Болонья — город совсем не маленький. Столица итальянской провинции Эмилия-Романья, не хухры-мухры! Хвастаться перед приезжими есть чем. По крайней мере три слова обозначают то, чем гордится Болонья: она красная, ученая и жирная. Отсюда вывод: есть на что посмотреть в этом городе, который, казалось бы, должны затмевать своим сиянием три туристических города «классической Италии» — Рим, Флоренция и Венеция.
Почему Болонья — красная? По той же причине, по которой можно было бы назвать красными большинство итальянских средневековых городов. Красный — цвет обожженной глины, и итальянские города строились, в основном, из такого кирпича. Правда, кирпичная кладка потом часто штукатурилась, а на штукатурку наносилась краска. Желательно, недорогая. Например, сурик.
Поэтому стены домов в Болонье издавна сияли всеми оттенками сурика: красные, оранжевые или темно-желтые. За несколько веков истории города эти цвета вошли у горожан в привычку. Приезжим тоже приходится привыкать к яркой — вырви глаз! — расцветке, утешая себя старой поговоркой программистов: «Это не баг, это фича». Смирись, гордый человек с изысканным вкусом! В Болонье любят яркие тона!
Другая «фича» Болоньи не раздражает, а приятно удивляет: почти все улицы старого города перекрыты портиками. Верхние этажи домов, опираясь на колонны, нависают над тротуарами, образуя надежное и красивое прикрытие от дождя зимой и от жарких солнечных лучей летом. Так что гулять по Болонье приятно в любое время года. Так же, как и в любое время дня.
Человек пытливый быстро замечает это свойство города и тут же задается вопросом: почему? В чем причина именно такой городской застройки?
Многознающая, но простодушная Википедия на этот вопрос ответа не даёт. Однако можно, гуляя по одному из портиков, заглянуть в обычное кафе, чтобы испить «эспрессо», и обнаружить, что здешний бариста закончил Болонский университет как раз по специальности «Архитектура» и по этой причине он знает ответ, которым охотно поделится с любопытным прохожим.
Итак, начнем с того, что Болонья с 189 года до н. э. — город римский. Конечно, и до того в этом удобном месте селились люди. Но существовавшее здесь с давних времен поселение капитально перестроили при консуле Марке Эмилии Лепиде (чья фамилия, или, как говорили римляне, номен, вошла в название провинции Эмилия-Романья). Перестроили так, как считали правильным в Древнем Риме.
То есть, среди прочего, в новом городе проложили прямые улицы, достаточно широкие, чтобы по ним в двух направлениях могли двигаться колесницы. И даже спустя полтысячелетия, когда Римская империя пала, улицы в Болонье оставались широкими. Крепкий город не превратился в захолустную деревню. Напротив, находясь на пересечении торговых путей, Болонья по-прежнему процветала. Поэтому у муниципалитета было достаточно сил и власти, чтобы жестко пресекать попытки домовладельцев расширить свои жилища за счет проезжей части.
Но прирастать жильем было необходимо! Поэтому здания росли ввысь. Второй этаж можно было сделать даже больше первого, поставив столбы и перекрыв пространство над тротуаром. Никто этого не запрещал. Более того, такой прием оказался удобным. В первых этажах, как правило, находились магазины и мастерские. Второй этаж, где поселялся хозяин, нависал над пешеходной частью и был защитой от дождя и жаркого солнца. Таким образом, даже не в слишком хорошую погоду число покупателей и клиентов не падало. А поскольку торговля и ремёсла в Болонье процветали, идея нашла поддержку и довольно быстро воплотилась в жизнь в массовых масштабах.
Конечно, первоначально архитектурное оформление болонских портиков было достаточно незатейливым. Они опирались на толстые деревянные столбы, которые время от времени приходилось заменять. Но в XVIII веке в ходе очередной перестройки столбы стали каменными. Каменными и красиво-барочными стали также арки, опирающиеся на эти столбы. Улицы Болоньи приобрели неповторимость и узнаваемость, за которую настойчиво борются все города, желающие приманить туристов.
В Болонье есть даже самый длинный в мире портик — 3 400 метров. По этому портику можно подняться к церкви Девы Марии на вершине холма. Этот портик называется именем святого Луки, покровителя художников.
Еще одна туристическая приманка города красного цвета — болонские башни.
Те, кто бывал в Грузии, при первом взгляде на высоченные болонские башни вспоминают знаменитые башни в Сванетии. Сванские башни были и складом, и хлевом, и жилищем, и оборонительным сооружением. То есть выполняли жизненно важные функции.
Глядя на высоченную, почти 100-метровую, болонскую башню Азинелли, начинаешь сомневаться в ее функциональности. Ни для жизни, ни для обороны эта башня не пригодна. Нет на ней ни бойниц, ни галерей. Наблюдательный пункт? Возможно. Но скорее всего, башня эта была воздвигнута для того, чтобы показать гражданам Болоньи силу и могущество семейства, такую громадину построившего. Пузомерка, так сказать, ставшая архитектурным наследием
Семейство Азинелли строило эту башню, строило и, наконец, построило. Так сказать, подперло небеса. Тут же рядом какие-то беспокойные соседи решили, что они ничем не хуже, и принялись строить свою башню, которую назвали Гаризендой. Гаризенда должна была быть такой же высокой, как и башня Азинелли. А может быть, даже выше.
Но что-то пошло не так. Из-за неравномерной осадки грунта Гаризенда стала значительно наклоняться. Достигшую уже почти 60 метров башню стали спешно разбирать и укоротили до 48 метров. Высоченная башня Азинелли тоже наклонилась так, что отклонение ее вершины от вертикали составило 2 метра.
Но нет худа без добра. Благодаря своему наклону башня Азинелли перешла в разряд «падающих». Вряд ли самая высокая башня Болоньи могла бы стать мировым чемпионом: и тогда были, а сейчас тем более есть более высокие сооружения. Но вот самой высокой в мире среди «падающих» башен болонская башня, скорее всего, останется навсегда.
Две наклонившиеся друг к другу башни, стоящие рядом, — это впечатляет. Можно любоваться этой сладкой парочкой снизу. А еще можно забраться почти на 100-метровую высоту по лестнице — это тоже впечатляет. Сверху еще заметнее, что Болонья — большой город, старый город. И да — красный город.
А почему же он ученый? Читаем дальше.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...