Одним из старинных рождественских оберегов является дидух. Свои истоки он берет с очень давних дохристианских времен истории культуры Украины эпохи неолита. В те времена была крепка вера в бессмертие души, уважение к душам умерших предков, к своему роду и всех поколений. Выращенные своими руками колосья злаковых культур наделялись особой силой. Согласно традиции, дидух — это первый или последний собранный сноп.
Считается, что дидух — символ родоначальника рода, это место пребывания духов дедов-прадедов и покровителей дома, это символ святого Иосифа, благодетеля Святой семьи. Также дидух является пожертвованием лучшего снопа силам природы. Существует легенда о том, что когда родился маленький Иисус, то в вертепе было очень холодно. Иосиф нашел щель, из которой дуло, и заткнул ее пучком соломы. В память об этом в каждом доме на рождественский праздник должен быть пучок соломы.
Подготовленный для дидуха сноп хранили высоко на чердаке, чтобы его не объели мыши. Там он ждал своего часа. В декабре, когда работы по хозяйству меньше, приступали к непосредственному плетению дидуха.
Дидух имеет несколько названий: дидочок, дидо, сноп-рай, колядник, коляда, рай-дидух. Большой и солнечный, украшенный лентами сноп из сухоцветов ржи, пшеницы, овса или льна. В качестве схемы изготовления берут икону, на которой изображена тайная вечеря Иисуса Христа с 12 апостолами, дидух должен иметь вверху «голову» и по сторонам 12 веток. Количество колосьев в каждом пучке (ветке) должно быть кратно семи, поскольку дидух символизирует семь колен рода.
Считалось, что в Святой вечер, в Сочельник, с наступлением сумерек, духи прародителей приходят к своим родичам. Именно в этот день хозяин дома торжественно заносил дидух в хату, со словами: «Дидух в хату — беда из хаты». Затем, спрятавшись за дидух, он спрашивал собравшихся детей: «Видите меня, дети?» Они хором отвечали: «Нет, не видим!» После чего хозяин говорит: «Дай Бог, чтобы и на следующий год не видно было света за копнами и снопами!».
Дидух ставили на самом почетном месте — в красный угол (возле икон) или на праздничный стол. Возле него обязательно оставляли горшочек с кутьей, узвар и пучок соломы — «бабу» — символ урожая.
До тех пор, пока дидух стоит в доме, сурово запрещалось выполнять какую-либо работу. Исключением являлся только уход за домашним скотом. Из жилища даже выносили веники, чтобы не было соблазна подмести в доме.
Накануне рождения месяца, в полночь, дидух выносили из дома. Считалось, что именно в это время добрые души предков оставляли своих родных. Сноп-рай разделяли на части. Одну часть обмолачивали — несколько зерен дарили дорогим людям, оставшиеся зерна добавляли к зернам, предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы был хороший урожай. Еще одну часть использовали как кропило для святой воды, предварительно добавив васильки, базилик и еловые ветки. Также часть дидуха оставляли до следующего года. И, наконец, последняя часть сжигалась под песни и танцы.
Дидух был обязательным новогодним украшением каждого украинского дома и в то время заменял новогоднюю елку. Он приносил в семью праздничное настроение и уют, мир и согласие, символизировал хороший урожай и достаток в доме. Радует тот факт, что с каждым годом все больше людей стараются восстанавливать традиции наших предков.
А ещё во Львове в этом году сделали "Праздник пампуха".
Пампушки -- это как раз не совсем те мягкие булочки с чесноком, которые подают к борщу на Полтаве и Киевщине, для западных украинцев пампушки -- это сладкие круглые дрожжевые булки, жаренные в большом количестве подсолнечного масла, часто с маком, повидлом из роз, или вишнями из варенья. Так львовяне сделали огромный "торт" из безумного колличества пампушек... А я в Киеве была... пропустила...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А фотография в статье -- из Львова! ;)
В Киеве такого нет...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья. С удовольствием прочитал.
Единственно, в начале немного царапнуло "...представлена в виде экибаны". Разве последнее слово пишется не "икебана" (икебаны)?..
0 Ответить
Константин Кучер, спасибо. Там это слово вообще не в тему, убрали, икебану из фруктов не делают.
0 Ответить
Оксана Иванова,н ачать с того, что на Украине не праздновали как в России - там праздновали Мыколу, Васыля, верно? Так домашней было, родынней! (Една калына за викном, една родына за столом!)
А я еще колядки помню на дидуха - дедушку:
Хто Мыколу любыть
Той з Мыколой дружыть
То й му Мыкола
Усяк час допома
Ой.ей!
А хто к йому прыбега
До допомози прызыва
Той з горя выйде цило
Бороня й душу й тило
Ой-ей
А де, дидух ты керуешь
Дай ми гроши - сам влаштуюсь!
Диду, диду, як ся маш
Сам не пьеш - мени виддаш!
Я еще застала, а кто сейчас помнит?
З Новым и з Мыколою!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лаура Ли, помнят -- зуб даю! Відроджують.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно,.. буду знать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить