Константин Кучер Грандмастер

Есть ли альтернатива заграничному отдыху? Удивительное рядом

И дым Отечества нам сладок и приятен.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Независимо от того, есть средства на заграницы или нет, нужно уметь видеть прекрасное рядом с нами. Ведь для этого и нужно… Совсем немного. Оглянуться и захотеть.

Если по А114 Новая Ладога-Вологда, после отворотки на Чагоду, уходим вправо — на Белые Кресты, Левочу, какая-то сотня километров и… Фото: Мария Евтягина, личный архив

Вот, например, поселок Хвойная. Районный центр Новгородской области. Если от нас — чуть меньше 600 километров. Не дальше, чем до тех же Кестеньги или Тэдино. Три сотни километров на юг по федеральной трассе «Кола», и перед мостом через Волхов сворачиваем налево, чтобы уйти на А114 «Новая Ладога — Вологда». Ещё около 200 километров по ней и после отворотки на Чагоду уходим уже направо. На Белые Кресты, Левочу, Минцы. Какая-то сотня километров и… Вот он, этот Хвойная.

...вот он, поселок Хвойная
…вот он, поселок Хвойная
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Нет-нет. Никакой ошибки нет. Поселок — он мой, значит, «этот». А название у него — Хвойная. К тому же… Хвойная — яркий пример того, что всё в этой жизни вершит Его Величество Случай!

Что, уже интересно? А я про что? Не нужен нам берег турецкий, когда и у самих вокруг, куда взгляд ни кинь, руку ни протяни… Вон сколько интересного!

И как издревле не жить в таких-то краях?!
И как издревле не жить в таких-то краях?!
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Люди, между прочим, в этих местах с незапамятных времен жили. Если кто не верит, так в Хвойнинском краеведческом музее этот факт охотно подтвердят. Мол, памятников эпохи неолита на территории района… Да целая гуталиновая фабрика!

Хвойная лежит в месте слияния реки Талка с вот этой самой Песью
Хвойная лежит в месте слияния реки Талка с вот этой самой Песью
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Но то когда было. Ещё в дописьменную эру. Поди, проверь. А вот если уже летописи полистать…

В XVI веке на реке Песь был основан Крутецкий монастырь. А Хвойная, между прочим, лежит в месте слияния реки Талка с этой самой Песью. Где-то километров семь от этих мест, в самые дебри дремучих новгородских лесов, и был заложен тот самый монастырь. Для молитвы-то что… Успокоение души, тишина требуется. А чем дальше в лес, тем тишина ядренее да качественнее.

Храм Преподобного Никандра Городноезерского (местночтимого святого, освящен в 2000 г.)
Храм Преподобного Никандра Городноезерского, местночтимого святого, освящен в 2000 г.
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Одно плохо. Репа, брюква… Рожь, опять же. В лесу не растут. А организм-то монашеский — он ведь, несмотря на святость и всё остальное, такой же, как и у всех прочих. Кушать время от времени просит. А чтобы вырастить то, чего он просит, лес свести надо, выкорчевать, место под пашню расчистить. Вспахать, посадить. Вот и стали на монастырских землях деревеньки обустраиваться. И там, где нынче Хвойная, тоже. Только название у неё другое было — деревня Трошово.

Примерно вот такими дорогами пробирались по этим местам в начале прошлого века изыскатели…
Примерно вот такими дорогами пробирались по этим местам в начале прошлого века изыскатели…
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Может, она бы и поныне так называлась. Но в 1915 году были завершены изыскательские работы по трассе будущей железной дороги Мга — Рыбинск и следующим этапом, подготовлен её проект, предусматривавший, помимо строительства станций Кушавера (которая должна была стать узловой), Анциферово, Песь, Бугры, организацию двух разъездов — Кабожа и… Правильно! Трошово.

Благодаря великолепному сосновому бору, что раскинулся на левом берегу Песи, станцию, недолго думая, и назвали Хвойной.
Благодаря великолепному сосновому бору, что раскинулся на левом берегу Песи, станцию, недолго думая, и назвали Хвойной.
Фото: Мария Евтягина, личный архив

И разъезд (проект есть проект!) организовали. Но… Не всегда и не всё в жизни получается так же гладко, как и на бумаге. По ходу реализации проекта вдруг выяснилось, что в Кушавере невозможно разместить все службы, положенные по штату узловой станции. Для них там просто нет места. Болота кругом! Пришлось все эти службы срочно перебрасывать в Трошово. Там, на левом берегу Песи, места было… Предостаточно!

Вот так разъезд стал станцией. Но поскольку в месте размещения бывшего разъезда в те времена раскинулся великолепный сосновый бор, станцию, недолго думая, и назвали Хвойной.

А где леса, там и лесная ягода обязательно есть
А где леса, там и лесная ягода обязательно есть
Фото: Мария Евтягина, личный архив

А потом, в 1927 году, началась административно-территориальная реформа. На смену изжившим себя старорежимным губерниям, уездам и волостям должны были прийти новые области, районы, сельсоветы (сельские советы). Вот так на территории бывшего Боровичского уезда возникло несколько районов. Один из них, с административным центром в селе Минцы и с соответствующим названием — Минецкий район.

Но не успели создать и этому порадоваться, как тут же пришлось огорчаться. И временами — довольно сильно. Потому как практически сразу же после организации района выяснилось, что райцентр разместили совсем не там. Минцы никак не могут выполнять функцию административного центра: где-то на самом отшибе района, далеко от железной дороги, а автомобильное сообщение с селом — исключительно по грунтовым дорогам, качество которых оставляет желать лучшего.

Строительство административного центра развернулось уже на правом берегу реки Песь
Строительство административного центра развернулось уже на правом берегу реки Песь
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Дело дошло до Президиума ВЦИК. Именно он своим Постановлением от 20 сентября 1931 года переименовал Минецкий район в Хвойненский, а районный центр из Минец передислоцировал в Хвойную.

Строительство административного центра со всеми необходимыми учреждениями и организациями (почта, банк, поселковый Совет, исполком и т. п.) развернулось уже на правом берегу реки Песь. Но поскольку на левом-то уже была станция, поселок стал пристанционным и унаследовал имя собственное станции — Хвойная.

Чтобы и здесь навести порядок, понадобилось новое Постановление ВЦИК. От 20 августа 1935 года. Уже этим нормативным актом пристанционный поселок Хвойная был преобразован в рабочий.

Потом, потихоньку, потихоньку… Слово «станция» отпало от названия поселка. И осталось то, которое существует и поныне
Потом, потихоньку, потихоньку… Слово «станция» отпало от названия поселка. И осталось то, которое существует и поныне
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Хотя историческая справедливость какое-то время сохранялась. И поселок назывался не просто Хвойная, а «Станция Хвойная». Но потом, потихоньку, потихоньку… Слово «станция» отпало. И осталось то название, которое существует и поныне.

Какое-то время каждый из двух населенных пунктов — станция и рабочий поселок — жил своей, совершенно самостоятельной жизнью: и там, и там были свои школы, больницы, отделения связи, банковские учреждения… Но пришло время, они всё-таки слились в единый населенный пункт — поселок Хвойная. А деревня Трошово, с которой всё и начиналось, сейчас — одна из его улиц. Хотя прежнее деление на станцию и поселок у местных сохраняется и поныне. Нередко можно услышать: «Смотаюсь на Станцию». Или: «А не съездить ли нам в Поселок?»

День поселка в Хвойной отмечают накануне Дня железнодорожника
День поселка в Хвойной отмечают накануне Дня железнодорожника
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Ну, и понятное дело, День железнодорожника в поселке — один из самых замечательных праздников. А если ещё учесть, что накануне в Хвойной отмечают День поселка… Можно только представить, что у них творится в самом начале августа.

А потом в Хвойную прилетела Валентина Гризодубова…
А потом в Хвойную прилетела Валентина Гризодубова…
Фото: Мария Евтягина, личный архив

А потом в Хвойную прилетела Валентина Гризодубова. Та самая, которая 24−25 сентября 1938 года вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта: 6450 км за 26 часа 29 минут. Правда, это… Уже совсем другая история. Но поверьте, история самого поселка не менее интересна, чем история его имени.

Зачем он нужен, этот заграничный отдых?! Когда рядом… Вот такая красота
Зачем он нужен, этот заграничный отдых?! Когда рядом… Вот такая красота
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Вот я и думаю: да зачем он нужен, этот заграничный отдых, когда рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки, есть неисчислимое множество интересных мест, каждое из которых обязательно может рассказать о себе что-то очень любопытное? И не только рассказать. Но и показать такое, от чего разные прочие шведы просто лишатся дара речи в безмерном своем восхищении красотой природы.

Вот посмотрите снимки той же Хвойной и, если это не так, поднимите камень и бросьте им в меня со словами: «Ты не прав, Борис!»

Воздух — хоть в бочки закатывай и продавай
Воздух — хоть в бочки закатывай и продавай
Фото: Мария Евтягина, личный архив

Сосновый бор в Хвойной ведь… Как был, когда станцию закладывали, так и остался. И куда от поселка ни пойдешь — леса, леса… Светлые, прозрачные, сосновые. Озёра вокруг. Воздух — хоть в бочки закатывай и продавай. Так что можно понять питерских, что сейчас массово покупают в окрестностях Хвойной недвижимость и участки под дачи.

Нет, я понимаю. На вкус и цвет… Но как по мне, большинство наших городов, сел и деревень имеют все основания для того, чтобы с полным правом стать центрами международного туризма. А если это так, то к чему нам берег турецкий? Может, и в самом деле: «Лучше вы к нам, в Хвойную?!»

Статья опубликована в выпуске 12.11.2018

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Есть ли альтернатива заграничному отдыху? - Есть!
    Если даже опустить довольно расхожее выражение "И в России есть места, где такая красота..." , то, учитывая величину нашей страны и большое количество народов, которые у нас проживают - да какая заграница сравнится с нами?
    Моя сестра часто бывает "за кордоном" (больше в командировках, конечно, но тем не менее, ей удаётся многое осмотреть). Так вот, в Европе по её мнению, всё довольно однотипно.
    У нас же однотипности не встретишь даже при большом желании. Ни в чём, и прежде всего - в культуре. Сколько народов - столько нравов и обычаев. Да и попробуйте проехать Россию за несколько дней, как это предлагают тур.агентства в отношении других стран. Так что альтернатива - есть. То, что сервис у нас порой "подкачивает" - это да. Но если ты поехал за приключениями и ощущениями - сервис не нужен.
    Я так думаю.

    Оценка статьи: 5

  • Посмотрела на эту красоту и чуть не разрыдалась..
    никогда и ничему старалась не завидовать, но вот путешественникам всегда завидовала белой завистью. Господи, как это прекрасно - узнавать,вглядываться, вслушиваться, вбирать в себя новые места. Запечатлевать в памяти, оставлять в душе...
    Эх...
    Чтобы путешествовать, увы, как ни крути, нужен презренный металл...
    И в немалом количестве.


    Спасибо Вам, дорогой Константин за статью, за возможность увидеть новое и прекрасное.

    • Добрый день, Ляман. Вам, большое спасибо за Ваш теплый отзыв.
      Что касается "презренного металла", а тем более "в немалом количестве", то здесь я с Вами не соглашусь. Обратите внимание, в самом начале статьи я написал - "Независимо от того, есть средства на заграницы или нет, нужно уметь видеть прекрасное рядом с нами". Не спорю, без "презренного метала" в этой жизни очень тяжело, но для того, чтобы увидеть что-то удивительное, они не так важны. Что, в принципе, и Вы подтверждаете своими рассказами. Благодаря им, мы, Ваши читатели, смогли побывать в Щеки, окунуться в волшебный и удивительный мир Баку и Азербайджана в целом.

      • Константин Кучер, спасибо, дорогой Константин.
        Но, увы, даже для того, чтобы поехать в Шеки нужны были деньги. Правда, немного, но все равно. Иначе я не смогла бы донести до Вас красоту и очарование этого города.

  • А сколько красот в Краснодарском крае и в Адыгее!
    Уже построено немало цивилизованных баз отдыха. Особенно хорошо путешествовать на своей машине. Дороги хорошие.

    Оценка статьи: 5

  • Если воздух в бочки закатывать и продавать, то это было бы хорошо. Доход. однако!
    Единственный минус-дороги там не очень хорошие. Как бочки вывозить будем?
    А местные воздух в бочках покупать не будут, у них его и так - с избытком...

    Оценка статьи: 5