В середине восьмидесятых целый месяц в июле-августе наш стройотряд работал в Западно-Задунайском крае Венгрии. В окрестностях Шопрона, от которого до Вены почти в четыре раза ближе, чем до Будапешта.
Может быть, именно поэтому, когда после окончания Первой мировой войны страны-победительницы делили территориальное наследие распавшейся в 1918 г. Австро-Венгерской империи, то по Сен-Жерменскому (1919) и Трианонскому (1920) мирным договорам часть западной Венгрии с такими городами, как Шопрон, Надьмартон (Маттерсбург), Кишмартон (Айзенштадт), Руст, передавалась Австрийской республике и должна была войти в состав её федеральной земли Бургенланд.
На первый взгляд, решение правильное и логически обоснованное не только потому, что эти земли значительно ближе к Австрии, но и в связи с тем, что большинство жителей этих городов были не венграми… Немцами! О чём свидетельствуют и вторые, чисто немецкие имена, этих населённых пунктов. Казалось бы, всё верно решили в тех далёких от Западно-Задунайского края французских городах, где подписывались эти мирные договора. Вот только одного не учли высокие договаривающиеся стороны. Такой мелочи, как мнение самих жителей одного из этих городов. Мнение шопронцев.
А они взяли и не согласились. Не хотим, мол, отделяться от Венгрии. Более того, возмутились и в 1921 году провели плебисцит, по итогам которого большинство жителей Шопрона высказались за то, чтобы остаться в составе Венгрии. Для того чтобы всё было по закону и не противоречило достигнутым международным договорённостям, Австрии и Венгрии пришлось заключать дополнительные двусторонние соглашения.
Руст, Айзенштадт, жители которых так и не решились пойти супротив мнения мирового сообщества, всё-таки были переданы Австрии. А вот Шопрон остался венгерским. В результате чего… А вот по «результатам чего» — тут одним словом не отделаться. Ну, хотя бы потому, что результатов этого исторического события вышло несколько.
Первое. На гербе Шопрона появилась латинская надпись — «Civitas Fidelssima». Или в дословном переводе — «наиболее верные граждане».
Второе. Архитектурной доминантой и визитной карточкой Шопрона является охраняющая подходы к Старому городу высокая, 60-метровая Пожарная башня, что стоит на его центральной, Ратушной, площади. Здание имеет не только оригинальный, запоминающийся облик, но и интересную историю. Дело в том, что башня возведена между 1290 и 1340 годами на… остатках римской городской стены.
Да-да! Башня, принявшая свой нынешний вид после пожара 1676 года, стоит на фундаменте… Римской эпохи! Когда-то Шопрон был одним из городов римской провинции Паннония. Правда, тогда у него было иное имя — Скарбанция.
И его возникновение, в
Нет, статуи, к сожалению, не сохранились. Но их реконструированные варианты можно посмотреть в городском историческом музее, что на той же Центральной площади Шопрона, сосем рядом, буквально в паре шагов от Пожарной башни, которая, пусть и неоднократно перестраивавшаяся, стоит себе и сегодня спокойненько. И не просто так стоит, а на радость! И горожанам, и туристам, с апреля по октябрь имеющим возможность подняться на неё, чтобы полюбоваться неповторимой круговой панорамой города и его живописных окрестностей.
Но сегодня не будем подниматься. Просто подойдём к башне поближе и внимательно посмотрим на устроенные в её нижнем своде Ворота Верности, украшенные барельефом «Венгрия созывает своих сынов». Вот он, второй результат плебисцита 1921 года и память об этом событии в истории города.
Ну, а третье… Именно благодаря тому памятному событию первой четверти прошлого века, Шопрон приобрёл звание «самого лояльного» города Венгрии. И по праву носит его уже в веке настоящем.
Ведь именно здесь, в Шопроне, началось падение «железного занавеса». Правда, большинство из нас считает, что это событие самым тесным образом связано с совершенно другим европейским городом, Берлином. Да, действительно, 9 ноября 1989 года в результате массовых народных выступлений Правительство ГДР было вынуждено снять какие бы то ни было ограничения на сообщение своих граждан с Западным Берлином. Так «упала» Берлинская стена.
Всё верно. Так оно и было. И именно там, в Берлине. Но ещё до ноября… 19 августа того же, 89-го года, в окрестностях Шопрона состоялся так называемый Европейский пикник, когда по взаимной договорённости двух государств на три часа была открыта австро-венгерская граница, до которой от города… Всего ничего. Шесть километров. Так что за три часа спокойно можно дойти. А тем более — доехать.
Ну, народ и не преминул… Представившейся им возможностью воспользовались более шестисот граждан ГДР, сделавших свой выбор в пользу капитализма и уехавших тем августовским днём на Запад.
Вот так у небольшого венгерского городка, численность населения которого немногим более 57 тыс. жителей, 19 августа началось то, что 9 ноября завершилось уже в одной из европейских столиц и имело воистину мировое значение.
Но на Шопроне это практически не сказалось. Город не загордился. И не стал задирать свой нос выше собственной Пожарной башни. Он как был, так и остался — красивым, живописным венгерским городом с очень интересной историей и архитектурой, заслуживающим того, чтобы о нём рассказать немного подробнее.
И я обязательно это сделаю. И о Шопроне. И о его окрестностях. И о тех городах, которые не так чтобы далеко от него. Кёсег, Дьёр, Веспрем… О тех, которые помню. Я обязательно расскажу о них. Но — в другой раз.
Константин Кучер,
сейчас я понял почему на карте Венгрии такой узкий венгерский полуостров входит в австрийскую территорию...
"Самый верный" - положительно. Напоминает мне польское название города Львова - "Всегда верный" - за то что много раз его жители доказывали смертельной борьбой верность Отечеству. За полтора года 1.11.1918 - 31.08.1920 2 раза по 2 месяца сражались в окружении против превосходивших сил неприятелей.
Это более круто, по-моему, как плебисцит.
А жители Верхней Силезии 3 раз устроивали подпольные восстания 1919-21 чтобы попасть в состав Польши. Аж до успеха в 3-ем восстании 1921 г.
0 Ответить
Не название, Витэк. Девиз. Semper fidelis - «Всегда верен!»
Мне повезло. С конца 70-х по конец 80-х я несколько раз бывал во Львове. Изумительный город. Очень красивый, неповторимый, с интересной историей и очень запутанной судьбой.
Он ведь с 1370 по 1387 год входил в состав Венгрии.
О Львове можно и нужно писать. И о его архитектуре, и о истории, и о тех именах, которыми этот город знаменит.
Но... У меня пока не получилось. Может, ещё получится со временем?..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Монумент в память о Европейском пикнике. Стилизованный столб пограничного ограждения с остатками порваной колючей проволоки.
Установлен на возвышенности у посёлка Фертёракош.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, pochemu vu ne pishite uchebniki russkogo jazuka dlja shkol ? Ja dumaju , Ministerstvo obrazovanija Rossii mnogoe terjaet v vashem lice, a skolyko terjajut deti...
Mozno odin neskromnuj vopros, Vu dejstvitelyno buli v Soprone poslednij raz 20 let nazad i tolyko v sostave stroitelynogo otrjada ?
Vljubitca v etot gorod za takoj korotkij srok mozno, no poluchity stolyko informacii... Ja ne Stanislavskij, no NE VERJU ! Ili eto plodu bolee pozdnego ljuboputstva ? Naskolyko ja uspela uznaty vengrov, oni sami o sebe ne govorjat s takoj ljubovju, kak Vu.
Predlagaju sotrudnichestvo, bez pretenzij na prava, u menja ocheny mnogo fotografij - Vengrija, Avstrija. Esli Vam udastca posetity Sopron ,budu rada poznakomitca s Vami lichno ( ne podumajte nichego zazornogo - ja zamuzem, za vengrom ) i pokazaty Vam esche mnogo interesnuh mest dlja Vashih buduschih statej. Kstati, a shto Vu znaete o Tarodi var ? Eto esche odin ekskljuziv Soprona, sovremennaja kreposty. Esli interesno - rasskazu.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Светлана, всё именно так. В Шопроне я был единственный раз. Но зато долго. Целый месяц. В июле-августе, в середине 80-х.
Именно в стройотряде. Там недалеко от города есть озеро Фертё (на самой границе с Австрией, я там чуть за буйки не заплыл. И на это - ноль эмоций хоть бы у кого. Никаких пограничников не было). Так вот это озеро и прилегающая территория - национальный парк. Да Вы, уверен, и сами это прекрасно знаете.
Дорога к озеру идет по холмистой местности. А на склонах этих холмов (я так понял - предгорья Штирийских Альп) не только виноградники, но и хвойные леса. А в лесах - разные звери. Вот чтобы они не выскакивали из лесу на дорогу, мы вкапывали столбы, параллельно трассе, и на них вешали металлическую сетку типа рабицы.
Нормы были ОЧЕНЬ щадящие. Нельзя было позволить нам заработать много валюты. Если по умы, то в Союзе, мы бы эту месячную норму днй бы за пять смолотили.
Поэтому времеи свободного у нас была уйма. Вот во второй половине дня мы и бродили по городу и его окрестностям с венгерскими сверстниками (сверстницами). Они нам и рассказывали.
Естественно, за столько лет, что-то и подзабылось. Но на этот случай - Интернет есть. Посмотрел, прочитал, ВСПОМНИЛ.
Предложение Ваше очень интересное, если позволите, я конкретно по нему - Вам в личку черкану.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, познавательно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Лариса.
Оценка статьи: 5
0 Ответить