Владимир  Жестков Грандмастер

Как попасть на Северный полюс? Часть 2. История покорения

Как известно, древние полагали Землю плоской, однако уже во времена Пифагора появились предположения о сферической форме нашей планеты, и вот, наконец, в VI веке до нашей эры, задолго до Коперника с Галилеем, было установлено, что суточное вращение небосвода объясняется вращением Земли вокруг своей оси. В середине XV столетия появился знакомый нам термин — Северный полюс. Вскоре в том же XV веке совершенно точно было установлено, что полюс расположен в море.

Фото: PavelSvoboda, Shutterstock.com

Перейти к первой части статьи

До середины XIX века шли только разговоры о покорении Полюса, однако все заканчивалось теоретическими обоснованиями его местонахождения, да предположениями о том, что в летние месяцы район Северного полюса должен быть свободен ото льдов. Первые закончившиеся неудачей попытки добраться до Полюса, которые происходили начиная с 1827 года, доказали, что вот так, без хорошей подготовки покорить Полюс — неосуществимая мечта. Но одна за другой отправлялись туда, за мечтой, полярные экспедиции. Кто шел на лыжах, кто на собачьих упряжках, кто пытался пробиться к заветной точке на кораблях. Появились дирижабли, тут же смельчаки устремились на них, а уж о самолетах и говорить нечего.

Фактически это был какой-то новый вид спорта, где победитель получал самое главное в жизни для подобных людей — славу. Сколько народа погибло в этих попытках выжать максимум из возможностей человека, не знает никто, множество могил находится на тех клочках земли, которые разбросаны в океане, а скольким не удалось добраться до тверди — трудно сказать. Эти экспедиции стали настолько популярными, что появился даже специальный термин Farthest North, означавший северную широту, до которой смогли добраться смельчаки.

Наконец, сразу двое заявили, что они независимо друг от друга достигли заветной точки на глобусе под названием Земля. Это были американцы Фредерик Кук, сопровождаемый двумя эскимосами, и Роберт Пири, который добирался туда в компании четырех эскимосов, они шли на собачьих упряжках. Убедительных доказательств тому, что они побывали на Полюсе, представить не смог ни один, ни другой, в связи с чем в настоящее время их первенство вызывает вполне обоснованные вопросы.

   Атомная подводная лодка «Скейт» (США) на Северном полюсе в 1959 году
Атомная подводная лодка «Скейт» (США) на Северном полюсе в 1959 году
Фото: Depositphotos

Россияне тоже отметились в этих попытках. Самым известным из них был Георгий Седов, но его историю мы рассмотрим чуть позже.

Настоящий прорыв произошел в первой трети двадцатого столетия, когда 23 апреля 1948 года советская экспедиция «Север-2» высадилась из трех самолетов, вылетевших с острова Котельный, в точке 90º00'00''. А затем был первый прыжок на Полюс с парашютом. Это случилось в День Победы 9 мая 1949 года. Таким образом, двое советских ученых, Волович и Медведев, внесли свой вклад в покорение Полюса.

Затем на некоторое время инициативу перехватили американцы. Одна за другой атомные подводные лодки США достигли Полюса: вначале под водой это сделал «Nautilus», 3 августа 1958 года, а затем уже «Skate» всплыла на Полюсе 17 марта 1959 года.

Почтовая марка из серии «Боевые корабли Военно-Морского Флота СССР», 1970
Почтовая марка из серии «Боевые корабли Военно-Морского Флота СССР», 1970
Фото: ru.wikipedia.org

Флагман атомного подводного флота СССР «Ленинский комсомол» достиг Северного полюса только 17 июля 1962 года.

По суше впервые достигла Полюса американская экспедиция. Четыре человека во главе с Ральфом Плейстедом на снегоходах добрались до искомой точки 19 апреля 1968 года. Вся экспедиция продолжалась 42 дня. По пути им с самолетов по мере необходимости сбрасывалось топливо и продукты.

АПЛ  “Ленинский комсомол“ на Северном полюсе
АПЛ «Ленинский комсомол» на Северном полюсе
Фото: Источник

А вот на собачьих упряжках и тоже с поддержкой с воздуха первыми добрались до Полюса англичане под руководством Уолтера Герберта. Случилось это в апреле 1969 года. Целый букет происшествий «немного» задержал экспедицию, начавшуюся в конце февраля 1968 года, и на Большую землю она вернулась, проведя в пути безумно много — целых 476 дней.

Во второй половине 70-х покорения Полюса посыпались, как из мифического рога. Началось все с «Арктики»: атомная советская махина, легко ломая лед, буквально добежала до «макушки» Земли, став первым кораблем, достигшим цели в надводном положении.

Экспедиция Д. Шпаро на Северном полюсе
Экспедиция Д. Шпаро на Северном полюсе
Фото: Источник

Один за другим устанавливались совершенно потрясающие рекорды. Так, не успел вернуться на родину японский «камикадзе-одиночка», потративший массу сил и 57 дней на преодоление семисот с лишним километров на собачьей упряжке, как наша легендарная четверка, возглавляемая Дмитрием Шпаро, на лыжах за 77 дней преодолела полторы тысячи километров, чтобы достичь заветной цели.

Следующее достижение было установлено в 1986 году. Впервые безо всякой внешней поддержки до Полюса добрались члены Международной полярной экспедиции. При этом следует учесть, что в составе группы была женщина Энн Бенкрофт.

Емеля-1 и Емеля-2
Емеля-1 и Емеля-2
Фото: Источник

После того как вначале в одиночку на лыжах с воздушной поддержкой на Северный полюс сходил француз Жан-Луи Этьенн, а следом за ним уже в автономном режиме это же сделал норвежец Борге Оусланд, народ посчитал, что все, больше там делать нечего. Но пессимисты оказались посрамлены. 22 декабря 2007 года в условиях полярной ночи с мыса Арктический, находящегося на архипелаге Северная Земля, вышла российская команда, возглавляемая Матвеем Шпаро, которая добралась до полюса за 8 дней до восхода солнца — 14 марта 2008 года.

Не зная, чем уже удивить человечество, в 2009 году семеро россиян на двух автомобилях-амфибиях со знаковым названием «Емеля», добрались до точки 90º00'00'' за 38 суток.

Как попасть на Северный полюс? Часть 2. История покорения
Фото: Sander van der Werf, Shutterstock.com

Я не буду забивать вам голову разнообразнейшей информацией о попытках достичь Полюс с воздуха: и на воздушных шарах, и на дирижабле, а уж про самолеты я и говорить не хочу. Их было не просто много, а очень много, люди стремились достичь полюса любой ценой.

Ну, а в наше время каждый день самолеты, не по одному борту, в своем трансатлантическом пассажирском полете оставляют под собой Северный полюс, даже не акцентируя на этом внимание пассажиров.

Обновлено 29.06.2018
Статья размещена на сайте 8.05.2014

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: