По пути все чаще встречаются идущие вдоль дороги высокие худощавые люди в ярких красных накидках в темную клетку, с палками, напоминающими копья — это основные признаки принадлежности к племени масаи. Иногда они едут на велосипедах, в одном случае даже сразу два масаи на одном велосипеде, но все так же в накидках, с палками.
Свирепые воины
Один такой масаи-велосипедист теряет равновесие, падает и замирает под велосипедом.
— Масаи. Пьяный. — поясняет наш кенийский гид Патрик. — Плохая сопротивляемость алкоголю.
— А поближе с ними познакомиться можно? Говорят, можно их деревню посетить?
— Можно. Завтра договорюсь. Только я с вами туда не пойду — они людей из других племен в деревню не пускают.
— А как же мы?
— Вам можно. Вы — туристы.
— Патрик, мы хотим там пофотографировать. Как масаи к фотокамерам относятся?
— Плохо. Они верят, что камера забирает их души. Но если вы вождю заплатите — можете фотографировать.
— Только вождя?
— Если 50 долларов заплатите, вождь скажет всем своим людям фотографироваться…
Небольшая справка. Масаи — африканское племя, проживающее, в основном, в пограничных районах Кении и Танзании. Численность людей масаи оценивается от 300 до 900 тысяч человек. Такое расхождение в подсчетах вполне объяснимо — паспортов у большинства масаи нет, кроме того, они имеют обыкновение мигрировать по саванне, невзирая на современные границы между странами, что еще больше усложняет подсчет.
Масаи — народ очень консервативный: говорят на масайском языке, строго соблюдают обычаи предков и придерживаются своих традиционных верований, согласно которым, между прочим, они — высшее племя в Африке, поэтому бог всех животных изначально даровал масаи. Как животные оказались у других племен, спросите вы? Они их просто украли, поэтому масаи вынуждены красть их обратно, от чего другие племена не в восторге. Возможно, этим можно объяснить необыкновенную свирепость и воинственность масаи.
По мнению ученых, около тысячи лет назад масаи иммигрировали из Нильской долины, приведя с собой одомашненный скот. Отсюда и сходство с римскими воинами: накидка, сандалии, копье и короткий меч.
Почти до конца ХХ века свирепые воины полностью контролировали саванны, но сегодня, когда урбанизация поглощает все новые и новые земли черного континента, площадь кочевки масаев сокращается. Создание национальных заповедников и охрана государствами диких животных ограничивает самобытный народ в таких традициях, как битва со львом один на один при инициализации молодого масаи. Международные организации по охране здоровья борются с традицией мужского и женского обрезания среди масаев. И все чаще воина-масаи можно встретить охраняющим африканский отель или частную собственность, но все так же соблюдая древние обычаи: без огнестрельного оружия, с копьем и коротким мечом…
Танцуют все!
На следующий день мы у входа в масайскую деревню. С десяток низких хижин, состоящих из деревянного каркаса и слоя коровьего навоза, которым этот каркас обмазан. Для кочевого образа жизни это то, что нужно: постучите хорошенько по стенам, и голый каркас готов для переноса на новое место. Вокруг хижин — заграждение из колючек и заостренных палок.
У так называемых ворот нас встречает масайская делегация. Вождь, молодой мужчина с обильными украшениями в растянутых почти до плеч мочках ушей и двумя выбитыми нижними зубами — просто эталон красоты с масайской точки зрения, после приветственного истошного выкрика предоставляет слово своему брату.
Боладжи, младший брат вождя, сразу же поясняет, что, впуская нас в свою деревню, масаи признают свое желание разделить с нами свой кров, пищу, постель, а также готовы сразиться с нашими недругами. Деньги же, которые они получили в связи с нашим посещением, взяты исключительно для развития начальной школы при их деревне.
— Сейчас мы будем петь и танцевать! — восклицает Боладжи, и около десятка мужчин во главе с молодым шаманом начинают ритмично двигаться по большому кругу. К ним присоединяется примерно такое же количество женщин.
— А это — мама, моя и моего брата. Она хочет с тобой танцевать. — Высокая бритоголовая немолодая женщина с огромным количеством украшений и статью королевы искренне улыбается, смотрит мне в глаза и берет за руку.
Не находя никакой вразумительной отговорки, чтобы отказать матери масайского вождя, оказываюсь вовлеченной в танец. Собственно, танца как такового нет, но есть ритмичное покачивание вперед и назад в такт незамысловатой мелодии и прыжки во время движения друг за другом по большому кругу.
Постепенно мы выстраиваемся в шеренгу. Женщины продолжают петь, а мужчины начинают соревноваться в знаменитых масайских прыжках в высоту. Прыгают с места. Просто вверх. Впечатление, будто что-то подбрасывает их в воздух как минимум на метр. Впечатляющее зрелище.
После танцев женщины удаляются, а мужчины демонстрируют умение разжигать огонь древнейшим методом — методом трения. Он явно используется достаточно часто — скоро появляется дым, а потом пламя. Наступает очередь шамана рассказать о лечебных травах и корешках на все случаи жизни. Масайские лекарства очень популярны среди африканского населения — помогают.
Продемонстрировали воины и свое вооружение. Интересным и несколько пугающим оказался тот факт, что внутри палок-жезлов с набалдашниками, выглядящих просто красивыми аксессуарами, скрываются тонкие и невероятно острые лезвия, сантиметров 25−30. Особенно впечатлило, насколько молниеносно они извлекаются владельцами.
Любовь по-масайски
— А теперь приглашаю вас в дом! — радостно объявляет Боладжи. При его росте под два метра он привычно нагибается и легко проскальзывает в приземистую хижину. Внутри жилища все тот же сухой навоз, но видны ветки, из которых состоит каркас.
— Вот на этом настиле спит мужчина, а на том, побольше, его жена и все дети. Здесь, на костре, жена готовит еду. (Нужно сказать, что никакого отверстия над костром с установленным над ним котелком нет, в жилище стоит запах дыма.)
— Едим мы кашу и похлебку из муки и крови. Мясо мы обычно не едим, потому что скот — наша главная ценность. Хочешь завести жену — заплати за нее коровами. Обычно десять коров нужно, но если ты богат и у тебя большое стадо, то можно взять столько жен, сколько хочешь, правда, каждой дом строить отдельный надо…
— А у тебя есть жена?
— Нет, я еще молодой. Да и только две коровы у меня пока…
— А без коров нельзя? Просто по любви?
— По любви — это как?
— Если двое любят друг друга. Любовь, понимаешь?
— А, любовь! Нет, любовь у нас по-другому. Для любви жениться не нужно. Просто танцуем, вот как сегодня, а потом идем в самый большой дом и там любим друг друга…
— А если потом появятся дети?
— Детям мы всегда рады! Если у женщины потом родится ребенок, он будет считаться ребенком ее мужа…
Это искреннее объяснение молодого масаи, а также воспоминания о моем активном участии в недавних танцах, в комплексе с изначальным предложением вождя разделить с ними кров и постель, заставило меня заторопиться к выходу…
Уже пересекая границу деревни, мы обернулись и увидели большую группу женщин и детей, выбирающихся из других хижин, где, по всей видимости, они прятали свои души от наших фотоаппаратов.
Застигнутые нашими взглядами, они замерли в растерянности. А мы заторопились к машине, оставляя это удивительное племя, живущее будто вне времени, где-то между прошлым и будущим, по причине своей беспредельной и преданной любви к традициям и заветам предков.
Статья очень интересная. Но жить там...
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я в шоке!!! Была... А потом задумалась: как все просто?! Покрасовались силой, потанцевали и занялись любовью. А! Про корову забыла. Да-а, в городе можно остаться без жениха. Надо ехать к аборигенам
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень приятная статья и фотки-иллюстрации отличные. Всегда с удовольствием читаю ваши статьи, Наталья. Нравится ваше видение мира, интеллигентный стиль подачи материала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, мне очень приятно.
0 Ответить
Никогда не представляла жизни лет этак сто тысяч тому назад. Теперь понятно.
Люди - молодые - очень красивы. Как с иной планеты.
Ни спорта им для красоты не нужно, ни каких-то сомнительных таблеток.
Насчет естественности.
В повести африканского автора молодожены проводят первую ночь на всеобщем обозрении - в кругу "болельщиков". Однако...
0 Ответить
Ирина Маркович, для них это нормально. У них понятия порнография, ложный стыд и т.п. отсутствуют. Ближе к естественному.
Просто мы все примеряем со своих позиций.
0 Ответить
Игорь Ткачев, и откат с этих позиций не только невозможен, но чреват.
"Не пускают иноплеменников в свою деревню" - Вам это ничего не напоминает?
И что - нарушителей "границы" просто так мирно выдворят?
0 Ответить
Ирина Маркович, вообще-то, они воины.
И вообще-то, я не знаю. Не был.
0 Ответить
Игорь Ткачев, оно всегда лучше, где нас нет.
Я в Кении тоже не была, но однажды по необходимости пришлось долго "бродить" по форумам вольных путешественников в данном направлении.
Было написано о том, что живет племя в нищете, фактически вырождается. С охотой - главным занятием мужчин, как и написано в статье, им практически пришлось завязать. Поэтому мужская часть населения погрязла в пьянстве, б-ве и сопутствующих болезнях. Женщины, замученные бедностью, пытаются как-то выжить, что-то вырастить, чтобы прокормитьсвоих детей, себя и своих пьянствующих половин.
Заработок на визитах туристов - одна из значимых статей дохода. Поэтому для иностранцев устраиваются подобные театрализованные представления, предварительно хорошо отрепетированные. Кстати, как-то где-то упоминалось, что ежели кто из мужчин племени осчастливит любовью туристку, то ненавязчиво попросит денег (с чужих слов, сама не проверяла). В этом плане можете им позавидовать.
В остальном - сомневаюсь. Живите здесь и сейчас. Радуйтесь, тому, что имеете.
0 Ответить
Игорь Ткачев, но говорилось просто о чьем-то визите. Не об отражении вражеского нападения.
Второй вопрос - риторический. Кроме автора статьи, масаев в реальности никто не навещал.
0 Ответить
Отличная статья, глоток воздуха путешествий и другой жизни. Спасибо! Люди на фотографиях очень красивые, на мой вкус.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маргарита Ромашкина, но не стоит забывать: мы из другого, уже пресного для самих себя, теста.
Красивые они на картинке. Жить их жизнью - через месяц сбежишь.
Одним словом масайские нравы да в наши пенаты.
Кстати, в Азии (и быв советской тоже), похоже: практически нет сирот, дети воспитываются родней, кланами, всеми. Отношение строго иерархированное, но четкое, понятное. Не то, что у нас сейчас разброд. Порой не знаешь чудо ты или чудо в перьях со своим образом жизни и нравами...
0 Ответить
Игорь Ткачев, я все знаю. читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маргарита Ромашкина, а счаcтье будет тогда, когда не правильное или неправильное выберешь, а просто что-то одно. И будешь жить с ним в ладу.
0 Ответить
Спасибо, Маргарита!
0 Ответить
Во многом, намного более счастливые люди, чем цивилизованные мы-) Минимум условностей, максимум естества и подлинности проживаемой жизни. Не то что наша бутафория...
Отметил еще сто лет тому, когда работал с глухонемыми людьми: они, с худшим образованием, низким соцстатусом и т.д. счатливее нас, "людей в костюмах и гластуках". Естественнее, веселее, и очень важно - в них минимум социального и этического.
Мы - часто пластмассовые, они - живые. Вот и все.
1 Ответить
Игорь Ткачев, естественно: как можно тосковать по неведомому? Люди просто иной жизни не знают. И насильно их к нашему счастью не загонишь.Я читала, как на Чукотке насильно вводили социализм - деревянные дома с электричеством, интернаты для детишек... Стоял вселенский стон и плач - особенно старшего поколения.
Все-таки насчет пластмассы - Вы это зря.
0 Ответить
Ирина Маркович, но они ближе к природе. Своему естеству. Они честнее по отношению к себе. Они цельнее. Даже если им нечего есть и надеть.
А это всегда делает более счастливым.
А мы оторваны. И от природы, и себе мы не принадлежим. По сути, мы глубоко несчастные дети цивилизации, котрые все время нуждаются в самоутверждении, что это не так.
Вот голые масаи будут улыбаться, и всегда спокойны. А мы мрачны, раздражены и все время в каком-то поиске.
0 Ответить
Игорь Ткачев, полностью согласна. И с бутафорией, и с глухонемыми, видела, общалась.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Лидия. Общение проходило через брата вождя - он говорил на сносном английском и переводил разговор с другими членами племени.
Фильм "Белая масаи" смотрела, уже после визита к масаям. Обсуждать фильм не хочу, это не относится к теме данного блога, скажу только, что фильм основан на реальных событиях, а в статье я просто описала свои реальные события, хоть и очень сжато.
Коз и какую-либо другую "живность" я в деревне не видела. Бедность ужасная. Насколько я понимаю, есть деревни побогаче, хоть немного. Слова масаи о групповой любви лично не проверяла , но в научных статьях о масаях говорится, что в племени до сих пор встречается как погамия, так и полиандрия...
0 Ответить
Очень интересно, спасибо! Вы с ними напрямую общались или через переводчика? На каком языке?
Есть несоответствие некоторых деталей по сравнению с фильмом "Белая масаи", в котором упомянуто, что он был снят на основе реальных событий. Например, по фильму масаи часто ели козлятину, даже на завтрак, главная героиня (туристка из Швейцарии) очень страдала от этого. А свободное уединение в доме для любви, как написано в статье - совсем не представляется возможным в свете уклада жизни масаи, освещенного в фильме. Насколько я знаю, "оправданием" женского обрезания как раз таки считается то, чтобы женщина не испытывала влечения и, соответственно, не изменяла.
Но фильм критиковали за сценарные неточности, поэтому не берусь утверждать, что фильм более достоверен. Еще раз спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фотографии изумительные
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения, спасибо!
0 Ответить
Вы прекрасно описали свое увлекательное путешествие. Мне было интересно читать, спасибо!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо, Константин!
0 Ответить