Но необходима ли она обществу? Что, если эту область жизни людей оставить без должного внимания со стороны общества и государства? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно хорошенько рассмотреть данное понятие.
Кого-то это слово (идеология) может и чуточку устрашить, но впадать в крайности — это не для образованных людей. Понятие идеологии просто необходимо уточнить, конкретизировать. Состоит оно из двух слов: идея и логос. С идеей всё понятно — идея, она и в Африке идея. Логос — это учение, разум, знание. Следовательно, идеология — это учение об идеях, а любое учение есть инструмент. Вы же не боитесь, например, ножа (а вот незнакомого человека с ножом уже стоит опасаться)?
При рассмотрении идеологии важно понимать, что это не просто одна идея или набор идей, но именно система, где каждая единица (идея) имеет определённую цель, конкретную реализацию и связи (вертикальные, горизонтальные, функциональные, обратные, комбинированные) с другими единицами. Если конкретизировать, то идеи в общей системе должны:
1) иметь иерархию (пример вертикальной связи);
2) дополнять и уравновешивать друг друга (пример горизонтальной связи);
3) создавать в умах людей целостное представление об обществе, государстве и их взаимодействии (пример функциональной связи);
4) быть способны к корректировке на основе конструктивных и полезных предложений (пример обратной связи).
Вертикальные связи идеологических единиц обозначают наличие своеобразной конструкции ценностей со своей вершиной и разнообразными ветвлениями. От того, какие ценности (их может быть и несколько) на вершине конструкции, будет зависеть поведение каждой отдельной личности: отношение к другим людям, интерес к наукам, желание взаимодействовать с обществом
Горизонтальные связи образуют идеологические уровни. Такие уровни не менее важны, чем сама вертикаль, т.к. несут в себе специфическую систему сдержек и противовесов. Для примера возьмём вершину ценностной конструкции. Допустим, на вершине стоит справедливость, но достаточно ли только её одной, чтобы, например, полноценно запустить процесс формирования интереса к наукам (научный прогресс важен для развития общества в целом)? А если добавить (пример принципа «дополнять и уравновешивать») к справедливости любовь? «Какой вздор. При чём здесь любовь?» — может кто-то возмутиться. Тут стоит вспомнить, что любить можно не только человека, но и свою профессию, считая её своим настоящим призванием (любит ли учёный заниматься наукой?).
Функциональные связи хоть и обозначены под п. 3, но представляют один из важнейших аспектов любой идеологии. Мало «нарисовать» идейный каркас, необходимо ещё и в доступной форме (образование, книги, поэзия, фильмы, сериалы
Остаётся ли общество без ценностных ориентиров, когда государство самоустраняется от идеологической работы? Естественно, не остаётся, но в этом случае постепенно снижается «иммунитет» против вредоносных информационных воздействий (или даже вирусов). К таким воздействиям можно отнести:
1. Вирус «блатной романтики». Приводит к криминализации общества (в т.ч. и правоохранительных органов).
2. Секты, психокульты. Этих «друзей» часто сопровождает суицид, потеря критического мышления, разрушенная семья и прочие «прелести».
3. Болезнь потребительства (не путать с потреблением). Если общество подхватило эту хворь, то ценность жизни и личности падает.
4. Идеи экстремизма, фанатизма и ненависти по каким-либо признакам (религиозным, национальным
Часто «вирусы-болезни» причудливо переплетаются и взаимодействуют между собой, создавая ужасных химер. Эффект от этих воздействий усиливается при слабом государстве и неблагоприятной экономической обстановке.
Так нужна ли обществу идеология?
к/ф "Гараж" немножко деревянный и построенный из случайных материалов, что были под рукой. Рязанов использовал служебное положение...