Оксана Иванова Профессионал

Что такое дидух?

Сегодня обычной елкой никого не удивишь. Дизайнеры придумывают разнообразные интерпретации обязательного атрибута новогодних праздников. Их видение рождественской красавицы порой удивляет и поражает воображение обычного обывателя: сделанная из ткани, сложенная из подушек, сконструированная из металлического каркаса, подвешенная вниз макушкой или представлена в виде композиции из фруктов. Большинство современных дизайнеров в своих идеях используют современные материалы и технологии. И все же некоторые из них стараются вернуться к истокам и возродить в своих идеях старинные традиции.

Одним из старинных рождественских оберегов является дидух. Свои истоки он берет с очень давних дохристианских времен истории культуры Украины эпохи неолита. В те времена была крепка вера в бессмертие души, уважение к душам умерших предков, к своему роду и всех поколений. Выращенные своими руками колосья злаковых культур наделялись особой силой. Согласно традиции, дидух — это первый или последний собранный сноп.

Считается, что дидух — символ родоначальника рода, это место пребывания духов дедов-прадедов и покровителей дома, это символ святого Иосифа, благодетеля Святой семьи. Также дидух является пожертвованием лучшего снопа силам природы. Существует легенда о том, что когда родился маленький Иисус, то в вертепе было очень холодно. Иосиф нашел щель, из которой дуло, и заткнул ее пучком соломы. В память об этом в каждом доме на рождественский праздник должен быть пучок соломы.

Подготовленный для дидуха сноп хранили высоко на чердаке, чтобы его не объели мыши. Там он ждал своего часа. В декабре, когда работы по хозяйству меньше, приступали к непосредственному плетению дидуха.

Дидух имеет несколько названий: дидочок, дидо, сноп-рай, колядник, коляда, рай-дидух. Большой и солнечный, украшенный лентами сноп из сухоцветов ржи, пшеницы, овса или льна. В качестве схемы изготовления берут икону, на которой изображена тайная вечеря Иисуса Христа с 12 апостолами, дидух должен иметь вверху «голову» и по сторонам 12 веток. Количество колосьев в каждом пучке (ветке) должно быть кратно семи, поскольку дидух символизирует семь колен рода.

Считалось, что в Святой вечер, в Сочельник, с наступлением сумерек, духи прародителей приходят к своим родичам. Именно в этот день хозяин дома торжественно заносил дидух в хату, со словами: «Дидух в хату — беда из хаты». Затем, спрятавшись за дидух, он спрашивал собравшихся детей: «Видите меня, дети?» Они хором отвечали: «Нет, не видим!» После чего хозяин говорит: «Дай Бог, чтобы и на следующий год не видно было света за копнами и снопами!».

Дидух ставили на самом почетном месте — в красный угол (возле икон) или на праздничный стол. Возле него обязательно оставляли горшочек с кутьей, узвар и пучок соломы — «бабу» — символ урожая.

До тех пор, пока дидух стоит в доме, сурово запрещалось выполнять какую-либо работу. Исключением являлся только уход за домашним скотом. Из жилища даже выносили веники, чтобы не было соблазна подмести в доме.

Накануне рождения месяца, в полночь, дидух выносили из дома. Считалось, что именно в это время добрые души предков оставляли своих родных. Сноп-рай разделяли на части. Одну часть обмолачивали — несколько зерен дарили дорогим людям, оставшиеся зерна добавляли к зернам, предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы был хороший урожай. Еще одну часть использовали как кропило для святой воды, предварительно добавив васильки, базилик и еловые ветки. Также часть дидуха оставляли до следующего года. И, наконец, последняя часть сжигалась под песни и танцы.

Дидух был обязательным новогодним украшением каждого украинского дома и в то время заменял новогоднюю елку. Он приносил в семью праздничное настроение и уют, мир и согласие, символизировал хороший урожай и достаток в доме. Радует тот факт, что с каждым годом все больше людей стараются восстанавливать традиции наших предков.

Обновлено 10.01.2011
Статья размещена на сайте 4.01.2011

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А ещё во Львове в этом году сделали "Праздник пампуха".
    Пампушки -- это как раз не совсем те мягкие булочки с чесноком, которые подают к борщу на Полтаве и Киевщине, для западных украинцев пампушки -- это сладкие круглые дрожжевые булки, жаренные в большом количестве подсолнечного масла, часто с маком, повидлом из роз, или вишнями из варенья. Так львовяне сделали огромный "торт" из безумного колличества пампушек... А я в Киеве была... пропустила...

    Оценка статьи: 5

  • А фотография в статье -- из Львова! ;)
    В Киеве такого нет...

    Оценка статьи: 5

  • Интересная статья. С удовольствием прочитал.
    Единственно, в начале немного царапнуло "...представлена в виде экибаны". Разве последнее слово пишется не "икебана" (икебаны)?..

  • Оксана Иванова,н ачать с того, что на Украине не праздновали как в России - там праздновали Мыколу, Васыля, верно? Так домашней было, родынней! (Една калына за викном, една родына за столом!)

    А я еще колядки помню на дидуха - дедушку:
    Хто Мыколу любыть
    Той з Мыколой дружыть
    То й му Мыкола
    Усяк час допома
    Ой.ей!
    А хто к йому прыбега
    До допомози прызыва
    Той з горя выйде цило
    Бороня й душу й тило
    Ой-ей

    А де, дидух ты керуешь
    Дай ми гроши - сам влаштуюсь!

    Диду, диду, як ся маш
    Сам не пьеш - мени виддаш!

    Я еще застала, а кто сейчас помнит?
    З Новым и з Мыколою!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно,.. буду знать.

    Оценка статьи: 5