• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Пузырев Грандмастер

Давать или нет подаяние просящим?

Затронутая тема не совсем обычна накануне праздника Нового года, когда множество людей, живущих в разных странах, ждет новогодних чудес и подарков от Деда Мороза. Ждут и дети, и взрослые, совершенно не задумываясь о том, что новогодний подарок (дар Божий) имеет отношение к религиозным верованиям. Дед Мороз в то же время в некоторых религиях сопоставляется с Николаем Чудотворцем архиепископом Мирликийским.

Photographee.eu, Shutterstock.com

Живший в конце III, начале IV веков в Мире святитель Николай известен тем, что раздал нуждающимся все унаследованное от своих родителей имущество. Святитель Николай Чудотворец известен и своими молитвами за моряков и других путешественников. К путешественникам-странникам можно причислять как обычных бродяг, так и людей, гонимых судьбой — пострадавших от пожара, мора и других несчастий. Большинство этих странствующих и страждущих жили за счет подаяния.

Термин «подаяние» считается устаревшим и сейчас в употреблении имеется слово милостыня, которое означает пожертвование из милосердия и сострадания нуждающимся денег, продуктов питания, одежды и другого имущества. Однако слово «подаяние» больше подходит под действие, которое совершает один человек, по каким-то соображениям отдавая свое имущество другому человеку. Поэтому будем использовать это слово и далее по тексту.

Нам известно, что подаянием жил представитель философской школы циников греческий философ Диоген (412−323 гг. до нашей эры), все имущество которого составляли бочка для жилья, мешок для хлеба, палка и плащ. Подобным аскетизмом в своей жизни Диоген осуществлял на практике основные принципы этой школы, утверждавшей о том, что высшее благо состоит в максимальном сокращении потребностей человека.

Прося подаяния, Диоген говорил: «Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня». Подаянием жили юродивые и блаженные. О подаянии говорят Яса Чингисхана, буддизм и другие религии, призывая помогать ближнему своему: «Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, стучите, и отворят вам». Увещание к щедрому, охотному и радушному подаянию (2Кор.9:6−15) говорит: «милостыню подавать надобно».

«Благодатию Божию» называл дела милосердия святой Иоанн Златоуст, говоря: «Бедные — врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь…». «Дай бедному, и — пусть сам ты будешь молчать, — тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя: милостыня есть выкуп души… она может и загладить грехи и избавить от суда».

Один из космических (эзотерических) законов также гласит: «Чем больше отдаешь, тем больше получаешь». Таким образом, все перечисленные учения призывают — отдай, когда просят. Но что делать, когда нищих очень много? Как распознать просящего? Кто стоит перед нами с протянутой рукой? Немощный человек, блаженный философ или тунеядец, не желающий работать? Некоторые так и говорят: «Я подам, а он эти деньги пропьет!» Как поступить в данном случае?

Сейчас даже добродетель сделали прибыльным бизнесом и способом ухода от налогов, а на улицах городов стало появляться множество разного рода попрошаек и просящих милостыню. С детьми и в одиночестве ходят они и сидят с протянутыми руками, приставая к прохожим. (Даже в церковь одно время было сложно пройти через толпу нищих, требующих подаяния. Этот вопрос урегулировали, видимо, достаточно жестким способом, и просящих милостыню осталось всего несколько человек.)

Говорят, что попрошайничество — это доходный промысел, который приносит достаточно много денег. В Интернете я даже нашел информацию о том, что российским законом подаяние облагается соответствующим налогом. Это в то время, когда «кесарю» мы уже отдали свою десятину, и наше милосердное ДАРение — это акт нашей доброй воли, направленный на приношение РАДости другому человеку.

Меня иногда спрашивают мои товарищи, посещающие церковь, давать или не давать милостыню просящим. Я отвечаю на заданный вопрос таким образом: идешь просить, а сам подать не хочешь. Нам не дано знать, кто стоит перед нами и на какие цели просит подаяния просящий. Пусть это остается на его совести, а у каждого есть своя голова и каждый должен решать сам, давать или не давать милостыню. Если жалко, то не давай.

Я считаю, что в таинстве подаяния есть и другая, более важная, скрытая сторона взаимоотношений между людьми, связанная с внутренним содержанием человека и его места в обществе. В древнерусских былинах встречается древний социальный термин «гой еси» (кто ты есть), определяющий принадлежность человека, выпавшего из своей социальной среды. Таких людей, оказавшихся вне общества, называли изгоями.

Выжитый (изгнанный) из своего рода изгой вынужден был скитаться и просить подаяния. Изгнанный из общества человек, получивший проклятие своего рода, не мог общаться с кем-то из своих бывших сородичей. Таким примером может быть каста неприкасаемых в Индии, с которыми никто из представителей других каст не общается. Неприкасаемого могут убить, если он коснется кого-то или тень его упадет на тень достойного человека.

И бродит такой изгой неприкаянным, не имея возможности ни общения, ни покаяния, как в песне Александра Малинина «Неприкаянный»:

Это я, Господи, это я,
Света и тьмы полна жизнь моя,
Неприкаянный весь мой век.
Позабыл давно, где твой храм,
И твой колокол звал не меня.
Кто винил тебя, проклинал,
Дай кару лютую, все стерплю,
Только знать бы мне, что не зря.
Кто у пропасти на краю,
Это я, Господи, это я.

Для такого вот изгоя, бродящего по свету и просящего покаяния, существует возможность оказаться полезным кому-то — это дать подаяние нищему, просящему милостыню. И тогда, как говорил Иоанн Златоуст, «тысячи уст заговорят в защиту тебя, милостыня есть выкуп души, она может и загладить грехи, и избавить от суда».

Таким образом, право каждого — просить. И право каждого — давать или не давать.

Статья опубликована в выпуске 28.12.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алёна Арбенина Читатель 10 февраля 2017 в 18:19 отредактирован 10 февраля 2017 в 20:36 Сообщить модератору

    Помочь другим по силам каждому, не обязательно деньгами - хотя бы изредка пойти в детский дом, уделить внимание детям, или к тем же старичкам. Или обратиться в приют для животных - там очень много нужно помощи физческой. И так далее, было бы желание. Да, всем не поможешь, попрашайки и инвалиды на улицах вместо сострадания у многих вызывают какое-то отвращение что-ли, потому что не знаешь, действительно они нуждаются, или этот "инвалид" сейчас встанет и пойдет пропьет, то что наклянчил. И так далее. В любом случае нужно оставаться человечным, помогать, тем кто действительно нуждается.

  • Советую посмотреть серию "Галактического Экспресса 999" про планету попрошаек. Там люди перестали работать и опустили руки потому, что почувствовали, что тот, кто постоянно отбирает у них часть заработанного, всегда будет жить лучше и им не догнать его. А олигархи, лишившись дохода от населения, сами оказались вынуждены просить подаяния.

  • Термин «подаяние» считается устаревшим

    Кем считается?

    что делать, когда нищих очень много? Как распознать просящего? Кто стоит перед нами с протянутой рукой? Немощный человек, блаженный философ или тунеядец, не желающий работать? Некоторые так и говорят: «Я подам, а он эти деньги пропьет!» Как поступить в данном случае?

    Не надо заморачиваться, и поступайте как душа повернется - хотите дать дайте (и пусть пропьет, или бандитам отстегнет чтоб не гнали, или на мерседес накопит), нет - пройдите мимо.

    За себя скажу так - единственное место где никто не получит от меня ни гроша - это оживленные перекрестки, где между рядами машин снуют разнообразные убогие. Просто не хочу чтобы один из них свалился мне под колеса со всеми вытекающими.

    Оценка статьи: 3

  • Конечно, им больше нравилось бы жить в тепле и спать на белоснежных простынях. Но там пойла не дают, да и забот сколько: мыться, какие-то обязанности исполнять...

    • Виктор Жигунов, Согласен с Вами и на водку так же даю изредка. Но я вот заметил одну особенность, когда прохожу мимо "просящего" иногда мне становится стыдно, что не дал бедному... Здесь я полагаю, что "просвещенный" просящий использует психотехники, чтобы побудить прохожего подать ему. Прогресс и тут возможен!

  • Глеб Сердешн Глеб Сердешн Профессионал 30 декабря 2013 в 01:06 отредактирован 30 декабря 2013 в 01:34 Сообщить модератору

    Извините, ханжеские меркантильно-религиозные рассуждения какие-то: святитель Николай, Иоанн Златоуст, 2-е послание коринфянам велели, дескать... А без прямой инъекции милосердия в мозг нельзя? Да еще вопрос поднимается: а не пропьет ли нищий? И комменты под стать. Дескать, ага, подавай таким всяким-разным проходимцам, а они или пропьют, или бандитам отдадут.

    Б.., да попробуйте жить на улице и не пить, и не отдавать бандитам! Люди, вы в своем уме??? Вы хоть на минуту задумывались, как им вообще живется, бомжам-то?

    Ну не хотите, чтоб пропил, помогите обувью, одеждой, пустите помыться, погреться, накормите...

    Оценка статьи: 1

    • Виктор Жигунов Виктор Жигунов Профессионал 30 декабря 2013 в 11:38 отредактирован 1 января 2014 в 00:30 Сообщить модератору

      Глеб Сердешный, а зачем жить-то на улице? Допустим, мошенники лишили квартиры, дети выгнали и т.п. Так есть приюты, монастыри и что там ещё – богадельни, дома для престарелых. Предприятиям положено иметь места для инвалидов. Куда-нибудь да примут. Но везде налагаются обязанности, хотя бы приборка своей койки и тумбочки. Так нет же, хочется ничего не делать, только пить, да ещё чтоб жалели и помогали. Усадите в свою ванну кого-нибудь вонючего и вшивого с улицы, потом поделитесь впечатлениями.

      • Виктор Жигунов, ага, целый комплекс контор социальной защиты, бомжам только выбирать... Так оказывается, они, бомжи, ленятся постель застелить и в тумбочке порядок навести. Им лучше в помойках рыться, замерзать, недоедать, лишь бы бухнуть... Вот оно как. Вы мне прямо глаза открыли, что у них, у бомжей, у всех только "синдром бродяжничества", им просто нравится так жить.

        Оценка статьи: 1

  • Елена Ивановна Читатель 29 декабря 2013 в 23:40 отредактирован 27 мая 2018 в 11:34 Сообщить модератору

    Я вот смотрела на деток, часами лежащих неподвижно и молча...Мои бы этот переход метро разнесли...Значит, тут что-то не то...

  • Согласна: надо иметь, как у чекиста, горячее сердце и холодную голову, чтоб помогать воистину тем, кому ты призван помочь. На улице? Благодарю покорно: не верю, что остро нуждающийся, оказавшийся в безвыходном положении человек усядется на главной улице, выставит напоказ культи/ язвы/ костыли (нужное подчеркнуть) и станет молиться за всех, кто бросает монеты в шапку. Скорее всего, его крышует могущественная мафия, - я даже читала, что для работы с "персоналом" специально нанимаются психологи, гримёры и даже театральные режиссёры, а детей, купленных для таких шоу, намеренно увечат и опаивают наркотиками.Лучше действительно помогать людям, живущим по соседству: коллегам, ушедшим на пенсию, соседу, сломавшему ногу, знакомой старушке, - меня, кстати, покоробило соображение "улучшить свои жилищные условия", - а просто от души уже не надо? У меня, кстати, есть такая знакомая, я очень рада нашему общению; моих родных бабушек, к сожалению, нет в живых, - а она, слава Богу, есть...

  • Очень давно , лет 20 назад, подала замурзанному ребенку намного больше тех копеек, которые ему обычно кидали. Он ...отказался - сказал:"Дай меньше".Если человек выходит на улицу и протягивает руку,Это, к сожалению, становится его работой...Очень обидно за деток..

  • Я видела, как у церкви стояла "нищенка" в платочке. а потом, сняв платочек, села в БМВ, припаркованое на обратной стороне и укатила. Это было у м. Парк культуры. После этого не подаю никому.А еще у церкви стояла бабуля и, пока я мыла окно напротив, ей подали около 10 тыс. рублей. За углом ее ждала машина.

  • Уважаемы автор, вы хорошо разобрали все аспекты этого вопроса. Шудрами называют в Индии касту неприкасаемых. Но в Индии уде запретили делить общество на касты.Там не подадут деньги шудрам, с ними можно расплачиваться за работу только продуктами и вещами.Все это скрытая форма рабства и унижения человека человеком по праву рождения. Что касается нашей страны, здесь церковью принято давать подаяние и в этом заключон огромный экономический смысл правления русским народом. В Европе не принято просить и подавать. Там существует служба помощи и если ты хочешь. то несешь туда все что можешь дать Вещи, продукты, но не деньги)и потом все это распределяется поровну между неимущими или не желающими иметь.Европа таким образом держит баланс.В нашей же стране на этом строят свой бизнес нечестные предприниматели. Мой взгляд такой, если не давать, то намного меньше станет просящих "нищих" в местах общественного пользования. Существует у нас и служба помощи неимущим. А вообще это криминализированый и хорошо толаженый бизнес, основаный на религии и менталитете русского человека.

  • Ничего не проси, ни о чем не жалей, ничего не бойся. А насчет подаяния - уже умею видеть действительно нуждающихся. Им-то и подаю.

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 28 декабря 2013 в 12:00 отредактирован 29 декабря 2013 в 00:25 Сообщить модератору

    "Вечное мясо" (фрагмент поэмы)

    ***
    Раздайте себя немедля,
    даруя или простивши,
    единственный рубль имея,
    отдайте другому тыщу!читать дальше →



    (А.Вознесенский)

  • Виктор Жигунов Виктор Жигунов Профессионал 28 декабря 2013 в 10:24 отредактирован 28 декабря 2013 в 14:04 Сообщить модератору

    Нищим не подаю. Но было несколько случаев, причём все – когда сам не процветал. Один проситель прямо сказал, что ему на четвертинку нужно. По внешности какой-нибудь технический интеллигент низшего звена. Видно, что-то у него случилось. Он хотел показать документы, но я не стал ещё унижать его недоверием и дал просимое. Так что всякое бывает...

  • Помогать нуждающим нужно. Только не тем, кто "в теме". То есть, которые выпрашивают и отдают деньги в кассу, где "касса" намного богаче подающего. Можно подать бабушке, но только не этим наглым, которые готовы в кошелек залезть.
    Я думала над этим вопросом, "быть или не быть" и пришла к выводу, что нужно помогать детям для лечения. Лучше дать на лечение, чем на выпивку.

  • Гоша Саутин Гоша Саутин Читатель 28 декабря 2013 в 09:51 отредактирован 28 декабря 2013 в 09:53 Сообщить модератору

    Вспоминая слова: "Чем больше отдаешь, тем больше получаешь", мне кажется, это касается исключительно внутренней жизни конкретного человека. Душевной, интеллектуальной работы. Социальная ситуация сегодня такова, что не сразу и поймёшь, кто из нас изгой больше. А давать, вернее, подавать или нет, автор правильно заключил: "право каждого". Лично я, не подавал и подавать не буду.

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 28 декабря 2013 в 07:42 отредактирован 28 декабря 2013 в 07:43 Сообщить модератору

    В "разговоре на тему" собрано всего понемногу. От Диогена (который, среди прочего, онанировал на глазах у публики - чего стесняться?) через апостола Павла к индийцам, у которых все тоже очень непросто, и калек в буквальном смысле производят (вспомните фильм "Миллионер из трущоб").

    В иудаизме считается, что милостыня (цдака) нужна в первую очередь подающему. При этом предпочтение отдается милостыне "тихой". Захотел - отдал - на душе стало лучше - иди дальше. В этом облегчении души и видится "высокий смысл" существования нищих. В принципе и для них в этом смысл их "профессии", которая, к слову, кормит очень неплохо.

    А если более серьезно, милостыня - один из регуляторов общественного равновесия. Не дает умереть бедным, не дает возгордиться богатым. И - кстати - долгое время иерусалимская еврейская община в буквальном смысле кормилась подаяниями евреев со всего мира.

    Опять же в иудаизме лучшим считается дать человеку не рыбу, а удочку, чтобы сам начал добывать себе пропитание.

    • Марк Блау, нужна твердая уверенность, что милостыня попадет именно БЕДНОМУ. На улице такой уверенности нет (скорее вероятно, что бандитам). А вместе с тем, вокруг нас полно тех, кому нужна помощь - одинокая соседская бабушка каккая-нибудь. Вместо того, чтобы, упиваясь своим милосердием, давать деньги поддельным нищим на дороге, можно просто помочь этой бабушке - купить ей хорошей еды (которую она сама не купит), завезти мешок картошки, помочь починить кран и так далее. Но это не так картинно. Это рутина. Красивее кидать рублик попрошайке.

      • В Москве, если ты начнешь заходить к бедной одинокой бабушке, то скорее всего, через пару - тройку визитов ты встретишься с участковым - все одинокие пенсионеры давным - давно на учете. Государство не только выделяет им социального работника, но и в то же время зорко следит, чтобы на квартиру никто не покусился. Я это узнала в 1996 году и больше не пытаюсь как-либо улучшить свои жилищные условия - пусть все будет так, как будет...

      • К. Ю. Старохамская, что уж вы одним махом да всех поделили: этот гордится, а этот не дает. Некоторые именно так и поступает, как говорил апостол Матфей :"Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди".И умные бабушки не бегают и не трубят, что сосед Вася ей помогает.

        Оценка статьи: 4

        • Александр Петров, ну и отлично, сосед Вася же не для того помогает, чтобы трубили, а потому что бабушку жалко.

          Я собственно о том, что если есть желание и потребность помогать, то надо оглянуться вокруг себя, а не "помогать" нищим на паперти, вот и все.

  • Анекдот в тему:
    Каждое утро Кацман по дороге на работу давал нищему 20 копеек. Так продолжалось много лет. Hо однажды он дал нищему только 10 копеек.
    — Кацман, чтоб ты был здоров, отчего сегодня так мало?— спросил нищий.
    — Понимаешь, вчера я женился, наверно, скоро дети будут, расходы большие, я буду давать тебе только 10 копеек.
    — Люди, вы слышали, он женился! Теперь я должен кормить всю его семью?!

  • Слишком сладко для такой изъеденной темы. Какая-то фантастическая идиллия.

  • В наш век специализации и прохиндейства всего и вся вряд ли имеют место персонажи и причины, описанные в статье, разве что, возможно, бабульки на паперти в воскресный день.

  • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 28 декабря 2013 в 03:04 отредактирован 28 декабря 2013 в 03:07 Сообщить модератору

    Нищенство, попрошайничество испокон веков было профессией, родом занятий. У нищих и попрошаек всегда существовали свои профессиональные союзы (в средневековой Европе - даже гильдии, как у купцов...), в которых все роли были распределены и существовала строжайшая иерархия. Неподчинение каралось очень жёстко, вплоть до смерти. Раны, язвы и даже увечья у профессиональных нищих были поддельными, зачастую - нанесёнными умышленно, для нищенок с детьми детей похищали или покупали у бедных многодетных родителей. Так было всегда, и так осталость сейчас. Почитайте "Анжелику - маркизу ангелов", "Отверженных" и "Человека, который смеётся" В.Гюго, произведения О. де Бальзака, "Петербургские трущобы", Гиляровского...Там всё это описано в подробностях...
    Не следует путать нищенствующих философов античности и монахов Средневековья с профессиональными нищими - это, как сказали бы одесситы, "две большие разницы".
    Я не подаю милостыню никогда и никому персонально, но вношу деньги в кассу общины (председатель которой дважды в год отчитывается об израсходовании внесённых средств) и сдаю ненужные вещи на склады благотворительных организаций, где их отдают нуждающимся, предоставляющим соответствующие документы о получении ими социальной помощи, или посылают в бедные страны. Если не нужны более крупные вещи - мебель, светильники, электроприборы, электроника и пр. - можно их просто выставить на улицу или дать объявление в газету.

  • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 28 декабря 2013 в 00:09 отредактирован 28 декабря 2013 в 00:10 Сообщить модератору

    Поощрять страшную мафию, вот что такое давать. А для себя - фальшивое успокоение "я добрый, вот какой я хороший". Здесь есть прекрасная статья "Почему спит ребенок на руках у нищенки", где тема раскрыта чуть более чем полностью.

    Кто не верит, что "попрошайки" это вовсе не бедные люди в тяжелой ситуации - пусть попробует две вещи. Во-первых, дать им не денег, а еду. Услышите много интересного в весьма цветистых выражениях. Во-вторых, попробовать встать рядом. И послушать, что вам скажет тут же из ниоткуда взявшийся сборщик подати с этих "нищих". Но это только для смелых - прочим не советую.

    Так что не надо обманывать себя и сладко петь про милосердие и Диогена. Это страшная мафия, и подавая, вы поощряете все это, в том числе и покупку детей для "нищенок".