Такой рекой является Парана, вторая по длине после Амазонки река в Южной Америке. Название реке дали индейцы гуарамо и тупи, которые испокон веков селились на ее берегах. В переводе с одного языка Парана означает «большая река», а с другого — «большая, как море». А индейцы гуаяки из-за обилия водопадов называли ее «река несчастья». Кроме того известно такое название, как «мать моря». Все эти словосочетания объединяет признание народами, некогда населявшими эти земли, величия могучей реки и ее значения в их жизни.
Неподалеку от Буэнос-Айреса Парана впадает в Рио-де-ла-Плата. Вот там-то и начинается, или скорее заканчивается, ее знаменитая дельта.
Парана — река большая (4880 км это не шутка), и дельта у нее тоже впечатляющая: протянувшись в длину на 130 км, она растеклась на 65 км, образовав при этом множество островов. Крупных рукавов у нее 11, главный из которых — Парана-Гуасу, а уж более мелких — число почти неисчислимое.
Острова в дельте растут постоянно. Река несет собранные с огромной территории миллионы тонн песка, глины и ила. Всего за год Парана перемещает около 160 млн. тонн грунта. В основном это ил (около 60%), глина (до 25%) и песок (около 15%). Большая часть, разумеется, проносится через дельту транзитом, но часть застревает в ней, намывая новые острова и расширяя существующие. Вначале образуются мели, на которых начинается бурный рост тростника, камыша и других водных растений, затем там укореняется эритрина, которая укрепляет берега, давая тем самым возможность появления там другим растениям. Благодаря этому каждый год дельта удлиняется на 40−60 метров.
Любопытно, что все острова имеют приподнятые над речной водой берега со слегка опущенным центром, в котором частенько расположено озерцо, постепенно превращающееся в болото. Длительное время острова были незаселенными или мало освоенными. Однако в конце XIX столетия массовый приезд малоимущих эмигрантов из европейских государств, в том числе и из Восточной Европы, вызвал бурный рост жилищ на близлежащих к материку островах, постепенно перемещающихся все дальше и дальше вглубь дельты.
Населенных пунктов в привычном значении этого слова на островах так и не появилось, хотя общая численность постоянно проживающего там населения достигла к началу 30-х годов прошлого столетия внушительной цифры в 25 тысяч человек. Жилые дома строились преимущественно на берегах проток, зачастую на маленьких островах по одному дому, при этом плотность застройки практически не превысила цифру — 15 домов на 1 кв.км.
Первоначально население в основном занималось заготовкой и переработкой древесины, выращиванием фруктов, пчеловодством, разведением нутрий и водосвинок, несмотря на то что те водились, да продолжают жить в тех местах в значительных количествах. Однако отток населения на материковую часть страны несколько изменил вид деятельности постоянно проживающего на островах населения. Теперь те три с небольшим тысячи человек, которые все еще постоянно живут в дельте Параны, изготавливают плетеную мебель, предметы быта и сувениры, пользующиеся спросом в туристический сезон. Многие из них ушли в сферу обслуживания значительного туристического потока, который буквально наполняет жизнью острова местным летом.
Следует учитывать и то, что часть имеющихся на островах домов используется теперь лишь в качестве дач, для летнего отдыха горожан, но при этом требует постоянного внимания. Это тоже один из видов занятости постоянного населения. Популярное некогда выращивание льна с последующей его переработкой в волокно практически не востребовано из-за появления огромного ассортимента химических волокон. Многие продолжают держать крупный рогатый скот, на островах живет до 35 тысяч голов коров.
Большинство домов стоит на сваях. Это вызвано высокими паводками и нередкими наводнениям, возникающими после проливных дождей. Как правило, около домов имеется место для парковки лодки или катера, которые в отсутствие владельцев поднимают на берег. В магазин, расположенный на соседнем острове, жители дельты плавают на рейсовом катере, детей в одну из четырех школ, расположенных на островах, доставляет школьный пароходик. Полиция, скорая и пожарные тоже перемещаются только по воде. Для тех, кому поездка в магазин по разным причинам затруднена, по дельте непрерывно курсирует несколько передвижных торговых точек, и хотя цены там несколько выше, чем в стационарных магазинах, плавучие лавки все еще пользуются популярностью.
Элементарные бытовые удобства имеются на многих островах. Однако в связи с тем, что газификация их не предвидится, специализированная фирма обеспечивает нуждающихся баллонами с газом, так же обстоит дело и с питьевой водой. На некоторые острова до сих пор не проведено электричество, вот там с удобствами, конечно, похуже, особенно, если у вас отсутствует собственная дизельная электростанция. А вот с телефонной связью и интернетом на всех обжитых островах все в порядке.
Не так для удобства жителей, как скорее для привлечения туристов, по островам первой линии проложено несколько пешеходных туристических маршрутов. Деревянные дорожки бегут по высокому берегу, перебираясь с острова на остров мостиками, а иногда высоко взлетают в воздух, чтобы не мешать прохождения под ними яхт с высокими мачтами, да и туристам открывается больший обзор с той верхотуры, на которую им приходится взбираться.
Вот часть одного из дней, которые мы провели в Буэнос-Айресе, и была посвящена этому ставшему достаточно популярным развлечению, начинающемуся от небольшого причала прибрежного городка Тигре. У нашего гида Максима все было схвачено и там. Нас ждал небольшой катерок с настоящим морским волком за штурвалом, и путешествие по дельте Параны началось. Несколько часов, проведенных на борту катера и на деревянных дорожках островов, нам оказались вовсе не в тягость, а доставили ожидаемое удовольствие.
Вы интересно живете, Владимир, я бы сказала так: живет тот, кто путешествует. Деньги потраченные на барахло выброшены на ветер, деньги потраченные на путешествия - это радость, это жизнь! А про водопад Игуасу будет статья?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карин Андреас, Вы совершенно правы в своих рассуждениях, но это ведь не для всех, это только для таких бродячих натур, как у нас. А на Игуасу мы не были, ведь всегда надо оставить на потом, даже если его не будет, что-нибудь такое, что заставит приехать туда снова. Вот Игуасу и будет у нас таким фонариком в ночной тьме. Большое спасибо Вам за отзыв, внимание и высокую оценку.
0 Ответить