• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Баева Дебютант

Мертвые неба не коптят? Крематорий изнутри

В трясущемся трамвайчике, который подвозил нас к конечной остановке, народу было немного: пьяненькие мужички, старички с батожками, одна молодайка с выводком ребятишек. Мы знали точный адрес, но не терпелось увидеть цель поездки ещё издали.

Robert Hoetink, Shutterstock.com

Кто в тереме не живёт?

Ориентир — труба. Почему-то представлялось, что рядом с крематорием должна стоять высоченная труба и коптить небо чёрным-пречёрным дымом. Наверно, в детстве начитались военных книжек про фашистские концлагеря. Теперь, в XXI веке, технологии другие. Но об этом чуть позже.

 — Крематорий, да вон же он, на горке, красненький такой, — указала путь подвыпившая парочка. И тут мы его увидели. Настоящий теремок. Никакой зловещей трубы рядом.

За «теремком» — чистое поле, а за полем — кладбище. Место под строительство крематория выбирали ещё и по принципу — ближе к источнику энергии, то есть газу, который используют в печи для сжигания трупов.

Процесс

Шторки в центральной части ритуального зала раздвигаются, и гроб с телом плавно и бесшумно въезжает в центр. Идёт церемония прощания, повсюду удушливый запах ладана, батюшка читает молитву, звучит щемящая музыка Альбинони. Ритуал не затягивается надолго, последний букет возложен на постамент, и последний провожающий покидает зал.

При желании родственники могут наблюдать загрузку гроба в печь через стекло из специальной комнаты. Услуга эта оплачивается дополнительно.

Операторы на специальной тележке подвозят гроб к пульту загрузки, откуда-то из стены выдвигаются длинные захваты, поднимающие гроб с тележки. Всем управляет электроника.

Осталось последнее движение: загрузка в печь. Но возникла небольшая заминка: в печи догорают останки предыдущего покойного.

Кремация длится 1−2 часа при температуре около 1000 градусов по Цельсию. «Здоровые» сгорают быстро. Гораздо больше времени требуется на кремацию больных, особенно с такими диагнозами, как рак и туберкулёз.

Как пояснили работники, сгорает органика — кожа, мышцы, жир. А вот кости не горят. Их выгребают из печи и измельчают на специальной мельнице — кремуляторе. Затем всё — и костную муку, и пепел из печи помещают в специальные капсулы объёмом примерно с трёхлитровую банку.

Каждая капсула нумеруется, и номер этот фигурирует потом во всех сопроводительных документах. Капсулы чёрного цвета, на вид совсем непривлекательны. Производят их на местном санфаянсе.

Оборудование

На пульте управления печи отображаются две температуры: в камерах сжигания и в камерах дожига, где догорает всё, что не сгорело в основной камере. Это необходимо для экологической чистоты процесса. Поэтому не увидели мы зловещего чёрного дыма, и специфического запаха здесь нет.

Обе печи из Чехии. У нас в России тоже производят такие, но они не выдерживают конкуренции по экологическим характеристикам и, кроме того, гораздо массивнее заграничных. От установки до капитального ремонта производитель гарантирует 12 лет исправной работы.

Перед оформлением заказа на кремацию родственники получают памятку со специальными требованиями, например, такими: гроб должен быть деревянным, без металлической фурнитуры.

Нельзя кремировать человека с медалями, орденами, нагрудными знаками, а также электрокардиостимуляторами, электропротезами внутренних органов и конечностей. Венки и прочие ритуальные принадлежности тоже лучше не использовать, их крематорий не утилизирует, а возвращает родным.

Дополнительные услуги

Крематорий представляет, как это принято говорить, полный комплекс услуг. Например, хранение тел в специальных холодильниках до трех суток. Холодильник рассчитан на 14 мест и бывает полон под завязку.

Проводят санитарно-гигиеническую обработку умершего и парикмахерские услуги, бальзамирование, хранение капсул, захоронение и дальнейший уход за могилой или нишей колумбария. Держать урну с прахом родного человека дома нельзя, её потребуют обязательно захоронить или поместить в колумбарий.

Цена кремации, как ни странно, зависит от длины тела, а не от веса. Служащие крематория говорят, что затраты на обычные похороны сопоставимы с затратами на похороны через кремацию. Их клиенты вовсе не зажиточные граждане, это люди с разным достатком.

А что касается непосредственно захоронения, то захоронение урны гораздо дешевле, чем захоронение гроба. Крематорий — настоящая фабрика по утилизации человеческих останков, причём вполне рентабельная.

Работники

Ежедневная работа с трупами, близость к смерти вредными факторами не считаются, поэтому у работников крематория никаких льгот, типа досрочной пенсии или увеличенного отпуска, нет.

А вот у машинистов кремационных печей такой вредный фактор есть — это шум от вентилятора и работы газовой горелки в машинном зале. Поэтому им положено молоко.

Смена — пять человек: два машиниста, агент для выезда на дом, кассир, ведущая церемонии.

Штатного психолога в крематории нет, врача тоже. Если кому-то станет плохо, есть аптечка, она стоит тут же, в зале прощания, на подносе. Набор обычный — нашатырь, сердечные капли.

Безродные

Очень много сжигается здесь отказных трупов. Это старики из дома престарелых, бомжи, но не только.

В последнее время увеличилось число случаев, когда есть у человека имя и фамилия, адрес, родня, но захоронить умершего она отказывается. Умирает человек в больнице, а его оттуда попросту не забирают.

Прах невостребованных умерших положено хранить год, вдруг объявятся родственники. Но что-то таких случаев за последнее время никто не припомнил…

Статья опубликована в выпуске 26.01.2012
Обновлено 26.01.2012

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: