Даже огонь они добывают древнейшим способом — трением друг о друга сухих палочек и высеканием искр из обломков кремниевых горных пород. Вся одежда — набедренная повязка из каких-либо растений. Жилище — небольшой шалаш, покрытый ветками и прочей растительностью.
Особенно удивляет то, как живут племена в сельве реки Амазонки. По сравнению с племенами Африки бразильские дикие племена поражают крайней нуждой. Каждый день решается проблема пищи. Все, что удается добыть, тут же съедается без остатка. Вообще нет такого понятия, как запас еды на следующий день.
В африканских племенах ситуация с пищей иная. Там есть возможность охотиться на крупных зверей. Такую добычу за один присест всему племени не съесть. Излишек «консервируют» — обычно коптят или высушивают. А поскольку есть излишки, то появляется вопрос, как их распределить между членами племени. Решение принимается вождем или на общем сборе с правом голоса у взрослых мужчин. Женщины голоса не имеют и должны беспрекословно подчиняться.
Совершенно иначе все обстоит в большинстве бразильских племен. Крупных диких зверей там почти нет. Охота же на мелких достатка в пище не дает. По этой причине что-либо делить нет никакой потребности из-за отсутствия самого запаса. Как следствие этого — нет и местной власти. По существу, эти племена имеют своего рода коммунизм в начальной стадии — всё общее. Ирония же судьбы в том, что общим здесь являются только воздух, вода и добытая всем племенем еда.
Ученые и энтузиасты много раз пытались поднять социальный уровень столь отсталых племен. Предполагалось, что при их малочисленности и очень сложных условиях для существования контакт с цивилизацией даст толчок в части прогресса. Но почти все попытки наладить отношения заканчиваются неудачей. Предложенные в дар вещи и предметы (спички, одежду, обувь, инструменты) представители племен игнорируют.
Например, живущее на реке Маиси (приток Амазонки) очень малочисленное племя пирахан находится в условиях ежедневного выживания. Жилища у них крайне примитивны даже для уровня диких племен: в мягкую почву втыкают достаточно большие ветки и на них набрасывают сухие пальмовые листья. Стен у такого жилища нет. Подстилкой служат опять же пальмовые листья. На контакт племя не идет. Фотоснимки удается сделать лишь с низко летящего вертолета. Любопытно, что мужчины племени принимают его за диковинную птицу и начинают метать вверх деревянные копья.
Еще одно неконтактное малочисленное бразильское племя — кавахива. О нем ученым тоже известно крайне мало. С момента его обнаружения до сих пор нет ни одного контакта. Все сведения о данном племени были получены лишь в ходе контакта с другими племенами.
Самый интересный факт: в племенах пирахан и кавахива нет никаких признаков вырождения. Численность людей в них остается практически на одном уровне.
Этот феномен довольно долго был настоящей генетической загадкой для ученых. Но дальнейшие контакты с другими племенами, живущими рядом или поблизости с племенами пирахан и кавахива, помогли раскрыть тайну. Оказалось, женщины названных племен для зачатия на некоторое время уходят в соседние племена и затем возвращаются. Таким образом, кровосмешения не происходит. А ведь именно оно, как правило, приводит к вырождению.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...