Опознать их очень легко по множеству привязанных к веткам ленточек, тряпиц, салфеток. По старинной традиции, полагается использовать для этого исключительно светлую ткань длиной около 20 см.
Аржан-Суу среди других известных (Чулышманского, Юстыда, Манжерокского, Чергинского, Мунинского, Рыбалкинского) является «самым-самым», а название его переводится как «Святая вода». Но в народе бытуют и параллельные наименования: «Серебряный источник», «Шоферский ключик».
Он находится на левой стороне 477-го километра Чуйского тракта, через 7−8 км после поселка Манжерок, сразу же за подвесным мостом, что ведет к туристическому комплексу «Бирюзовая Катунь». Сориентироваться на местности помогают одноименное кафе и сувенирный базарчик.
Аржан-Суу берет начало в нескольких скальных трещинах крайнего западного отрога хребта Иолго. Стекая из них, струи вскоре, буквально через несколько десятков метров, сливаются в один общий ручей. Любопытно, что состав этого целебного потока определяют как соединение «живой» и «мертвой» воды.
Первая представлена гидрокабонатно-кальциево-магниевой составляющей с содержанием серебра, вторая — двухвалентным железом, которого, кстати, содержится здесь больше, чем даже во всемирно известных «Боржоми» и «Ессентуках». Кроме того, присутствуют медь, цинк, марганец, стронций. Целительная жидкость, весьма благотворно действующая на обмен веществ в организме, долго хранится, что также ценно.
Вспомним, что по распространенным сказочным сюжетам, для оживления погибших необходимо было омочить раны сначала «мертвой водой», благодаря которой ткани срастаются, а потом — живой, то есть воскрешающей. Как раз животворной силе Аржан-Суу посвящено старинное предание об охотнике, который гнался за спасавшимся от него раненым маралом.
Добежав до святого источника, благородный олень стремглав кинулся в него, и не успел преследователь спуститься с горы, как раны затянулись и алтайский вапити умчался прочь в мгновение ока. Потрясенный увиденным охотник бросил в воду тушку сушеного хариуса, и тот, ожив, поплыл.
Не веря своим глазам, человек опустил туда же шкурку выдры, и та тоже превратилась в живого зверька, сразу же погнавшегося за только что воскресшим хариусом. Завершается легенда словами: «Понял охотник, что Аржан-Суу силу и жизнь всем дает». Надо полагать, что и сам он не преминул воспользоваться этим.
Другая легенда рассказывает о том, как девушка, потерявшая возлюбленного, долго искала его, проливая горючие слезы. Время от времени она приходила к святому источнику и смывала их его водой, а когда, наконец, нашла суженого, он ее не узнал, так как сам постарел за это время, а омовение в Аржан-Суу привело к тому, что девушка всякий раз молодела и к моменту встречи предстала уже ребенком.
Собственно, эти истории, если освободить их от сверхъестественных подробностей, прославляют целебные свойства источника. Но сейчас, несмотря на то что в 1996 году он получил статус государственного памятника природы, к величайшему сожалению, источник оказывается под угрозой.
Популярность Аржан-Суу приводит к тому, что летом, в пик курортного сезона, ежедневно к нему прибывает до тысячи человек — как правило, на автомобилях, что загрязняет окружающую среду свинцом и нефтепродуктами. И в самой минеральной воде увеличивается содержание веществ, которые специалисты относят к антропогенным, то есть связанным с жизнедеятельностью человека.
Так сможет ли источник, дарящий животворную силу всем, кто к нему обращается, сохранить собственную жизнь?
Если проблема только в загрязнении от автомобильных выхлопов, то чего проще поставить шлагбаум в километре от источника? Есть ли там вообще местная власть и туристский бизнес? Остапа Бендера не хватает, чтобы билетики продавал за просмотр источника.
0 Ответить
Наталья Алексеевна, проблема не только в выхлопных газах - меняется состав минеральной воды, т.е. увеличиваются примеси антропогенного характера. Источник ведь не просто осматривают - оттуда берут воду.
0 Ответить
Валентина Пономарева, красиво написано.Аж самой захотелось туда поехать все посмотреть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анна, от души желаю
0 Ответить
Могу еще раз повторить - очень интересно. А кто там основное население?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя, к началу двадцатого века более двух третей населения в Майминском районе, где находится источник, составляли телеуты. За годы Советской властипрошла так называемая консолидация местных национальностей, которых стали называть алтайцами - чохом. Хотя изначально это были, кроме телеутов, теленгиты, кумандинцы,тубалары, челканцы.
По переписи 2002 года алтайцев здесь осталось 7,4 процента, русских стало 87,5. Есть еще украинцы и казахи.
В целом по Ресублике Алтай русских - 57,4 процента, алтайцев - чуть больше 32. Есть еще немного казахов, немцев, армян, татар, белорусов, азербайджанцев.
0 Ответить
Спасибо, Валя. Для меня - просто очень и очень интересно. (повторяюсь, а что еще скажешь)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить