Константин Кучер Грандмастер

Пудож. Чем славен этот небольшой карельский город?

На восточном берегу Онежского озера, или как его здесь называют по-местному — Онего, расположен один из районных центров Карелии — город Пудож. Сегодня это — небольшой, меньше 10-и тыс. жителей, город, с преобладающей деревянной застройкой и сохранившейся в его историческом центре планировкой конца XIX — начала XX веков.

Название города — Пудож, как утверждают местные краеведы, происходит от славянизированного вепсского слова «pudas» — рукав реки, протока. И в этом что-то есть. Город действительно, расположен на возвышенном, правом берегу реки Водла, километрах в 25 от места её впадения в Онежское озеро. По этим водным артериям, которые в средние века в северных, таежных краях были практически единственными транспортными магистралями, проходил один из путей продвижения Господина Великого Новгорода на Подвинье и дальше, — к Белому морю. Естественно, такое выгодное расположение немало способствовало развитию возникшего в этом месте населенного пункта, со временем выросшего в важный торговый центр. К концу XV века Пудож, или как его называли в то время — Пудога, приобретает статус погоста (административно-территориальной единицы Новгородской Республики) и становится довольно крупным поселением.

Пудож - город небольшой, преимущественно - деревянныйПервое же, ныне известное упоминание о Пудоже относится к 1382 году. Во всяком случае, именно этим временем датируется найденная ещё советскими археологами в год смерти товарища Сталина новгородская берестяная грамота, начальные строки которой говорят о том, «цто было в Пудоге празда, ту празду Сергие взяле изо Ояте». Так что городу уже больше 600 лет.

В Карелии он считается одним из старейших и много чего повидавшим за свою более чем шести вековую историю. В 1447 году, например, Пудож, был разграблен войсками Дмитрия Шемяки. А в «Смутное время» начала 17-го века — состоявшими на службе у шведов польско-литовскими отрядами.

р. Водла в окрестностях ПудожаСтатус города, а одновременно и уездного центра, Пудожу в 1785 году своим специальным указом даровала Екатерина II. Вот с той самой поры и до сего дня этот статус так и остается неизменным. И нынче Пудож — и город, и административный центр края, славившегося в позапрошлом — начале прошлого века своим льном, который и за границу продавался, и на международных выставках Парижа, Гента и Брюсселя брал не одну, а бывало — и не две медали. По большей части — золотые. Или серебряные. Но реже.

А возили лен за границу, знамо дело, пудожские купцы. О которых можно много разных интересных историй рассказать. Вот, к примеру, Николай Александрович Базегский.

По преданию, в 1899 году, он уточнил у мирского схода, что для любезного пудожского общества более важно на данном историческом этапе развития города: строительство моста через реку Водлу, для обеспечения устойчивого транспортного сообщения с Вологдой, либо каменная церковь из красного кирпича?! Общество подумало, подумало и решило, что каменная церковь, коя и была возведена приглашенными из Петербурга специалистами в рекордно короткие сроки. Чему в немалой степени способствовали ритмичные поставки строительного материала, завозившегося в Пудож круглогодично. И водным, и санным путем.

Церковь св. Александра Невского. 2004 г.Уже 5-го ноября 1903 г. церковь была освящена во имя святого Александра Невского. Правда, и прослужила она не так, чтобы долго.

Последний настоятель храма, отец Платон, был расстрелян в печально известном 37-ом, а церковь переоборудована под хлебозавод, который почти благополучно проработал до средины 90-х годов прошлого века. «Почти благополучно» потому, что по непроверенным сведениям бывших сотрудников завода, ежегодно, в ночь на Пасху и Рождество, по необъяснимой причине возникали перебои с подачей на производство электрической энергии. Так что на эти праздники город частенько оставался и без свежих булочек, и без чёрного хлеба.

Южный фасад церкви св. Александра НевскогоМожет, в том числе и по этой причине, при вхождении в рынок хлебозавод не выдержал капиталистической конкуренции и обанкротился. Ликвидировавший предприятие конкурсный управляющий не сильно усердствовал, продавая каменное здание в центре Пудожа, и безвозмездно, т. е., как разъясняла мудрая Сова безграмотному Пуху, даром, передал здание хлебозавода Администрации Пудожского муниципального образования.

Администрация, в свою очередь, долго думала, что же ей делать с неожиданно свалившейся в её руки собственностью. Но, в конце концов, всё-таки решила, что не гоже власти возиться с восстановлением пищевого производства, здраво рассудив, что хлеб и иные продукты можно возить и из Вологды, благо мост при Советской власти построили хороший. Или из Медвежьегорска. До которого значительно ближе. Да и свой он, тоже карельский районный центр. И потому со спокойной совестью Администрация, как это в нынешние времена повсеместно, и замечу — не карелами заведено, передала здание бывшего хлебозавода Православной Церкви в лице Муромского монастыря.

С 2003 года Монастырь потихоньку, в меру сил и финансовых возможностей, восстанавливает церковь, которая, кстати, имя своего святого получила не просто так. Храм был построен купцом Базегским в честь его отца — Александра Петровича, похороненного на примыкающем к церкви фамильном кладбище. Ныне кладбище в меру сил восстановлено и приведено в порядок. Вновь установлены поваленные и разбросанные в прежние времена могильные плиты отца, матери, племянника и близких родственников Базегских — членов семьи купцов Малокрошечных. Надгробие самого Николая Александровича утрачено. А может, его и не было — кто в 1918 году делал бы пусть и могильную плиту, но классовому врагу?! Купец ведь не в домашней постели умер. И не своей смертью.

В меру сил восстановлено и приведено в порядок прицерковное кладбищеГоворят, Н. А. Базегский был большим филантропом. Имея обширную хлебную торговлю, цену держал на социально-защищённом уровне, чтоб конкурентам неповадно было продавать втридорога муку и хлебо-булочные изделия, а пудожане каждый день имели бы возможность пить не пустой чаёк, а побаловаться одной-другой сдобной булочкой. Старожилы и патриоты края утверждают, что именно Н. А. Базегский до революции дотировал всю фармацевтическую торговлю Пудожа и его окрестностей, чтобы при необходимости земляки могли приобрести в аптечной сети уезда все необходимые лекарства, а не полагаться на малообразованных знахарей и знахарок. Может, и после революции дотировал бы. Но благодарное население Пудожа зимой 1917−18 г. г. сбросило купца со второго этажа его частного дома, от чего Николай Александрович получил травмы несовместимые с жизнью и скончался. Вот и подумаешь тут — насколько нужны социально-защищенные цены и стоит ли быть филантропом…

А ведь купец, если вот так, подумать, подарил родному городу не дешевые лекарства, о которых сегодня мало кто помнит. И не одну единственную, ныне восстанавливаемую церковь построил. Он вложился (и не только деньгами!) в нечто большее. В историю, которой славен этот край.

Не своими купцами. Не восстанавливаемым храмом. И даже не знаменитым когда-то льном. Своей историей славен город Пудож. Небольшой карельский райцентр, от которого до архангельского Каргополя или вологодской Вытегры значительно ближе, чем до столицы республики…

Обновлено 14.01.2012
Статья размещена на сайте 15.12.2010

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая статья. Особенно часть про купца. Жаль, что наши "купцы" ее видимо не прочитают. Хотя и в новейшей истории подобные примеры есть. Только они не афишируются. Интересно: из-за скромности или из-за боязни?

    Оценка статьи: 5

    • Думаю, скорее первое, нежели второе.
      Боязнь, как на мой взгляд, чувство российскому купечеству неведомое.
      А коли ведомое, так то уже не российское. Или - не купечество...

  • В прежние времена рядом с каменной церковью Св. Александра Невского стоял деревянный храм Архангела Михаила, построенный ещё в 17-ом веке. Ныне на его месте возведена также деревянная одноимённая часовня. С её строительства, в принципе, и началось восстановление Пудожских церквей.
    Снимок сделан от прицерковного кладбища. Впереди (за елью в левой трети снимка) просматривается звонница церкви св. Александра Невского и кирпичная кладка её южного фасада.