Говорят, что в Байкале сосредоточено около 20% мировых запасов поверхностной пресной воды. Озеро лежит в глубокой тектонической впадине, окруженной высокими горными хребтами, котловина его находится в середине Байкальской системы рифтов. Хотя возраст Байкала около 25 млн. лет, тектонические движения здесь продолжаются до сих пор, о чем свидетельствуют многочисленные землетрясения в районе озера.
Так, полтора века назад на глубину до 10 метров погрузился под воду участок прибрежной суши к северу от впадения реки Селенги площадью около 200 кв.км. Сейчас на этом месте образовался залив Провал. Вода в озере прозрачна, и до 40 метров на дне видны лежащие там монеты, а состав воды близок по содержанию к водам притоков. Огромная водная масса озера смягчает климат побережья, и по сравнению с соседними территориями на Байкале мягче зима и прохладнее лето.
Вот здесь мне и предстояло провести три летних дня, на подворье, находящемся в нескольких минутах ходьбы от озера. У одного из местных предпринимателей, принимающих на постой отдыхающих. Собралось нас человек 15, десять из которых разместились в двухэтажном хозяйском доме, а пятеро — в небольшом двухкомнатном летнем домике, стоящем отдельно во дворе. Самое примечательное, что здесь росли несколько кедров с висящими на них шишками, и я оказался, как в кедровом лесу.
Приезд наш совпал с бурятским национальным праздником, который мы отметили на берегу Байкала вместе с другими отдыхающими традиционным танцем «Ёхор» вокруг костра. Вторая ночь на Байкале не предполагала каких-либо организационных мероприятий, и мы разошлись по своим местам, определенным для ночлега, ничего не подозревая о приближающейся стихии.
Среди ночи меня разбудило ощущение близкой опасности, слышался какой-то глухой звук, во дворе слышались голоса хозяев и наших товарищей, а за стенкой переговаривались соседи. Говорили о землетрясении. Не успел я разобраться, что происходит, как ощутил приступ непонятного животного страха, который меня, видимо, и разбудил, он шел откуда-то из самого тела.
В это время я чувствовал вибрацию в себе и вокруг себя, как бывает «тремор» у алкоголика, у которого с похмелья трясутся руки, или у бетонщика, работающего с вибратором. Эта вибрация находила волнами, начинаясь почти незаметно, постепенно переходила в покачивания, нарастая и усиливаясь, а за первой волной накатывалась другая. Такая же, несущая мелкое вибрирование, вначале усиливавшееся и переходящее в реальные толчки и покачивание.
Оказавшись в эпицентре землетрясения, я понял, почему животные сломя голову бегут из помещения в таких случаях, их гонит ужас, который они ощущают на физическом уровне. Животному надо видеть, что происходит, и он бежит прочь из своего жилища. У человека нет таких позывов, чтобы бежать из своего дома, ему надо осознать и понять причину возникшего внезапно страха, и он, теряя первые секунды, часто попадает под разрушение.
Встать и выйти из своего убежища мне было лень, но я все же осмотрел его и решил, что если домик даже и развалится, он меня не убьет, я успею выскочить из него в случае опасности. Помянув «нечистого», который принес меня в данное место именно в это время, когда должно произойти землетрясение, я попытался на чувственном уровне определить происходящие в организме изменения.
Человек заключает в себе три рода явлений — физические, жизненные и сознание, которые мы чувствуем, наблюдаем, ощущаем и осознаем на основании накопленного опыта. Одна глупость порождает другую и, надо признаться, тот факт, что все люди, занимающиеся духовными практиками, все-таки люди не совсем нормальные, потому что вместо того, чтобы спасаться и идти к товарищам, находящимся на улице, я сел и погрузился в медитацию.
Со стороны озера слышался сильный гул, а я сидел на кровати и пытался поймать на уровне ощущений этот мощный энергетический и звуковой поток. После нескольких толчков землетрясение прекратилось, но чувство тревоги осталось. Соседи звонили в Улан-Удэ и справлялись у родственников о последствиях пережитого катаклизма, у кого-то упал со стены шкаф с посудой, у кого-то полка оборвалась, но больших разрушений не было.
Утром из разговоров о пережитых ночью событиях и судя по тому, что хозяин дома во время землетрясения, схватив ребенка, первым выскочил на улицу, мне стало понятно, что опасность была серьезная. Человек, живущий на берегу Байкала, видимо, хорошо знает, что может произойти в любой момент. На наше счастье, произошедшее землетрясение оказалось средним по силе.
Можно ли привыкнуть к таким потрясениям, как это вошло в привычку у местного населения? Если ранее у скотовода-кочевника во время подобных толчков разваливалась юрта, то он отделывался только шишкой на голове от упавшей жерди, поддерживающей крышу. А как будут жить люди в многоэтажных гостиницах, которые собираются тут строить, приходится только догадываться.
Живя в тысяче километров от Байкала, мы практически не ощущаем землетрясений, доносящихся до нас крупными толчками, когда мягко качнет пару раз и лишь начинает раскачиваться лампочка на потолке в такт колебаний почвы. А вот такое, когда вдруг возникает «мандраж» и начинает усиливаться тревожное состояние, а потом мелкой дрожью начинаешь трястись сам и все вокруг тебя, постепенно переходя на амплитуду большего раскачивания, я ощутил впервые.
Землетрясения — это волновые колебания поверхности земли, которые вызывает освободившаяся от напряжения энергия, когда происходит разрыв пород с их взаимным смещением. Скорость сейсмических волн, идущих от очага напряжения, достигает 8 км/сек. По статистике сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели, а мелких землетрясений никто не считает.
Причины землетрясений бывают разные — например, вулканического происхождения, техногенные землетрясения, обвальные землетрясения, землетрясения искусственного характера. На Байкале, как уже было сказано, происходит подвижка тектонических плит, которая 25 миллионов лет назад привела к тому, что в земной коре образовалась трещина и эту расселину заполнила вода, текущая с окружающих горных ледников.
Образовалось огромное озеро чистейшей воды глубиной до полутора километров. Годовой объем транзитных вод, проходящих через Байкал, до 60,9 куб.км. Одна из ученых гипотез о судьбе озера Байкал говорит о том, что байкальский разлом в дальнейшем может увеличиваться за счет тектонической деятельности, о чем, возможно, и говорят частые землетрясения, происходящие в этой точке планеты.
привыкнуть можно, вернее, после сильного землетрясения, если спасся, наступает тупая усталость и тогда вдруг становится безразлично упадет ли потолок на голову...
Оценка статьи: 5
0 Ответить