курил и выпивал, как большинство мужчин, прошедших войну. А свекровь почитала себя верующей, хотя тоже нарушала предписания старой веры. У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда,
Позднее я прочитала прекрасный роман П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», посвященный описанию жизни староверов в районе Предуралья. Так много узнала нового для себя, книга просто потрясла меня!
В чем же отличие старого православия от нового, никонианского? За что претерпели столько гонений, страданий и казней поборники старой веры?
Раскол произошел при патриархе Никоне, который предпринял церковную реформу в 1653 году. Как известно, составной частью «реформ» Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу.
Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами», новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой «раскольники».
На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.
Между старой и новой, никонианской верой, нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные. Так, староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы — тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «и» — «Исус», на новых «Иисус». Староверы отвечают на молитву священника в честь Св. Троицы двукратным «Аллилуйя» (сугубая аллилуйя), а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился — против часовой стрелки. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а четырёхконечная, как заимствованная из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения. Есть разница в поклонах…
Конечно, цель, которую преследовал Никон, начиная реформу, была не только в изменении внешних атрибутов богослужений. В. Петрушко в своей статье «Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа» пишет:
«Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем — именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом».
и там же:
«Со стороны организации он хотел исправить церковь, но не установлением в ней соборного начала, а посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, независящего от царя, и посредством возвышения священства над царством».
(Желающие могут прочесть всю статью: www.sedmitza.ru/text/436332.html).
Возвыситься над царем Никону не удалось, он возглавлял Церковь всего шесть лет, потом восемь лет жил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, фактически на положении опального, и ещё 15 лет провел в ссылке в Ферапонтовом и Кирилловом — Белозерском монастырях.
После раскола в старообрядчестве возникло несколько ветвей. Одна из них — поповство, которая меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обряды и традиции соблюдаются старинные. По некоторым данным их насчитывается на постсоветском пространстве около 1,5 миллиона человек, и они образуют две общины: Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ).
Вторая ветвь старообрядцев — беспоповство, возникла в XVII веке после смерти священников старого рукоположения, а новых священников принять не хотели, так как не осталось ни одного епископа, поддерживающего старую веру. Они стали именоваться как «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие».
Изначально они искали спасения от гонений в диких необжитых местах на побережье Белого моря, и потому стали называться поморами. Беспоповцы объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ). Сторонников ДПЦ много в Нижегородской обасти и в Карелии, встречаются они и в других местах.
Вековые преследования со стороны официальной религии и властей выработали у староверов особый, сильный характер. Ведь отстаивая свою правоту, они целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. По архивным данным, в
При Петре указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, при условии платежа двойной подати, староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Им запретили носить традиционную русскую одежду, брали налог за ношение бород,
При Екатерине II староверам было разрешено селиться в столице, но был издан указ о собирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо, обязанность платить лишние налоги способствовала воспитанию у староверов привычки к упорному труду, и староверы оказали заметное влияние на деловую и культурную жизнь России.
Староверы всегда старались держаться вместе, поддерживая друг друга. Некоторые из них стали удачливыми купцами, промышленниками, меценатами — семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяковых хорошо известны большинству россиян. Знаменитый мастер-изобретатель И. Кулибин также был выходцем из семьи староверов.
Это новообрядцы отделились от Церкви.
Вы, никониане, не понимаете причин разрыва общения между православными и никонианами. Раскол никониане спровоцировали противопоставлением нового старому, объясняя противопоставление содержащимися в старом "ересями". Это ведь никонинане считали, что «обряды» менять нельзя, а русские их, дескать поменяли, а теперь валят с больной головы на здоровую.
Далее. Разбойничий Собор 1666 – 1667 гг. наложил тяжкие проклятия на древлеправославных христиан, как на еретиков: «Сие наше соборное повеление и завещание ко всем, вышереченным, чином православным. Предаем и повелеваем всем неизменно хранити и покорятися святой Восточной церкви. Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой Восточной церкви и сему освященному собору, или начнет прекословити и противлятися нам: и мы таковаго противника данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем и обнажаем его всякаго священнодействия и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем и чужда сотворяем от Отца, и Сына, и Святаго Духа: и проклятию, и анафеме предаем, яко еретика и непокорника, и от православнаго всесочленения и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнилой и непотребный уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем до скончания своего: да будет и по смерти отлучен, и часть его, и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовы, и со Арием, и со прочими проклятыми еретиками: железо, камение, и древеса да разрушатся, и да растлятся, а той да будет не разрешен и не растлен, и яко тимпан, во веки веков, аминь» / Деяния Московского Собора 1667 года. ЛЛ. 6 об. - 7/.
Собор 1666 – 1667 гг. осудил и проклял православных христиан, как еретиков и непокорников, только за то, что отказались принять новые чины, новую веру и отсек их как гнилой и непотребный уд. Но по свидетельству святых Отцов, несправедливо произнесенной анафеме Бог не последует, и когда еретики проклинают православных, то православные благословляются от Бога, а еретики осуждаются Божественным судом, как сказано: «Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет» (Пс. 7:14-16); «Благословлю благословляющих тебя, а проклинающих тебя прокляну» (Бытие 12:3).
А Собор 1971 года в своём постановлении засвидетельствовал, что мы были отсечены, цитата: «На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви...».
Из акта видно, что мы раскольники и не еретики, потому что не мы ушли из Церкви, но Собор 1666 – 1667 гг. отделил нас, а точнее, нас от себя.
Собор никонианской Церкви в 1971 году признал, что реформа патр. Никона была вредной. Что предания дониконовские были оклеветаны, похулены и прокляты. Значит то, что наши предки выступили на защиту церковных Преданий – было правильным. Так разве не Никон и его последователи тогда раскольники? Правильно, Никон и его последователи – раскольники!
В общем, это никониане виновны своими действиями в рассколе.
0 Ответить
Никон исключил из Символа веры прилагательное "истиннаго" как характеристику Бога Святаго Духа. Это привело к исключению из Символа веры Святой Троицы. Тем самым Никоном была основана новая церковь, которая в народе называется Никонианской. Т.е. это неправославная церковь.
Можно показать, что истинность Лиц Троицы является определяющим условием Её единства и нераздельности, а, значит, и единосущности. Действительно, так как Бог есть Истина (Иер.10,10), то утрата такого качества, как истинность Кем либо из Лиц Троицы, означает исчезновение Бога, так как Бог есть Троица. Именно так можно объяснить исключение никонианами из Символа веры прилагательного "истиннаго" как характеристики Бога Святаго Духа.
Это означает, что Бог перестал быть Богом. Но такого быть не может, потому что не может быть никогда.
Следовательно, для исповедания догмата о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы нужно исповедовать истинность Отца и Сына, и Святаго Духа. Произнося православный Символ веры, мы исповедуем веру в истинность Отца, истинность Сына и «в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящего», мы исповедуем веру в Святую Троицу.
0 Ответить
С помощью Никоносвских реформ романовы существенно укоротили Русскую историю и придумали миф о крещении Руси. В православных церковных дониконовских книгах была описана истинная история государства Русского, их нельзя было оставлять иначе смысл проводимой в европе в то время реформации терялся. Уничтожить старые книги и переделать историю убрав из нее все, что говорит о величии и образованности русского народа было основной целью романовых, а Никон всего лишь инструмент в достижении этой цели.
0 Ответить
валерий Рахно, разжигание межрелигиозной и межнациональной розни - уголовно наказуемо.
0 Ответить
Александр Остриков: Полностью с Вами согласен, сейчас многие заблуждаются называя старообрядцев староверами. Раскольники действительно искали спасение у староверов на беловодье. Старообрядцы отказались переписывать христианские свещенные писания, в которых Никон заменил "правоверие" на "православие", вследствие чего на старообрядцев начались гонения. А до Никона христианская церковь называлась таким образом - "Российская правоверная церковь греческого обряда". Кстати в США она до сих пор носит примерно такое же название - "Russian orthodox church", что в переводе - "Российская правоверная церковь".
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
Многие путают староверов с страрообрядцами ,Это связано с тем, что во времена никоновского раскола царь Алексей Михайлович Романов издал указ, согласно которому всякому, кто даст приют раскольнику, того нещадно вместе с семьей казнить. Поэтому многие старообрядцы, как их сейчас называют, раскольники, сторонники старого обряда, они бежали на Беловодье Сибирское, где наши предки им давали приют в скитах и скуфах. Не потому, что вера едина, а потому, что по крови одни. И те русичи и те русичи. И им давали приют, и для многих стало как бы одно и то же – что староверы, что старообрядцы, особенно даже современные филологи путаются. Но старообрядцы – это сторонники старого христианского обряда, а староверы – это старая дохристианская вера. И у староверов не было церквей и они не молились ни так ни так а славили свой предков и своих богов,так что не все тут правильно изложено.
0 Ответить
А Граф Олаф тоже одет по-старинному, а ещё у него есть сообщники - мужчина с бородой, но без волос, и женщина с волосами, но без бороды. Они наверно тоже староверы?
0 Ответить
У нас тут на районе попадаются люди, одетые по-дореволюционному, мужчины с бородами и в очках с железной оправой какого-то древнего фасона, женщины в платках и длинных юбках. Но помойму это не совсем староверы, или совсем не староверы. Дети, которых они с собой водят, одеты обычно, как все современные дети.
0 Ответить
Денис Леонтьев, возможно, что это староверы, но своих детей они особо не притесняют, одевают по современному. Да ведь мир меняется, так что ортодоксальных староверов не так и много в процентном отношении.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, а мне доводилось слышать наоборот про весьма модных и продвинутых людей, которые и в театр чуть не каждый день, и во всякие гурманские рестораны, и на самые экзотические курорты, а дети у них наоборот во власяницах, на хлебе и воде. И ладно бы это у них самих крыша съехала, как у подростков бывает, а это родители сами их заставляют на такие муки идти. Или вот ещё - детишки маленькие, совсем синие, мыряют в прорубь, а родители стоят рядом, тепло одетые, кофеёк из термоса прихлёбывают и покрикивают на своё потомство: "Чего стоишь? Лезь, лезь - вода совсем не холодная, и температура воздуха каких-то минус 15!"
0 Ответить
Денис Леонтьев, Ну что тут можно сказать - дураков, к сожалению, на земле предостаточно, но это не имеет никакого отношения к истинно верующим, и к староверам тоже, да и к теме статьи. Что нам на дураков смотреть, лучше, конечно, видеть то хорошее, что есть в каждой религии и вере.
0 Ответить
Кстати же, Гертруда, зря вы как иллюстрацию приводите репродукцию иконы Христа. На ней изображен Христос благословляющий, и этот жест - именно благословения. В совр. православной церкви, у "никониан", именно такой жест принят как святительское благословение.
0 Ответить
Люба Мельник, спасибо за комментарий.Эта репродукция и подпись к ней взяты с сайта Википедии из статьи о староверах. Я думаю, что на всех иконах, изображающих Христа, его жест означает благословение, он же нигде не изображен с жестом угрожающим? У меня есть очень старая икона Христа вседержителя, еще в металлическом окладе, там тоже у него двуперстие. Я не утверждаю ничего, это просто мои рассуждения, пусть , кого заинтересует, сами прочитают больше, моя цель - вызвать интерес к теме. Я же сама не староверка, хотя большую часть жизни жила бок о бок с ними.И до сих пор полностью не все знаю, вот их сколько - разных ветвей старой веры, возникших после раскола. В Брянской области, в Новозыбкове, есть один из главных центров староверов, у них тоже есть отличия и от поморов, и от федосеевцев.
0 Ответить
Гертруда, вот потому я и советую эту репродукцию убрать. Это не крестное знамение, не двуперстие, как вы пишете (кстати, на Википедии ошибок - пруд пруди, особо полагаться на этот ресурс как на источник, не приходится). Это - благословляющий жест, пальцы Христа сложены в хрисограмму.
И, как я уже говорила выше, сугубая аллилуйя принята у староверов. Троекратное возглашение - у "новой" церкви. У вас эта ошибка так и сохраняется.
Вообще, хоть вы и говорите, что цель - вызвать интерес к теме, заголовок заявляет о другом - о попытке дать общие сведения.
0 Ответить
Люба Мельник, спасибо, исправила - репродукцию убрала, в тексте с Аллилуйей тоже, там я , конечно, просто просмотрела и количество наоборот поставила по недосмотру, "зачитала" при проверках. Насчет заголовка - может быть тогда изменить заголовок - поставить:"Что мы знаем о староверах?"
0 Ответить
В тексте имеются противоречия и непонятности, а также ошибки.
На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Что это такое - "родная православная церковь"? Всего лишь за несколько поколений до реформ (а это были именно реформы, без кавычек) предки этих самых староверов были крещены огнем и мечом. А принесена религия была именно из Византии - такой, какой она там оформилась.
Но очевидно, что цитированная фраза - сделана "изнутри". И в том же тексте видим умозаключение, сделанное "снаружи", со стороны:
Между старой и новой, никонианской, верой, нет никаких различий в учении, в догме, а только чисто внешние, в церемониале.
Это людям, наблюдающим со стороны, может показаться, что различия чисто внешние. Для старообрядца и для "никонианина" эти вроде бы пустяки наполнены смыслом. И огромным.
Староверы отвечают на молитву священника в честь Св. Троицы троекратным «Аллилуйя», а не двукратным, как в новом православии.
Из словаря Брокгауза и Ефрона: "Сугубая аллилуйя, один из основных пунктов учения раскольников, требующих, чтобы в церковн. богослужении аллилуйя пелась по дважды, а не по трижды, как в православн. церкви." Это во-первых. Во-вторых - это восклицание вовсе не отнесено лишь к празднованию Троицы )))
Крестный ход староверы совершают вокруг храма или часовни по часовой стрелке, Никон же распорядился – против часовой стрелки. - не обязательно вокруг храма или часовни. Вообще речь должна идти о движении во время крестного хода.
0 Ответить
Люба Мельник, спасибо за замечания. Как вы видите, статья еще в стадии доработки, я не поставила статус готовности, постараюсь изменить кое-что. Что касается Аллилуйя - сугубая - означает двойная или усиленная, я брала данные не по словарю, а из статей самих староверов, они теперь тоже пользуются интернетом, у поморских старообрядцев есть свой сайт.Еще посмотрела в свой молитвенник, там есть ссылка на тройную Аллилуйю после молитвы ко Святой Троице. В некоторых статьях пишут о произнесении Аллилуйя именно в честь Св. Троицы, а кто прав - Бог весть, я в староверской молельне бывала только в Клайпеде. Что касается родной православной церкви - да, крестили и огнем и мечом, но не за несколько поколений, а получается более 600 лет, и стала православная религия родной для тех, кто ее принял. Я специально дала ссылку на статью о реформах Никона, как и многие светские реформы она имела цель не приукрасить или изменить сами обряды, а именно возвыситься во власти любым способом, Никон мечтал встать во главе всего православия , в т.ч. и греческого.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова,
я брала данные не по словарю, а из статей самих староверов, они теперь тоже пользуются интернетом, у поморских старообрядцев есть свой сайт
Вот как, а раньше они вроде ничего из цивилизации не признавали, теперь даже сайт есть?
А где статьи староверов почитать?
Вот времена меняются!
Помню, зачитывались Песковым, как он писал про таёжный тупик.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надя Гаева, нашла упоминание насчет булавки у староверов поморского согласия. И в Интернете очень много всего, я вот вам ссылку на некоторые сайты даю: http://www.starover.religare.ru/article6714.html , http://pomorian.narod.ru/, http://pomorian.livejournal.com/1961.html ( два последних о староверах в Рыбацком), http://www.nevskoevremya.spb.ru/obshestvo/5094/borodirubahidvapersta/ - последняя статья интересная, именно о проблемах современных староверов.
0 Ответить
Очень интересная тема. Меня она тоже всегда интересовала. 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк, спасибо, Олечка. Вот Объем статьи маловат, не все мысли смогла отразить, а еще на одну статью пока сил нет.Может как-нибудь расскажу о маме моей подруги - истинной староверке, была старостой общины, она прожила до 99 лет! И лет до 90 возглавляла общину.
0 Ответить
Гертруда,
Объем статьи маловат, не все мысли смогла отразить, а еще на одну статью пока сил нет. Может как-нибудь расскажу о маме моей подруги - истинной староверке, была старостой общины, она прожила до 99 лет! И лет до 90 возглавляла общину.
Пишите, очень интересно! Ждём.
Я- жду.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О чень интересно.
Гертруда, а неужели только внешние атрибуты веры разнились?
Ну вот по мне - какая разница, чем креститься (я, правда, нерелигиозна, и ничем не крещусь)))?
Уж больно яростно староверы не приняли новые правила...
Удивительно их сопротивление многосотлетнее...
Сейчас читаю "Скорбящая вдова" С Алексеева- там как раз про Боярыню Морозову, про времена раскола..
А сейчас, в наше время- их облагают двойным налогом?
И вообще, как они сейчас живут?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надя Гаева, спасибо, статью еще буду дорабатывать. А сейчас они живут, как и все мы, но стараются соблюдать свои обычаи, посты, они меньше прочих пьют, подавляющее большинство не курят, лучше работают, бережливы,крепче семейные узы, очень отрицательно относятся к разводам, в семье больше патриархат, и т.д.
0 Ответить
Гертруда,
Рада, что вы поднимаете эту тему, мне очень интересно про староверов. В интернете сама искала- толкового ничего не нашла или оголтелая критика, или лабуда.
А у вас хорошо написано, спокойно, тщательно собран материал, популярно, так сказать.
Вобщем - для меня и для всех других, интересующихся.
Пишите, будем читать!
Оценка статьи: 5
0 Ответить