Всё это бесценное оружие — дар городу Константина Никаноровича Павловского, генерал-лейтенанта медицинской службы. Страстный собиратель, в конце своей жизни он решил распорядиться коллекцией таким образом…
В апреле 1918 года в Борисоглебске состоялась первая в России выставка, посвящённая декабристам. Произошло это по инициативе Сергея Михайловича Волконского, внука одного из декабристов. Дело в том, что близ уездного города, в селении Павловка, располагалось имение Волконских. Сергей Михайлович стал собирать различные предметы, так или иначе связанные с деятельностью декабристов, и у него образовался своеобразный музей. Естественно, при царской власти и речи быть не могло об организации экспозиции, пусть и небольшой.
Осенью 1917 года имение национализировали. Поэтому музей и разместился в Борисоглебске как «Выставка декабристов» в залах библиотеки Народного Дома.
Однако новая власть оказалась не такой хорошей, как это сперва показалось. В августе 1918 года, в связи с политикой «красного террора» (в этом году покушались на Ленина и убили Урицкого), местное отделение ЧК включило 58-летнего Волконского в число заложников, которых следовало арестовать и расстрелять. Сергея Михайловича предупредили об этом буквально за пару часов хорошие знакомые. Он тут же спрятался у старых друзей, а вечером в старой шинели и с котомкой покинул город. До 1921 года Волконский обитал в Москве (интересно, почему его не обнаружили там?), а затем навсегда покинул свою родину.
Музей декабристов так бы и сгинул, но неравнодушные люди настояли на том, чтобы была проведена опись имеющихся в нём ценностей. Помимо редких книг, в архиве Волконского нашли два уникальных документа — письма за подписью Робеспьера и Бонапарта. Эти реликвии уцелели.
Меньше повезло другим бумагам. Согласно официальному докладу председателя коллегии охраны памятников, «бумаги, отобранные в доме Волконского, израсходованы в уборной Чрезвычайной Комиссии». О времена, о нравы!
Примечательно, что когда белые захватили Борисоглебск, они обратили внимание на одну из комнат в квартире Волконских, которая была заколочена. На вопрос, что там, хозяйка отвечала, что это всё личные и не представляющие ценности вещи. И хотя в действительности за дверью оставались предметы из «Выставки декабристов», белогвардейцы удовлетворились ответом и дверь ломать не стали.
Удивительно, что чугунолитейный завод, о котором речь шла выше, продолжал трудиться в годы гражданской войны. Осенью 1921 года даже было отстроено новое здание завода. А вот голодный для уезда 1922 год оказался для предприятия роковым — оно остановилось. И возобновило выпуск продукции лишь осенью 1927 года. Тогда открылась чугунолитейная мастерская. В 1933 году возвели механический цех, и вот тогда мастерская стала именоваться солиднее — чугунолитейный завод.
30-го января 1930 года в борисоглебской газете «Голос пахаря» появилась (без подписи) статья «Похороним Бориса и Глеба! Дадим нашему округу новое название!». Решено было переименовать город в Колхозград, но Москва не дала на это добро, хотя областные власти были за переименование.
В 1935 году Борисоглебск хотели переименовать ещё раз. На сей раз — в Каманин, в честь выпускника Борисоглебского военного авиаучилища. Лётчик Каманин прославился тем, что спас 34 из 102 челюскинцев, за что и получил одним из первых звание Героя Советского Союза. Каманин бывал в описываемом городе не единожды, а до 1957 года его именем назывались улица и переулок в Борисоглебске. Но и на этот раз переименования не случилось.
Авиационное училище, которое закончил прославленный лётчик, возникло в январе 1923 года в Москве как 2-я военная школа лётчиков Красного воздушного флота. Уже в апреле сего года она перебазировалась в Борисоглебск. С декабря 1938 года — Борисоглебская Краснознамённая военная школа пилотов имени Чкалова. С октября 1954 года — Борисоглебское ордена Ленина Краснознамённое высшее военное авиационное училище лётчиков ВВС имени Чкалова. Ныне — центр подготовки лётного состава фронтовой, бомбардировочной и штурмовой авиации. Двести выпускников этого учебного заведения дослужились до генеральского звания, три стали маршалами, 263 — героями СССР, 12 из них — дважды.
Вот такой он, Борисоглебск. Понравилось? Что? Уже собираете дорожную сумку? Прекрасно! Приятного вам путешествия и наилучших впечатлений…
Люди по натуре ленивы,поэтому так мало комментариев,да и достопримечательностями мало кто интересуется.Попробуйте задать свой вопрос ,,куда сходить ,,в Астрахани.Интересно ,что Вы услышите?Мне бы было интересно почитать если бы Вы написали подобный цикл статей про Астрахань и посмотрим сколько будет комментариев.Нужно было идти в Городской сад-не писали бы сейчас негативных комментариев.
0 Ответить
А я собираю.Спасибо Максим за цикл статей о Борисоглебске.Хорший,чистый, тихий, купеческий город.Оценка статьи -ОТЛИЧНО.
0 Ответить
Вот прочитал я все статьи цикла. В конце - "Уже собираете дорожную сумку?" Нет, не собираю. Потому что возникает вопрос - зачем? Точно также можно было бы описать любой старинный и мертвый город. История богатая, а современное состояние-то какое? Что в нем посмотреть? Как "в 1708 году Борисоглебский уезд подвергся неожиданному набегу казаков»? Или выставку в апреле 1918 года? Название "История города Борисоглебска" в пяти частях точнее отражала бы суть статей.
Кстати говоря, лет 10 назад я несколько раз бывал в Борисоглебске. Бывал основательно, каждый раз дней по 8-10. Правда, все знакомство свелось к ж/д вокзалу и окольной тропке к Борисоглебским электрическим сетям, которые, как я понимаю, расположены на самой окраине. На вопрос "куда можно сходить и чего посмотреть?" местные жители отвечали "да вроде и некуда". После цикла ваших статей осталось такое же впечатление.
1 Ответить
Олег Антонов, если хотите увидеть прекрасное и интересное - сможете это сделать практически в любом месте. Если не получается - время не пришло. Или вас интересует что-то другое.
Я в Тербуны Липецкой области съездил из-за любопытства. Потом ещё два раза был. Больше никому из близких город не понравился. Смею ли я переубеждать их в обратном? Был я и в четырёх бывших имениях Бунина. С одной стороны - ничем не примечательные деревни. С другой - Бунин ведь там проводил недели, а то и месяцы.
0 Ответить