— Но и взрослые, те, кто, казалось, мудрее, тоже унижали и оскорбляли меня, — несмотря на то что Катерина давно взрослая женщина, свыкшаяся со своим заболеванием, слезы жгучей обиды выступают на ее красивых карих глазах, без следа тяжелого недуга…
— Наш новый главный бухгалтер — дура дурой! Каждую бумажку изучает по полчаса! Я ей — давай, подписывай! Чего читаешь! А она хлопает на меня своими тупыми глазами, овца! — обыденно и почти без злости рассказывает моя коллега, человек с высшим образованием где-то в области коммуникативных технологий, о новом сотруднике в отделе бухгалтерии, под шумное одобрение некоторых своих коллег…
— Послушайте, ну нельзя же так одеваться! Тетке за сорок — чай, не девочка уже! Задница, как у слона, целлюлит свисает со всех сторон, волосы крашеные, а она все молодится, все мужиков привлечь пытается! Просто вселенский ужас! — в директорской приёмной ведут светскую беседу две скучающие секретарши, которые сами, точь-в-точь, самым чудесным образом попадают под свое же экспрессивное живописание…
Подобный светский «small talk» — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Где-то выражаются более высоким, но не менее калечащим сердца и души, слогом. Где-то, без стыда, попросту прибегают к площадной брани, не скупясь в выражениях.
Я провел небольшой, длиной в неделю, эксперимент. Стал внимательно прислушиваться к тому, что и как говорят мои коллеги в адрес своих коллег и знакомых — общим числом двенадцать высокообразованных голов и красноречивых ртов. Пятеро, этакая могучая кучка, костяк, ядро, а также «ум и совесть» нашего коллектива, изо дня в день, на протяжении всех семи дней то и дело участвовали в подобной «светской беседе». Чьими героями, с переменным успехом, становилась та или иная знакомая или не знакомая нам жертва. Причем выражения и эпитеты в адрес тех, кто вызывал их справедливое и не очень негодование, были самые красочные и уничижительные (я, в который раз, был поражен «величием и могуществом» родной речи).
Четверо в этих незамысловатых обсуждениях напрямую не участвовали. Но и в то же время не забывали всячески поддакивать и кивать в такт вылетающим из грязных ртов-отстойников словесам — то ли по причине своей еще не полной испорченности, то ли по причине страха не отстать от дорогого им коллектива и тем самым не вызвать на себя огонь своих коллег.
Трое от словесной грязи держались поодаль. Всего трое, которые, в свою очередь, вызывали вполне тихое негодование у оставшихся девяти за свое якобы горделивое нежелание участвовать в «светской беседе». (Русский человек до сих пор, исторически и генетически, ох, как не любит тех, кто откалывается от массы, от коллектива — будь то работа, совместная попойка или обсуждение за глаза). Из двенадцати высокообразованных, достойных всяческого уважения человек — как каждый из них считает, всего трое, менее достойных, гордых и необщительных.
Для многих из нас брань уже перестала быть бранью, а оскорбление оскорблением. Обычное негодование в чей-то адрес, которое для «неоттюнингованного» уха часто напоминает нескончаемый поток вербальных помоев, нивелируется до уровня «нормальной фени». Вроде уже и не язык — феня, но тем не менее «нормально!». Ясное дело, если слышать одно и то же тысячу раз на дню, то реагировать на это перестаешь. Либо реагируешь менее остро, теряя ощущение того, что нормально, а что нет. Отсюда матюшок в общественном транспорте уже давно не вызывает немедленного отторжения. Отсюда нашему начальству давно позволительно обложить нас трехэтажными сооружениями из инвектив и обсценизмов, и мы даже не обидимся. Отсюда некоторым кажется, что: «да все у нас нормально», «ничего особенного» или «у нас такого нет — все это излишняя интеллигентская рефлексия».
Не обязательно слова-камни должны быть увесистыми и острыми — площадной бранью и незавуалированными оскорблениями, чтобы попасть в цель и ранить. В образованном обществе культурных людей, портовой матерщиной действительно пользуются нечасто. Но от этого «высоколобые» и «литературные» аллюзии и инсинуации, «умные» спекуляции и экивоки звучат нисколько не менее обидно, а часто убивают наповал.
В нашем обществе принято быть сильным. Силу мы очень уважаем и к силе мы стремимся. Даже если сила грубая и за счет других. В нашем обществе к громкому приказному тону, к хамству и оскорблениям, к откровенной брани принято относиться с пониманием и даже с уважением. А прилюдные слова любви и нежности вызывают в нас зуд по всему телу, называются проявлением слабости и часто порицаются. Здесь, весьма кстати, вспоминается ранний библейский и поздний фрейдовский тезис: «Часто в силе — слабость, а в слабости — сила». Для осмысления которого, впрочем, у нас, быстроживущих, похоже, времени не остается.
Слова-камни свистят у виска и иногда попадают в цель — нас с вами. Гораздо чаще, чем слова поддержки, понимания и любви, которые заставляют нас жить дальше. Попадают даже в тех, кто давно оброс антибранным панцирем к таким словам-булыжникам. И тогда в ответ они швыряют еще более увесистые валуны, чтобы ранить побольнее.
Часто мы не задумываемся над тем, какую помойку из мыслей и эмоций, на вербальной основе, мы невзначай вываливаем на тех, кто этого не заслужил. Часто мыслим как настоящие извращенцы, называя черное белым, слабое сильным, дурное хорошим. И боимся выступить на стороне слабых, дабы самим не выглядеть слабаками. Часто предпочитаем отсидеться в своей уютной башне из слоновой кости, соблюдая удобный нейтралитет.
Понятно, так лучше. Привычнее. Выгоднее. А кто из нас способен сделать шаг вперед и выйти из строя? И можем ли мы себя уважать за то, что его не делаем? Не знаю…
Человек создан по образу и подобию Божию. Но, приглядевшись повнимательнее (или прислушавшись), начинаешь сомневаться, что все люди именно так и созданы.
0 Ответить
Юлия Георгиева, судя по тому, каких людей больше всего, бог именно их и предпочитает... И законы природы несправедливые тоже им созданы(если он есть конечно).
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Катя Марьина, -))) позволите?
Ну больше все-таки "татаро-монголов" и йеху. Значит Он их и предпочитает.
Справедливость - понятие человеческое, релятивное и амбиватентное. Природа не может быть справедливой или несправедливой. Червяк - он не хороший и неплохой. Он плохой только для того, в чьем яблоке он сидит.
0 Ответить
Игорь Ткачев, ну предположим не может и что? Нужно признать, что это правильно? Можно придумать законы любой степени тупости и говорить, что это законы и они не могут быть плохими или хорошими.Справедливость - понятие объективное,это равный подход ко всем и равное наказание для всех.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Катя Марьина, "справедливость - понятие объективное"... Справедливость - понятие что ни на есть субъективное, релятивное. Придуманное человеком, как правило, без четко установленных дефиниций - "это справедливо - это несправедливо". (И даже справедливость юридическая, о которой вы упоминаете, совсем не однозначна: есть огромное кол-во нюансов).
Меняющееся в зависимости от времени и человека (только на моей памяти, за какие-то последние 25 лет, эта "химера" поменяла свой окрас неоднократно).
Это не бег на сто метров: кто прибежал первым - тот и
победитель.
Часто тупость это только то, что мы не понимаем. ТО есть, тупость наша.
Но не буду спорить.
0 Ответить
Игорь Ткачев, "Часто тупость это только то, что мы не понимаем. ТО есть, тупость наша.
Но не буду спорить." - тупость - это когда человек не видит очевидного, действительно НЕ понимаю, как так можно, но это уже другой вопрос...
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Юлия Георгиева, образ и подобие не подразумевают 100% идентичности и аутентичности-)
0 Ответить
Никогда не понимала людей, которые обижаются на слова.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Катя Марьина, ну, в ответах на комментарии Вы это плохо демонстируете-)
"Ты тупая, уродливая корова. И правый глаз у тебя косит..." - надеюсь Вы не обидетесь-)
0 Ответить
Игорь Ткачев,
В этой статье вашей статье, как будто говорим о заглазном злословии, суть сплетни. Злословят и сплетничают люди в основном за спиной, глаза в глаза гадости откровенные редко кто может озвучить.
За такие понты корявые, как вы Кате Марьиной обозначили, типа про корову и косоглазие, в реале можно и по сопатке схлопотать, легко, ага и не только от персонажа, которому вы сие произнесли. И не причем тут обиды и прочие заморочки. Хамите, парниша, извольте ответить. А вы схамили, возражаете?
0 Ответить
Брюханова Ирина, я имел в виду не только сплетни за спиной. Хотя и их тоже. В жизни хватает открытого хамства и агрессии. Вспомните хотя бы свое детство и девичество.
"Мои понты" - в качестве примера, а не прямое оскорбление. Вот Вы на них как раз и среагировали, тем самым продемонстрировав Катерине Марьиной, что Вас лично это задело, как заденет большинство. Хотя даже не к Вам было обращено.
За спиной, или не совсем, в мое время хватало и хамства и агрессии, описанных в статье.
0 Ответить
Игорь Ткачев,
Да, меня это задело, в моем детстве и девичестве, в моем взрослом пребывании – нет и не было такого открытого и грубого хамства, ( не пытайтесь свои воспоминания проецировать на других) поэтому даже читая такое и по отношению не только ко мне – я оскорбляюсь, для меня это не приемлемо, я не могу быть толерантной к грубости. Хотя допускаю, что где-то кто-то когда-то и прочая это может пережить.
«Человек давно перешагнул грань допустимого и дозволенного - Богом, Природой, Разумом. А это не может быть Нормой» Ваши слова
Для меня не является нормой открытое, грубое хамство и злословие. Пресекаю любое такое проявление в реале, дистанцируюсь как могу, знаю про себя, что мне это будет больно и обидно, даже если все эти гадкие слова не будут касаться меня лично. Вот так и живем с обнаженным сердцем, шучу, конечно. Но сплетен не переношу.
1 Ответить
Брюханова Ирина, если не было в Вашем, не значит, что не было ни в чьем ином, верно?
"Не проецировать свои воспоминания" - можно в той же степени отнести к Вам. Ну, если по логике...
Но, но вот в моем отрочестве было и не такое. Было еще более открытое хамство, агрессия и насилие. И я уверен, что и в Вашем тоже, даже если и не в Вашем конкретном случа, - Вы же не в башне из слоновой кости выросли, а стране России.
Описанная первая ситуация - реальная. Правда, позаимствованная из немецкой реальности, где, заметьте, народ все же помягче.
Для кого-то грубость и хамство - как мат - норма. Кто-то, вроде Кати Марьиной, утверждает, что на них не реагирует (во что трудно верится).
Есть еще такой момент: пока ты не оброс той самой привычной грубостью, ты на нее реагируешь весьма остро, она на самом виду. А потом... потом вроде, как нормально. Многим нам, даже когда нет открытого и явного употребления инвектив, уже нормально. Так мне видится-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, Не хочу обрастать. Ничем. А грубостью тем более. А раз не хочу, то и не буду, вот так. И что, как и кому видится, сочувствую, ага.
Шутки шуткую, куда без этого, но и по большому счету не могу относиться серьезно к таким диалогам, как -то такЕще чуток добавлю - я в принципе не слишком серьезно к жизни отношусь, может и не права, но не умею я долго быть серьезной, все мне хиханьки да хаханьки.
Вы пишите потом... все нормально, для меня нормально поржать над своей важностью и бумажностью
0 Ответить
Игорь Ткачев, нет, меня это врят ли серьезно заденет, детсад это, я и так знаю какова я, а каковы другие. Обижаются на слова те люди, которые верят в "оскорбления", потому что не разбираются ни в себе ни в других и мне их не особо жалко.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Катя Марьина, я не очень Вам верю. Не это заденет, так заденет другое. Нам всем, - а женщинам, тем паче, - свойственно рефлексировать на случайные и намеренные уколы и оскорбления.
(Иначе я в Вас признаю суперженщину - Вы же все состоите из этих "он подумал, она намекнула, они этим хотели сказать..."-) Не хохорьтесь - не поверю-))
А мои слова не заденут, так как Вы прекрасно знаете, что я не намеревался Вас оскорблять. Не за что.
0 Ответить
Игорь Ткачев, ну если человек зациклен на чем-то, то переубедить вряд ли удастся, мне пофигу ваши слова или чьи-то еще, меня задевает несправедливость и тупость, а не какие-то "оскорбления"(никогда не понимала значения этого слова).
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Справедливое возмущение, подобными проявлениями, должно быть, хотя бы для рассады.) Потому как, чем больше культивируемых растений, на наших грядках взаимоотношений, в коллективе, тем меньше сорняков.
1 Ответить
Комментаторы забыли о малом. Коллектив называл имена и фамилии, автор - нет. Многое замечено правильно.
0 Ответить
Сергей Марфин, подобное, на самом деле, не редкость. Просто наша толсктокожесть души и сердца иногда "не преувеличивает" такие ситуации. Норамально...
0 Ответить
Мутируем потихонечку - приспосабливаемся к среде... Старина Дарвин не стал бы драматизировать ситуацию. Околоинтеллигенция возмущается, интеллигенция понимает и помалкивает, серогорбые живут как могут...
Хорошая статья.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вячеслав Старостин, рад, что Вам понравилось.
0 Ответить
Одни обсуждают коллег в коллективе, а "белый и пушистый" автор обсуждает их на просторах Интернета. У него слушателей поболе
Оценка статьи: 2
2 Ответить
Александр Петров, в точку
0 Ответить
Александр Петров, да, автор белый и пушистый.
И еще он редко молчит, когда с подобным сталкивается.
0 Ответить
А почему Вы их всех переплюнули и вообще общество опустили ниже плинтуса? Синдром подобия?
Оценка статьи: 3
3 Ответить
Людмила Есипова, где и как я "опустил общество ниже плинтуса"?
Промолчи я, или прими участие в пересудах, меня бы Вы лучше поняли?
1 Ответить
Галина Шубина, эта проза жизни подмечена какое-то время тому назад. За прошедшее время успелось поработать в нескольких других коллективах.
И не все везде было так, как описано. И все же, было такое дело, - конечно, через жизненную неопытность самого автора, ранимость.
Сейчас, то ли глаз замылился, то ли автор стал похож на описуемых... не то...
0 Ответить