«Волшебный» рюкзак изобрел русский актер Глеб Котельников. О нем написано не так много. Известно лишь, что в 1911 году он стал свидетелем трагической гибели пилота Льва Мациевича во время воздушного шоу в Санкт-Петербурге. Это событие и сподвигло Котельникова на усовершенствование парашюта. Он покинул театр и посвятил свою жизнь предотвращению смертей в воздухе.
Конечно, в начале 20 века парашюты уже существовали и активно использовались для прыжков. Но они были настолько сложными и громоздкими, что просто не позволяли быстро покинуть падающий самолет. Для спасения жизни требовалось приспособление попроще. Его-то и изобрел актер Глеб Котельников.
Первые парашюты были далеко несовершенны. Пилоты легко могли в них запутаться или вовсе потерять спасительный рюкзак во время полета. Котельников выделил главные требования к парашюту:
— он должен быть неотделим от летчика во время полета;
— он должен открываться автоматически (на случай, если пилот потеряет сознание).
Котельников разработал несколько вариантов, отвечающих этим требованиям, в том числе парашют с защитным шлемом, привязанный к телу поясом, и парашют, привязанный к телу в нескольких местах сложной сбруей. В конце концов, получилась идеальная модель в жестком ранце, который надежно крепился к телу пилота. Изобретение получило название РК-1 (русский Котельников 1).
К вытяжному кольцу парашюта был привязан прочным шнуром, надежно зафиксированным в кабине пилота, при экстренном покидании самолета он натягивался и выдергивал кольцо. Пилот мог и самостоятельно привести механизм в действие, дернув за кольцо.
Прежде чем внедрять изобретение в жизнь, Котельников провел немало экспериментов, например, опыт на гоночной трассе. Изобретатель примерил на себя свое детище и сел за руль гоночного автомобиля. Разогнав авто до предела, он дернул за шнур. Парашют полностью раскрылся и, преодолевая сопротивление ветра, пролетел за машиной до полной остановки. Так что Глеба Котельникова можно назвать не только разработчиком рюкзака с парашютом, но и изобретателем тормозного парашюта.
Главное инженерное управление неоднократно отказывалось пустить РК-1 в производство. Парашют Котельникова действительно мог спасти не одну жизнь, но военным показалось, что пилоты начнут покидать самолеты с рюкзаком за плечами при первых же признаках опасности. Ведь безопаснее будет бросить дорогую технику, а не пытаться ее посадить. «Железо» оказалось важнее человеческой жизни.
В Европе же изобретение восприняли на ура. Лишь во время Первой мировой войны царское правительство, наконец-то, признало разработку Котельникова. Цель изобретателя была достигнута: российские и европейские пилоты пользовались новыми удобными парашютами.
С тех пор конструкция не раз дополнялась, и сейчас даже новичок с дрожащими коленками может не бояться за свою жизнь, надевая защитный рюкзак.
Интересно, спасибо
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вот какие интересные и замечательные люди бывают. Актер, служитель искусства, казалось бы человек далекий от технарей и всякой техники.
0 Ответить
Алексей Латухов, Карузо изобрел автомобильный дворник.
Это устройство сберегло не меньше жизней.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Аркадий Голод, вовсе не Карузо, а женщина "из польских воеводств".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Заинтриговали.. давайте уже кто-нибудь статью про дворник.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Аркадий Голод, Да? Не знал.
Вот что значит - гений, одним словом.
0 Ответить
Меня в Котельникове поражает то, что он сам же испытывал свои парашюты. Надо быть очень смелым и очень уверенным в своем изобретении, чтобы пойти на это!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороший пример переквалификации, чтобы спасать жизни пилотов совершенным парашютом.
От парашюта до катапультирования один шаг. В Союзе был один талнтливый конструктор катапульт для самолётов и они были одними из лучших и надёжных в мире.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Исправьте, пожалуйста эту фразу:
"К вытяжному кольцу парашюта был привязан прочным шнуром, надежно зафиксированным в кабине пилота,".
Что, чем, к чему было привязано.
А статья хорошая.
Оценка статьи: 5
1 Ответить