Очень многие могут подумать, что это полнейший бред. Однако — нет, не бред, это реальность. Я сам в июле прошлого года побывал в подобном лагере, он был организован совместно с Московским психолого-педагогическим университетом замечательным человеком Александром Яковлевич Менделем. Не буду перечислять все его регалии и звания, лишь скажу, что туризмом этот человек занимается уже 40 лет.
…Наш лагерь стоял в живописном месте в заповедной зоне на берегу озера Селигер. Красоту этих мест невозможно описать. Я впервые в своей жизни прокатился на байдарках, даже попробовал грести веслом, и у меня это немного получилось. Да, было трудно, но все-таки получилось — это для меня открытые 2012 года!
Незабываемые эмоции подарил коллективный поход по просторам Селигера на байдарках, на резиновой лодке и на яхте. Также были организованы вечерние посиделки у костра с гитарой вместе с участниками из соседних лагерей. Все было прекрасно.
А теперь хочу высказать свое личное мнение — что может дать людям с ограниченными возможностями пребывание в таких лагерях. Прежде всего, это поможет им реализовать скрытые возможности, даст возможность попробовать самим сделать что-то такое, что они никогда не делали.
Пусть это будет связано с трудностями и преодолением. Но когда человек на коляске сможет сделать, казалось бы, нечто невозможное, это станет для него победой. Пусть это будет даже что-то не очень значительное для окружающих, но для самого человека с ограниченными возможностями будет иметь колоссальное значение. Разумеется, при наличии у него мотивации.
Программа лагеря должна быть построена так, чтобы абсолютно каждый, кто здесь находится, имел свои обязанности и отвечал за них. Пусть он будет это делать с чьей-то помощью, но он будет знать, что если не сделает, то другие участники лагеря от этого пострадают или им будет некомфортно. То есть человек будет чувствовать ответственность.
Также в этой программе должны быть продуманы, на мой взгляд, такие очень важные моменты, как физическая подготовка и какие-то соревнования. Например, ориентирование на местности. Пусть это будет в нескольких метрах от лагеря, но будет.
Или же совместная с Александром Яковлевичем уборка территории — да, честно, не без помощи, но этого труда человек получит радость, почувствует себя нужным и даже в какой-то мере независимым.
Безусловно, должны быть организованы мини-семинары как в самом лагере, так и — если рядом окажутся еще лагеря — и межлагерные, и тематика должна быть различная. А также различные межлагерные мероприятия — спортивные, интеллектуальные
На мой взгляд, социальный туризм для с людей с ограниченными возможностями, помимо прекрасного отдыха, должен стать еще и «Школой жизни», должен помочь ему раскрыться.
И, конечно, к этому нужно готовиться. Организовать что-то вроде курсов, где опытные туристы расскажут, как вести себя в том или иной случае. Это хорошо делать как дистанционно, так и очно, где можно попробовать что-то сделать на практике, то есть обыграть конкретные ситуации, которые могут случиться в походе, и найти из них выход.
В заключение хочу сказать огромное спасибо всем, кто организовал эту чудесную поездку на прекрасное озеро Селигер. Очень хочется верить, что социальный туризм не окажется мифом, а станет реальностью, и нас, людей с ограниченными возможностями, еще не раз порадует своими красотами Селигер, а также новые красивые места нашей великой страны России.
Ведь Красота не только спасает мир, но еще и исцеляет.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...