Для того чтобы понять, почему мы поехали в эту поездку, необходимо объяснить, кто такой Шива для индусов. Некоторые принимают упрощённую установку — троица самых почитаемых чётко распределила обязанности: бог Брахма творит материальный мир, бог Вишну отвечает за его поддержание, а бог Шива — разрушает мир.
Конечно же, это упрощение мешает пониманию значению Шивы, ведь, согласитесь, нормальный человек не будет просто так поклоняться какому-то разрушителю. Пока наш минивэн движется в сторону Шивы, я немного проясню ситуацию.
Итак, Шива — он и правда разрушитель! Но он разрушитель невежества и болезней, всего отжившего и мешающего жизни. Помимо этого, Шива, а дословный перевод с санскрита его имени означает «Благой», отвечает за начало новой жизни, за цветение и плодоношение, за саму жизнь и жертвенность во имя её. Шива — единственный из богов, который отвечает за время, в том числе и за время человеческой жизни. Ни один из других богов не может управлять временем, кроме Шивы, и один из его эпитетов — Махакала — «Великий время».
Короче говоря, кто хочет продлить свою жизнь и обрести духовное развитие, тот обращается к Шиве. По преданиям Шива всё делал для продления жизни людей, в том числе он подарил им знание йоги, которое могло привести их к бессмертию и вечной молодости. С тех пор у Шивы появился новый эпитет — Махайог (Великий йог).
Это знание, однако, люди не сумели сохранить, и постепенно оно стало теряться. Только благодаря великим подвижникам йоги и отшельникам это знание возродилось и было бережно собрано и сохранено, и дошло до наших дней.
Если сформулировать в нескольких словах, что такое йога, то это единение тела, сознания и души. Разновидностей йоги множество: хатха-йога1, бхакти-йога2, карма-йога3
Чтобы понять это, я приведу очень наглядный пример. В ведийской и йоговской науке есть такое слово «атман», обозначающее единую божественную сущность, переводится как «мировая душа». Другое значение этого слова — «я сам». Вы улавливаете связь? То есть атман, который есть всё, и атман, который есть я, обозначаются одним и тем же термином! Вот где кроется то великое единение, которое записано в древних текстах и которое способна дать йога.
А наш минивэн всё ближе подбирается к цели нашего путешествия. Кстати, должен отметить, что за последние десять лет индусы очень много вложили в развитие своей инфраструктуры. Появились приличные дороги, отели, с обслуживанием стало гораздо лучше.
Очень интересно они расширяют дорогу — строят вторую полосу параллельно первой. И если на пути гора, то они её просто распиливают на кирпичи и разбивают на щебень, ведь всё здесь состоит из вулканического туфа. Поэтому очень удобно: несколько экскаваторов и распилочных машин в считанные недели могут буквально «спилить гору». Да ещё и кучу кирпичей можно продать или использовать для укрепления дороги.
Тем временем мы подъехали к храму Шивы и к его знаменитой статуе…
Знаете, я много где побывал в Индии, многое повидал, и часто мне казалось, что многие достопримечательности и храмы — как бы не в натуральную величину. Как будто мне предлагают уменьшенную копию. Такое же ощущение у меня сложилось и от знаменитого Тадж Махала. Откровенно, я ожидал чуть большего. Наверное, я привык к размахам своей страны, к тем великим стройкам и достижениям, которые сделали наши деды и предки. Поэтому в индийских постройках я зачастую вижу экономию размеров, поскольку средний индус меньше среднего жителя России (не в обиду будь сказано).
Но вот тут меня этот комплекс, посвящённый Шиве, просто поразил в самое сердце! Последний раз у меня такое ощущение было, когда я побывал в Волгограде у монумента Родина-Мать. Может, не совсем корректно и этично сравнивать такие разные по духовной наполненности памятники, но вот более точного ощущения я не могу привести.
Что можно сказать о храмовом комплексе? Внизу у подножия самой статуи, которая по высоте равна 18-этажному дому (54 м), находится собственно храм Шивы, с дополнительными мини-храмами внутри храмовой площади. Тут есть храм, посвященный супруге Шивы — богине Парвати, к которой обращаются в основном женщины с просьбой о красоте, молодости и облегчении жизни. В храме бога Ганеши, слоноликого сына Шивы, люди просят успеха в начинаниях и об устранении препятствий.
Есть небольшой храм девяти планетам, где каждый желающий может сделать парикраму (ритуальный обход вокруг храма) в честь своей ведущей планеты. Ведь планеты — это не только небесные тела, но и определённые божества, особым образом влияющие на нашу судьбу. Почитание планет помогает сгладить напряжённые моменты вашего гороскопа и усилить его сильные стороны.
В главном же храме паломники слушают священников, распевающих мантры и молитвы, прикасаются к священному огню, их окропляют освящённой водой. Что-то это мне смутно напоминает: священники, святой огонь, святая вода…
Загадав своё намерение и трижды совершив обход вокруг храма, направляемся к статуе Шивы. Что тут сказать? Он велик, красив, поражает своей лёгкостью и могуществом. Он сидит в позе лотоса и парит над миром, охраняя, защищая и успокаивая людей. Его трезубец — мощное оружие, каждый из зубьев которого — это прошлое, настоящее и будущее. Священный барабанчик в одной из рук Шивы отбивает ритм, с помощью которого отбиваются все ритмы Вселенной — от биения сердца до вращения электронов по своим орбитам, от ритма сна и бодрствования до ритмов вращения галактик.
Вот такое ощущение от посещения этого монумента. Хотелось бы, конечно, посидеть в этом храме, в этом месте силы, помедитировать. Да даже просто посидеть и напитаться благостью и состоянием покоя. Однако надо трогаться в обратный путь.
Перед возвращением мы решили зайти поесть, и наш гид посоветовал блюдо южно-индийской кухни «Масала доса», состоящее из большого хлебного «пузыря», как от чебурека, но внутри начинка из смеси вареного картофеля, жареного лука и специй. Есть надо было так: отламывали кусочек теста, им как ложкой зачерпывали начинку, макали в соус из кешью и кокосового молока и отправляли в рот. Очень вкусно!
Трогаемся в обратный путь. Все устали и клюют носом. На поворотах сонных пассажиров заваливает то в одну сторону, то в другую.
Но вот, наконец, и наш йога-центр. Немного отдохнуть — и на вечернюю тренировку. Надо выполнить заветы Шивы, чтобы обрести молодость, красоту, здоровье и душевное спокойствие. Поэтому «правильные» йоги произносят вслух или про себя благодарность Шиве: «Ом Намах Шивайя!» Да пребудет и с вами Благо!
* * *
1. Хатха-йога — дословно, солнце-луна. Йога, направленная, в основном, на работу с телом и энергиями человека.
2. Бахкти — йога преданности,
3. Карма-йога — йога действия, которая выражается в бескорыстном служении людям.
Еще одна иллюстрация.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лариса Шеенко, в чём же глубокий смысл многорукости изображения Шивы? Пляска на ребёнке(?) тоже напрягает. Если Шива такой бог-универсал, зачем нужны прочие?
Это многобожество просится в музеи, а не для повседневного руководства и поклонения(имхо)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Николай, спасибо! Приятная, легко читаемая статья. И с дебютом!
Замечание: в примечаниях исправьте "БХАКТИ".
И позвольте немного дополнить.
Вы правильно отметили искаженную (особенно, в западных, европейских источниках) трактовку образа Шивы как разрушителя. Он - Разрушитель старого, отжившего, вредного.
А вообще-то я в своих лекциях четко выделяю в образах индуистской Тримурти (Троицы) три Универсальных Закона Космоса (Вселенной): Закон созидания, творчества, создания нового - Брахма-Творец; Закон эволюции - Вишну-Хранитель с его 9 аватарами, демонстрирующими биологическую и духовную эволюцию (кому интересно, могу пояснить), и Закон цикличности и ритмичности (пульсации) мира - Шива-Разрушитель старого, но дающий толчок к созданию нового. Именно он стоит и у смертного одра, и у колыбели. Он изображается как Шива-Натараджа - Священный танцор в круге бесконечности (цикличности), попирающий ногой демона невежества, препятствующего развитию нового.
Одно (только одно из!) из значений змей, кольцами обвивающих тело Шивы, - тоже бесконечность, а значит, цикличность - древнейший универсальный символ - змея, держащая в пасти свой хвост.
Так что символизм потрясающей древней индийской философии - это намного шире и глубже, чем просто индуистское понимание богов для широкого пользования. Думаю, простые индусы такими смыслами не заморачиваются)))
Еще раз спасибо за статью. Кстати, интересно было бы узнать Ваше мнение, как знатока Индии, о моем цикле в ШЖ, посвященном впечатлениям о путешествии по Индии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Всё описанное напоминает язычество Греции,дохристианской Руси, божества Мексики и мн. др. подобные верования.
До чего же живучи религиозные легенды! Не победит их никакой технический прогресс. Такая печалька видеть этих жалких верующих в божественные чудеса, внимающих лукавым пастырям.Какие ещё нужны доказательства, что ничего божественного "во всё этом мире" не было, нет и не будет?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сергей Дмитриев, между тем очень многие люди идут именно в храмы, и просят о помощи, когда больше помощи ждать неоткуда. И ведь помогает! А почему это происходит, и в чем суть - какая разница? Помогла Божия десница, или что-то вдруг произошло чисто на психологическом уровне, это же неважно.
У меня есть знакомая семейная пара, которая много лет не могла обзавестись потомством. А через положенный срок после того, как прикоснулись к поясу Богородицы - родили отличную девочку.
Грустно жить в мире, в котором не место чудесам.
И потом все эти храмовые сооружения - это история, да в конце концов это просто красиво. Напрасно вы так о верующих. Каждый ищет свой способ взаимодействия с этим миром.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Грибин, такой же эффект имеет обыкновенное плацебо.
"Все эти храмовые сооружения" перевести бы в разряд музеев,как было с Казанским(?)собором, в котором маятник Фуко.
Мне довелось понаблюдать вращение Земли в натуре и наглядно.
Почему же "не помогает" избавиться от войн (а чаще провоцирует их, типа шииты-суниты)?
Оценка статьи: 5
1 Ответить