С вышки далеко увидеть невозможно, посему вдоль границ с СССР стали летать самолеты-разведчики США, с высоты в десяток километров видно куда как дальше. Но хотелось бы видеть побольше. Поэтому в 1950-е годы в США родилась идея концепции «открытого неба». Мол, небо у всех одинаково общее — так что пустите наши самолеты-разведчики посмотреть, что именно вы там у себя делаете… Надо же знать, что именно бомбить в первую очередь.
В Женеве Президент США Дуайт Эйзенхауэр обсуждал эту тему с одним из руководителей СССР — Булганиным. Тогда договориться не удалось. А в 1957 году началась космическая эра, и тема «открытого неба» если и не потеряла актуальность, то стала заметно менее важной. Ибо спутники с фотоаппаратами летали где хотели и делали снимки, которые потом специалисты расшифровывали на Земле. И что там где прячут военные США или СССР — было вполне просто увидеть. Промышленный комплекс не спрячешь. Строительство пусковой ракетной установки — не спрячешь, военный аэродром — не спрячешь, как и расположение и типы базируемых там военных самолетов.
Не зная будущего, не догадываясь о скорых успехах космонавтики, в 1953 году ЦРУ объявило конкурс на самолет, способный лететь на высоте свыше 21.000 метров с дальностью от 2500 км. Высота делала самолет неуязвимым для ПВО СССР.
Фирма Lockheed спроектировала и создала свой U-2 в 1955 году. На вид самолет был очень странен, оружия и бронирования он не имел, конструкция его была ослаблена, он не мог переносить сколько-то серьезных перегрузок. Кабина его была негерметичной, поэтому для пилота был создан специальный скафандр, который защищал его от сверхнизкого давления в кабине и от космических излучений, которые на такой высоте были опасны для жизни.
После взлета самолет сбрасывал крыльевые подпорные колеса и потому садился по-велосипедному. В конце пробега, потеряв скорость, он терял устойчивость и чиркал крылом о полосу, на концах крыльев были специальные салазки — чтобы каждый полет не заканчивался заменой крыльев.
Для информационного прикрытия 7 мая 1956 года НАСА объявило о создании нового самолета для исследования верхних слоев атмосферы, космических лучей, озонового слоя и пр. Самолеты U-2 были приписаны к специальной эскадрилье метеонаблюдений.
Разведывательные полеты над странами Восточной Европы самолеты U-2 начали в июне 1956 года, а в День Независимости США, 4 июля 1956 года, самолет U-2 совершил первый разведывательный полет над СССР.
Самолет оказался неуязвим для ПВО Советского Союза. Эйзенхауэр ликовал, а Хрущев метал громы и молнии. По результатам полетов U-2, когда он пролетал даже над Москвой, было принято несколько кадровых решений. И одно инженерное — во что бы то ни стало суметь достать гада. Достать и сбить!
Были созданы зенитные ракеты, способные достать U-2, и когда очередной самолет-разведчик 1 мая 1960 г. полетел через территорию СССР, под Свердловском он попал в зону ПВО, где стояли зенитные ракеты С-75, способные его достать. Они его и сбили.
Надо сказать, что пытались его сбить и истребителями, чтобы подлетели как могли близко и пустили по нему ракету. Было приказано даже таранить его (ну, это уже от генеральского отчаяния). Зенитчики, целясь по U-2, вроде бы даже сбили один наш истребитель и летчик погиб…
А вот когда взрывная волна от близкого попадания ракеты развалила U-2 на части — тут и выяснились некие тонкости в системе обеспечения секретности полетов самолета.
По инструкции пилот должен был нажать на кнопку уничтожения камеры и включить катапульту, чтобы его отбросило от самолета. Но самолет развалился на части и Пауэрс с парашютом просто выпрыгнул из кабины, никаких кнопок он не нажимал.
На свое счастье. Ибо кнопочки были подключены к специальному ликвидатору, который должен был мгновенно разнести в клочья и кабину, и Пауэрса, и аппаратуру. А он удачно смог открыть парашют, приземлиться и попал в руки КГБ вполне себе живым и здоровым.
Полагая, что пилот сделал все по инструкции, а значит сам себя подорвал, его руководство развернуло кампанию информационного прикрытия. Мол, экспериментальный самолет, сложные полеты, огромная высота — почти космос, неисправность оборудования, пилот потерял сознание и самолет — сам! — полетел в направлении СССР. А подлые русские, вместо того чтобы помочь, спасти, грубо и нехорошо сбили.
Советские компетентные органы терпели 6 дней. И только 7 мая, когда истерика против подлых коммунистов, убивших американского исследователя верхних слоев атмосферы, закрутилась уже куда как остро, вдруг представили «покойничка». Вполне себе живого и здорового. И никакого не ученого, а летчика ЦРУ, выполнявшего не раз шпионские полеты и над Восточной Европой, и над СССР.
Полагаю, что на допросах Пауэрсу продемонстрировали, что на самом деле включали в себя кнопки ликвидации аппаратуры и катапульты, и это содействовало его пониманию, кто он такой для своего руководства, и, вследствие этого, согласию сотрудничать с нашим следствием.
Скандал вышел грандиозный. Полеты U-2 над СССР были прекращены, программа реализации концепции «открытого неба» над СССР была свернута вплоть до 1989 года. Спутники давали чуть менее точную информацию, но со временем их аппаратура была улучшена и давала ЦРУ достоверные данные об СССР.
А в 1989 году Джордж Буш предложил вернуться к концепции «открытого неба» — и с тех пор многие страны к оной присоединились. И наши разведывательные самолеты летали и летают над США, так же как самолеты американской разведки летают над РФ.
Правда, в последнее время появились какие-то сложности: Турция не пустила наш самолет полетать-посмотреть, американцы начали задавать вопросы по поводу аппаратуры, размещенной на нашем самолете, мол, уж больно они хорошими оказались.
Казалось бы — откуда стране-бензоколонке иметь хорошую фиксирующую аппаратуру? Ан, оказывается, рассказы о технологическом отставании РФ — одно, а реальность несколько иная, и ответственные лица США все еще об этом знают и умеют отделять агитпроп от реального состояния дел.
"Зенитчики, целясь по U-2, вроде бы даже сбили один наш истребитель и летчик погиб…"
Это достоверный факт. На фото могила погибшего старшего лейтенанта Сергея Сафронова на Егошихинском военном кладбище в г. Перми. Причиной трагедии было отсутствие опыта у ракетчиков и вопиющая несогласованность их действий с действиями авиаторов.
"Полагаю, что на допросах Пауэрсу продемонстрировали, что на самом деле включали в себя кнопки ликвидации аппаратуры и катапульты, и это содействовало его пониманию, кто он такой для своего руководства, и, вследствие этого, согласию сотрудничать с нашим следствием".
В одной передаче участник событий рассказывал, что Пауэрсу показали мину под сидением, на что он ответил: "Я узнаЮ своих хозяев".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо оформителю и администрации за великолепно подобранные рисунки, фото и видео.
Оценка статьи: 5
1 Ответить