Сергей Пузырев Грандмастер

Лента Мёбиуса – загадка современности. Можно ли её разгадать?

После просмотра фильма «Мёбиус» я полез смотреть в Википедию, что это такое. Оказалось, что лента Мёбиуса, петля Мебиуса, или лист Мёбиуса — предмет изучения топологии, который имеет исключительную особенность геометрического объекта с одной стороной, которая представляется как двумерное пространство. При разрезании вдоль лента остается цельной, а не распадается на несколько отдельных фигур.

Фото: Depositphotos

Непрерывность ленты Мёбиуса выражена в том, что любые точки на ней можно соединять, не пересекая границы объекта. Лента Мёбиуса считается бесконечной, и в ней отсутствует такое важное свойство, как ориентированность. Существуют отдельные геометрические описания свойств ленты Мёбиуса, но они не описываются алгебраическими формулами и считается маловероятным, что такая формула вообще возможна.

Кто-то предполагал, что лента Мёбиуса может соответствовать символу бесконечности, но посчитали, что этот символ появился на двести лет раньше. Открытие ленты Мёбиуса произошло в 1858 году двумя математиками, не связанными друг с другом, Августом Мёбиусом и Иоганном Листингом. Но есть информация 1882 года о том, что фокусы с лентой Мёбиуса показывали в цирке под названием «афганская лента», что позволяет предположить, что именно в цирке оба математика впервые увидели предмет своего изобретения.

Римская мозаика III века нашей эры с изображением кольца, свернутого как лента Мёбиуса, мюнхенская Глиптотека
Римская мозаика III века нашей эры с изображением кольца, свернутого как лента Мёбиуса, мюнхенская Глиптотека
Фото: ru.wikipedia.org

Так, наверное, и было, когда многие научные открытия часто базируются на античной философии. И если петля Мёбиуса — это рукотворный «выверт» в двумерное измерение, которое показывают в цирке, то и оппонировать этому явлению надо посредством магии и магического символизма. Магический квадрат, например, использовать для наглядности. А в явно выраженной здесь антисимметрии нужно разбираться с помощью самой симметрии.

Например, древняя магическая формула «Абракадабра», которую должен был знать каждый уважающий себя мудрец. А одним из таких магических квадратов, обладающих признаками классической симметрии, является таблица Пифагора. Это необходимо сделать, потому что существует римская мозаика III века с изображением ленты Мёбиуса. И надо полагать, символ бесконечности был известен с тех же давних времен. Как и древняя аксиома: «Все возвращается на круги свои».

Можно изучать эту мозаичную композицию и рассматривать ее с разных точек зрения, выделяя какие-то отдельные фрагменты. Например, изображенный на мозаике человек находится в круге, разбитом на отдельные фрагменты (подобие кругу Зодиака), и делит собой этот круг на две части. Находящийся над головой «виртуальный переход» и левая нога человека делят круг на две части, разбитые на 11 фрагментов. Без учета других предположений о двойном Зодиаке.

Параметрическое описание листа Мёбиуса
Параметрическое описание листа Мёбиуса
Фото: ru.wikipedia.org

Вернемся к мудрецам. Простейшее применение символа Абракадабра, говорит о том, что это слово состоит из 11 букв, половина которых — первые гласные, а другая половина — согласные, представляющие некоторую симметрию.

Переведем это на современный понятийный язык математики. Число 11 умножаем на такое же число 11, и получается число 121, обладающее признаками симметрии. А далее представим один из античных магических расчетов, когда «невидимое» становится доступным воображению человека.

11×99 = 1 0 8 9
22×99 = 2 1 7 8
33×99 = 3 2 6 7
44×99 = 4 3 5 6
55×99 = 5 4 4 5
66×99 = 6 5 3 4
77×99 = 7 6 2 3
88×99 = 8 7 1 2
99×99 = 9 8 0 1.

Август Фердинанд Мёбиус
Август Фердинанд Мёбиус
Фото: ru.wikipedia.org

Здесь хорошо прослеживается числовая трансформация, когда каждый последующий числовой ряд поворачивает числовую комбинацию на определенный градус и в конце конфигурации полученный результат представляет обратное написание чисел первоначального ряда. И когда мы эту числовую ленту превращаем в ленту Мёбиуса, соединяя вместе начало числового столбца и его конец, имеющие одни и те же числа, то у нас имеется числовое оформление ленты Мёбиуса на всем ее протяжении.

Таким образом, говорить о том, что лента Мёбиуса не имеет никакой ориентированности, преждевременно, когда существует хотя бы один принцип этого ориентирования, спрятаться с помощью ленты Мёбиуса в двумерном пространстве не получится. А также, имея множественную цифирь на протяжении всей ленты Мёбиуса, легко можно производить любые нужные вычисления, основанные на алгебраических формулах.

Хотя сама по себе тема такого перехода одного измерения в другое интересна для фантастов, когда можно оформлять этими понятиями любые приходящие в голову фантазии, например, запустить по ленте Мёбиуса звуковую сферу, а следом за ней другую, с другой скоростью. Когда вторая форма, догнав первую, передает ей энергию и, как мячик оттолкнувшись от первой, возвращается назад.

«Лента Мёбиуса» над входом в институт ЦЭМИ РАН (1976, архитектор Леонид Павлов, художники Э. А. Жаренова и В. К. Васильцов)
«Лента Мёбиуса» над входом в институт ЦЭМИ РАН (1976 г., архитектор Леонид Павлов, художники Э. А. Жаренова и В. К. Васильцов)
Фото: ru.wikipedia.org

Без движения нет жизни, но для того чтобы жить, необходимо знать, куда нужно двигаться. Первое измерение дает направление движения вперед, второе измерение позволяет понимать пространство как плоскость, третье измерение дает векторное понимание объема, и далее четвертое и пятое измерения, которые чередуются после прохождения определенных точек бифуркации.

Мы часто становимся свидетелями непонятных или парадоксальных событий, когда приходит ощущение того, что воздух может быть плотным, физическое тело в каких-то моментах теряет свой вес, а звук приобретает свойства твердого тела и, наподобие тарана, сокрушает стены.

Статья опубликована в выпуске 1.06.2019

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: