• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Нечухаева Грандмастер

Мультфильмы. Куда и почему исчезали «Покемоны»?

Как родители еще недавно, до массового появления ноутбуков и планшетов, выкраивали для себя чуть-чуть личного времени? Правильно, сажали детей смотреть мультики по телевизору.

Фото: Depositphotos

Девяностые годы открыли, с одной стороны, веселых и неунывающих «Чипа и Дейла», «Черепашек Ниндзя», «Сто одного далматинца», относительно безопасных «Гоботов». С другой стороны в это же время открылся ящик Пандоры, и на неокрепшие детские головы посыпались мультфильмы-ужастики «Дино Райдерс», супергерои-мутанты «Люди Икс», и, наконец, в 1997-м появились обожаемые «Покемоны».

Какая эклектика царила в головах детей, можно только догадываться. Но все бы ничего, если бы не увидела свет скандальная 38-я серия «Покемонов».

Премьера «Покемонов»

Премьера сериала «Покемон! Я выбираю тебя!» вышла весной 1997 года в Японии, где ее создал обычный подросток. С тех пор Японию иногда язвительно называют Покемонией.

История мультфильма началась с тинейджера Сатоси Тадзири — он с ранних лет занялся забавным хобби: коллекционировал насекомых, так же как некоторые вполне взрослые любители собирают коллекции бабочек. А в более взрослом возрасте парень переехал в Токио, где у него появилось другое увлечение, характерное для начала 90-х: компьютерные игры.

Тогда в Стране восходящего солнца фирма Nintendo выпустила одну из первых портативных игровых систем «Геймбой». Эта приставка впервые дала возможность двум игрокам играть в нее одновременно. Тадзири начал мечтать о том, как его обожаемые жучки, став героями виртуальной реальности, обучаются новым навыкам, соревнуются с другими существами, но при этом не нарушают окружающую среду — все живое вокруг них должно оставаться живым.

Парню очень хотелось привлечь к игре друзей и играть с ними на пару. А еще одна фишка состояла в том, что героями-жучками можно было делиться: если у тебя образовалось две одинаковые фигурки, ты можешь одну из них выменять на другую, которой не хватает в коллекции. Будущий создатель популярнейшей игры избегал всякого насилия и даже не представлял, что в дальнейшем ждет его идею.

151 покемон

Идея приглянулась бизнесменам от начавшей заполнять мир игромании. Первые будущие продюсеры назвали свой проект Капумон (от англ. Capsule Monsters), но окончательно игра получила название «Карманные Монстры» (Pocket Monsters). Фирма Game Freak предложила Сатоси стать одним из разработчиков игры, основанной на его идее, но героями должны были стать существа со сверхъестественными способностями, а не какие-то насекомые.

Продюсеры поняли, какой простор открывается перед игроками благодаря возможности обмениваться фигурками. В итоге в сериале и игре к концу насчитывался список из 151 покемона. Действие происходило в виртуальном городке Канто, а целью пользователя новой компьютерной «игрушки» стало занять первое место и назваться лучшим тренером покемонов в этом придуманном регионе. При этом игрокам надо было победить самых лучших тренеров региона, называвшихся Элитной Четвёркой.

В Японии, а чуть позже чуть ли не во всех цивилизованных странах мира, начали выпускать эпизод за эпизодом аниме-сериала. Дети всего земного шара хотели заполучить как можно больше покемонов и известить об этом всех игроков через Интернет.

Все было хорошо, дети увлеченно играли и обменивались фигурками, производители получали прибыль, отец покемонов Сатоси Тадзири купался в лучах славы…

Скандал вокруг сериала

Скандал разразился как гром среди ясного неба, когда свет увидела 38-я серия суперпопулярного сериала, где покемонам надо было попасть внутрь серьезного компьютера и создать очень мощную защиту, чтобы уничтожить грозящий огромными бедами вирус.

В ходе серии Пикачу, главный герой сериала, предпринимает эффектную атаку: он использует некий «Удар молнии», взрыв, сопровождающийся бликами экрана и вспышками красного и синего цвета высокой интенсивности. Эпизод длится всего четыре секунды, и в течение этого времени экран мерцает с частотой около 12 Гц.

38-я серия появилась 16 декабря 1997 года в Японии. После ее выхода дети в самых разных регионах страны начали терять зрение, жаловались на головную боль, тошноту и провалы в памяти. А у самых ослабленных появились судороги и были зафиксированы даже случаи потери сознания. Некоторые пострадавшие игроки были госпитализированы с признаками эпилепсии. Всего под эту «эпидемию» попало 685 детей.

Мультфильмы. Куда и почему  исчезали  «Покемоны»?
Фото: Наталия Нечухаева, личный архив

Телеканал TV Tokyo, ставший мегапопулярным благодаря покемономании и допустивший до экрана «эпилептическую» серию, тут же прекратил показ мультфильма и, принеся всяческие извинения зрителям, обещал расследовать, что привело к такой непредсказуемой реакции. К делу подключилась полиция, заставившая всех торговцев дисками убрать сериал с полок, а собрание специалистов в министерстве здравоохранения выявило причину — светочувствительную эпилепсию. Ее действие обострялось еще и тем, что размеры комнат у японцев традиционно небольших размеров, и телевизоры стоят чуть ли не вплотную к зрителю.

Больше 38-ю серию не показывали нигде. «Шок от «Покемонов» — так назвали неожиданный эффект — привел к запрету показывать опасный эпизод. Одна фирма в Штатах, занимавшаяся дубляжом популярного сериала, перемонтировала 38-ю серию, чтобы уменьшить частоту мерцания, но телевидение от показа серии все равно отказалось. Казалось, сериал «завис»…

Показ «Покемонов» был возобновлён в Японии только в апреле 1998 года, через четыре месяца после катастрофы. Японский телеканал, процветавший за счет показа «Покемонов», получил несколько тысяч звонков от подростков, которые умоляли вернуть сериал. В итоге были пересняты заставки к сериям, сам показ сдвинут на время, когда взрослые уже возвращались домой после работы. А перед продолжением сериала канал презентовал «Отчeт об исследовании проблемы аниме «Покемоны» и дал четкие инструкции по просмотру любых телепрограмм.

Из-за огромного числа пострадавших от просмотра в 2004 году сериал был вписан в Книгу рекордов Гиннесса как первый мультфильм, вызвавший столь необычный эффект.

Полное восстановление популярности «Покемонов» началось в 2016 году, когда в США запустили игру Pokemon Go. Выпускающая японская компания Nintendo презентовала новое приложение в США, Австралии и Новой Зеландии. Европа от приложения временно дистанцировалась, но потом подключилась тоже. Сегодня зафиксировано, что как дети, так и взрослые, заняты этой игрой около 55 минут в день. По времени это больше, чем пользователи проводят в любимых сетях Instagram и Twitter.

Обложка DVD-релиза первого сезона «Покемон: Лига Индиго»
Обложка DVD-релиза первого сезона «Покемон: Лига Индиго»
Фото: commons.wikimedia.org

Есть в игре один положительный момент — ее интерактивность. Игроки всего мира создали своеобразный фан-клуб, доступный пользователю почти 24 часа в день. Фанату, коллекционирующему покемонов, нужно пройти квест и найти покемонов по подсказкам, посетив самые невероятные «земные» места. И неожиданно игра, изначально задумывавшаяся как виртуальная, начала «вытаскивать» игроков на улицу, где они знакомятся офлайн и приобретают опыт работы в команде.

Кстати, на канале Youtube можно найти десятки видео с той самой скандальной 38-й серией. Но тинейджеры все же предваряют выложенные ими ролики предостережениями:

«Warning! Я даю вам возможность глянуть этот эпизод, но очень прошу сделать это в присутствии кого-то из взрослых. Береженого бог бережет».

Статья опубликована в выпуске 11.12.2017
Обновлено 20.02.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: