В 1890 году из-под пера великого казахского мыслителя Абая вышло «Первое слово». Речь идет о ключевом произведении автора «Слова назидания», в котором заключено всего 45 «слов». Каждое «слово» — рассуждение Абая на злободневные темы, маленькая притча, несущая в себе призыв, стремящаяся достучаться до сердца каждого человека, поучающая и советующая. Ведь Абай написал это произведение уже на склоне лет, анализируя все пройденные этапы своей собственной жизни и пытаясь понять поступки других людей, окружавших его. Весь багаж жизненных знаний заключен в этом небольшом, но глубоком труде. «Слова назидания» представляют собой философско-моралистические, общественно-политические и обличительно-сатирические высказывания поэта. Это плод не просто многолетних дум, но плод всей его жизни.
О ценности этой книги и ее вкладе в мировую литературу лучше не читать, а попытаться понять самостоятельно, а для этого ее прежде всего следует прочесть. Скажу только одно: это будет полезное вложение вашего времени, о котором вам вряд ли придется потом жалеть.
Как уже было отмечено, книга состоит из 45 «слов». Для того, чтобы совсем немного приоткрыть завесу тайн, хранящихся в этом произведении, я представлю вашему вниманию одно из «слов», в котором автор решил во вполне доступной, компактной и структурированной форме изложить, если можно так выразиться, «костяк» вопросов, больше всего тревоживших его и наталкивающих на долгие размышления.
Слово тридцать седьмое.
1. «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее».
Коротко, зато более чем емко. Во времена Абая с тем же успехом, что и сейчас, существовали люди порядочные, честно идущие к своим целям, и пройдохи, обманщики и злодеи, готовые идти по головам своих и чужаков.
2. «Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста».
Возможно, здесь речь идет о людях, которые просто любят поговорить и порассуждать вслух о жизненных принципах, необходимости вести праведный образ жизни и вообще о том, как должен жить благочестивый человек… Как жаль, что чаще всего этими разговорами любят увлекаться люди, знающие о благочестии только понаслышке.
3. «Нет уверенности в том, как воспримет мудрое слово себялюбивый невежда».
Ну что тут можно добавить? Поведение невежды всегда трудно предугадать!
4. «Помогай разумному. Содействовать неблагодарному — значит, опуститься самому».
И дело вовсе не в том, что неблагодарный не ответит никогда взаимной помощью и даже не поблагодарит. Как правило, подобного рода люди не привыкли к достойным поступкам, их жизнь и их действия — плоды их мелочности и непорядочности. К чему такое сотрудничество?
5. «Сын, почитающий лишь своего отца, — не друг народу; сын народа — и твой друг».
Абай, судя по его рассказам и выраженным мыслям, всеми силами пытался освежить в людях уважение и почитание одного чувства, которое многим людям чуждо, а для кого-то оно — просто высокое слово, не имеющее отражения в поступках, и лишь для немногих продолжающее оставаться частью их жизни — патриотизма.
6. «Сильный хоть и желает многого, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но не доволен, даже когда получает больше».
Наверное, так происходит по причине того, что сильный, имея мало, понимает, что это результат его труда и что он, трудясь дальше, сможет со временем добиться и большего. А ничтожный потому и ничтожен, что не умеет трудиться, а только просит и рассчитывает на подачки, которые, тем не менее, всегда кажутся ему недостаточными.
7. «Работающий только для себя похож на животное, которое заботится о своем брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества».
Скорее всего, смысл следует видеть в том, что эгоист едва ли сможет приобрести настоящих друзей и настоящую любовь людей. Не стоит забывать и о людях, которые рядом с нами. А высокие цели, отвечающие интересам человечества, помогают и сознанию стать выше, а это — залог успеха человека.
8. «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины».
Здесь есть смысл отметить, что сам Абай некоторое время работал волостным управителем, поэтому для него было важно совладать с толпой.
9. «Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники».
Конечно, нельзя за все свои грехи винить все свое окружение, но доля правды в этом есть. Ведь именно большинство определяет и порядки, и нормы, и моду…
10. «Будь моя власть, я бы отрезал язык тому, кто утверждает, что человек неисправим».
Сказано, конечно, очень строго, но смысл-то не в этом. Человека действительно возможно исправить. Главное, что надо исправить и сколько времени и терпения на это потребуется.
11. «Одиночество — погибель для человека. Все беды валятся на его голову. Однако мир заполняют не только беды, но и развлечения. Кто выдерживает первое? И кто не погибает во втором?»
Касательно одиночества. Часто можно услышать, что человек — существо социальное. Люди окружают одного отдельно взятого человека всегда и везде. Одиночество — привычка, которая может помешать человеку стать тем, кем он является по своей природе. А развлечения… в них действительно очень просто погрязнуть.
12. «Кто не бывал в беде! Удел слабых — терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идет лето со сверкающими озерами и густым травостоем?»
Надежда — это действительно спасательный круг для человека. Ну кто станет спорить?
13. «Безвреден — кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит».
Невозможно предугадать, когда затаенное зло выйдет наружу. Этого и следует опасаться.
14. «От радости и счастья люди теряют голову. Из тысячи лишь одному счастливцу удается сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом».
Разум и вправду следует сохранять при любых обстоятельствах.
15. «Дело ладится умением».
Конечно же, в любом деле важна не только теория, но и практика.
16. «Слава — высокая скала. Терпеливая змея взбирается на нее ползком, сокол взмывает на ее вершину в стремительном полете. Недружный народ хвалит того, кто не дошел до нее. И недалекий верит этому обману».
Каждый человек сам выбирает для себя как способ достижения вершины скалы, так и способ жизни в целом. Пресмыкаться или летать? В любом случае на каждого человека найдется хоть один «друг», который будет «сожалеть» в момент неудачи.
17. «Мир — безбрежный океан. Время — неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держится вечная жизнь».
Преемственность поколений — еще одна ключевая ценность того, да и нашего времени тоже.
18. «Нищий, прославившийся умом, выше счастливого царя. Юноша, продающий плоды своего труда, достойней старика, торгующего своею бородой».
Заслуженные плоды своего труда — ценнее и дороже, чем успех, заполученный обманом.
19. «Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем».
Хитрость и лицемерие — недостойные качества, иногда даже дающие свои плоды, но не приносящие настоящих благ.
20. «Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце — от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой — его не найдешь».
Истина, как видно, срабатывающая во все времена. Жаль только, что не все друзья умеют ценить людей, которые в самую нужную минуту умеют оказаться рядом.
21. «Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному».
Беспечность — заразительна, она источник многих проблем, которых есть шанс избежать. Человечность — лучшее качество человека.
22. «Гнев без силы — вдовец; ученый без последователей — вдовец; любовь без верности — вдова».
У всего должно быть основание и продолжение. Иначе все теряет смысл.
23. «Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба — и твой доброжелатель лишь ты сам».
Жаль, что поговорка «друг познается в беде» сейчас уже звучит гораздо актуальнее в перефразированном виде «друг познается в радости».
Это и были те самые вопросы, которые волновали Абая и некоторых его современников. Очень хочется надеяться и на то, что они чаще станут волновать и нас. Конечно, некоторые из мнений того времени уже могут показаться устаревшими, но, может, стоит задуматься над тем, что поменялось: на самом ли деле ценности, или все-таки мы?
Юлия, какая красивая у Вас картинка на аватаре. Спасибо за "наводку" на художника Владимира Волегова.
1 Ответить
Марк Блау, спасибо.
0 Ответить
Юлия Эстен, а кто автор перевода варианта, предложенного в Вашей статье?
0 Ответить
Евгений Востриков, это перевод казахского писателя Сатимжана Санбаева, вышедший под названием "Слова назидания". Некоторые другие переводы носят иные названия, например "Назидания" (Виктор Шкловский) или же просто "Книга слов" (Ролан Сейсенбаев).
0 Ответить
Если отталкиваться только от текста, то всё ОК! И цитатаы и коменты к ним. Для тех, кто только слышал о восточном мудреце(как я), самое то, узнать поближе. Мне понравилось сравнение друга с тенью. "Слова" не потеряли ценности за больше чем столетие. Памятник в Байконуре очень симпатичен: от тех, кто штурмует космос, тому, кто "штурмовал" природу, менталитет человека.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, спасибо.
1 Ответить
Кузьма был намного интереснее и ближе к жизни. Абай не убедил.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Я, читая, вспомнил знаменитого Козьму Пруткова с его "Плодами размышлений". В принципе и в его пародийном мудрствовании можно отыскать много мудрого. Чего стоит: "Нельзя объять необъятное", повторенное 4 раза. Или "Бди!"
1 Ответить
Упоминание в первом абзаце ДРЕВНЕГО Востока отодвигает от нас прокурора Абая куда-то далеко. А умер он, оказывается в 1904 году.Т.е. современник Ленина, Троцкого, Толстого. Книга - цитатник. На самом же деле у Абая дикая смесь конфуцианства, толстовства и радикального исламизма.
Давайте судить по делам, а не по цитатнику. Абай был прежде всего чиновником-законодателем. Законы, которые он ввел - повиновение баям, властям, угнетение женщин ( за убитую жену мужчине половина наказания, чем за убитого женой мужа, побивание плетьми и пр.).
Он не поднялся до своего времени, до Толстого. Говорил и писал красиво. Но это Восток: цветистость речи и кнут рядом, чтоб попавшуюся под руку жену по спине перетянуть.
Сравните: самый короткий и страшный роман о войне всех столетий из шести слов у Хемингуя ( близкого современника Абая): Продаются пинетки, не ношеные ни разу. А?
1 Ответить