Данные ситуации возникают, когда вы сами вроде бы знаете, что вам нужно. И тут вам подсовывают «интересное предложение». Часто это происходит при покупке повседневных товаров и услуг, как бы «между прочим».
В более редких случаях может быть пробита «первая линия обороны» (о чем мы говорили в первой части статьи), и вот вы уже находитесь рядом с «замечательными наборами посуды, которых еще не видел мир».
Научитесь думать, а не следовать за чужими мыслями
Захожу в супермаркет, набираю необходимый товар. У кассы очередь и реклама крупными буквами: шоколад «ХХХ» — 50% скидка. Покупаю сразу несколько штук. Дома приходит разочарование: у шоколада вчера закончился срок годности… Сдать обратно желания нет: нужно садиться в машину, ехать в этот супермаркет, разбираться. Честно говоря, больше потратишь, чем получишь. И таких нас очень много, а реклама сделала свое дело!
Новый век принес в нашу жизнь ускоренный ритм: мы торопимся, часто делаем выбор по инерции, не задумываясь о последствиях. Даже нет времени поразмышлять: «А нужен ли мне этот дешевый товар? И почему он дешевый?» или «Кому выгодно понижение цены?».
Не делайте импульсивных покупок
«Купите прямо здесь и сейчас», «вы получите со скидкой», «ничего не делая» — популярные штампы рекламы, уловки, которые до сих пор работают. Надо же как-то продвигать товар, который немного залежался! При этом обычно умалчивают отрицательные стороны товара и расхваливают только положительные.
Вам звонят из банка N, предлагают кредитную карту. Рекламируют как могут: на карте 100 тысяч, беспроцентный срок до 3-х месяцев, никуда идти не нужно, оформим прямо сейчас, а заберете в банке. Стоп! Разбираемся подробно, что это за продукт, читаем отзывы в Интернете (обращайте внимание на отрицательные, так как положительные часто заказывают), заходим на сайт данного банка N, читаем про условия обслуживания данной карты и делаем вывод: дешевле взять кредит (пример условный, с кредитами тоже нежелательно связываться).
Читайте то, что написано мелким шрифтом
Если вы научитесь думать и изучать товар подробно, то реклама точно на вас не будет действовать. У вас появится стойкий иммунитет!
Сегодня на рынке большую популярность приобрели натуральные продукты и товары. Если косметический крем изготовлен на основе экстракта ромашки и назван натуральным в рекламе, лучше не верить. Изучите состав, написанный мелким шрифтом. Все ли там натуральное? Сравните с другой продукцией. Сделайте вывод: стоит ли покупать?
Беспроцентный кредит — очень даже процентный!
Иногда наступает время «безденежья». Так случилось и у одного моего знакомого, а необходимо было купить бытовую технику.
Тут реклама сделала свое дело: нашелся магазин, где он и оформил покупку под беспроцентный кредит. Со стороны магазина — самый настоящий подарок! Только «мозги включились» поздно: в магазине напротив он бы купил примерно на 20% дешевле, если бы отдал деньги сразу. (Ну, кто будет кредит выдавать в ущерб себе? А как же инфляция, содержание помещения, зарплата работникам, риски? Вот все это и входит в большую наценку на товар.)
Программирование сознания: вкусы, страхи, комплексы
Реклама, действительно, сильная вещь. Преувеличение достоинств, эмоции, скидки только сегодня, выгода предложения — делают свое дело. Также она программирует массовое сознание, формируя вкусы и создавая страхи.
Например, к комплексу полноты тут же продаются товары для похудения, часто малоэффективные.
Резюме
Мы рассмотрели лишь некоторые распространенные ситуации. Наверняка вы добавите и другие. Ведь продавцы все время изобретают новые способы «стимулирования спроса».
Только остается сказать: не входите в состояние зависимости от рекламной информации, ведь чаще всего это напрасная трата денег, а не «решение вашей проблемы без всяких усилий».
Если вы чувствуете, что она управляет вашими потребностями, то пора бы от нее «отбиться», защитить свою индивидуальность и реальные интересы!
Бывает так, что реклама "почти срабатывает": буквально трубный глас изнутри кричит "ХОЧУ!!!" Бывало много раз. Потом постеменно приучил себя в таких случаях "резко жать на тормоза".
У американских индейцев был такой обычай: никогда не принимать решения, будучи в гневе. Я для себя к этому обычаю добавил: или пребывая в ЛЮБОМ состоянии сильной эмоции.
0 Ответить
Нью Йоркер, рад вас снова видеть на наших страницах. Да, именно на "хочу" она и основана часто. Т.е. сиюминутные эмоции, желания и страхи..
0 Ответить
Как писала и Наталья Осокина, копирайтерам ( я тоже когда-то грешила) на биржах и вне их заказывают как положительные, так и отрицательные отзывы , за и против, причем во всех областях. Очень много по фармакологии на разные препараты, много на весьма спорные. Раздел может называться "Отзывы медиков", и читатель этому верит- медики же! Осторожно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия, я тоже копирайтер. И отзывы пишу только для товаров известных компаний (вроде Панасоника). За медицину вообще не берусь, ни в каком виде. Разбираться надо, считаю.
P.S. В нашей стране фактически уже давно платная медицина. Но обращаться нужно только по "проверенным источникам".
0 Ответить
Григорий Шарапа, я принципиально не беру заказы на отзывы, и на медицинские темы тоже, у меня и на сайте это сказано.
Кстати, один из моих наставников по копирайтингу утверждает, что платные отзывы не работают. Что это выглядит как мистика, но его опыт показывает, что публика почему-то верит только отзывам настоящим.
0 Ответить
Согласен.. но уже и "настоящие" научились писать. Некоторые авторы (копирайтеры) таких отзывов, я думаю, так в роль входят, что уже и сами верят в реальность отзывов.
0 Ответить
Григорий, узнаЮ вас по "почерку" статьи. )))
Теперь о рекламных трюках: не далее, как на днях позвонили из банка, где я когда-то брала кредит и сладким голосом заявили, что типа, если у меня кредитная история хорошая, мне готовы изготовить кредитную карточку аж на 600 000! При этом тут же затараторили, что 59 дней я могу вообще не пополнять карточку, если сниму с неё деньги, или пополнять частично. Короче - полный комплекс услуг!
ОК! - заявляю, - Вы мне перезвоните завтра, я подумаю.
Сама - лётом в интернет. И что же?
Лажа стропроцентовая! Снимать деньги вообще НЕЛЬЗЯ! Только производить оплату этой картой. Если деньги снимешь - с тебя возьмут 10% от суммы, которую , например, сняла через банкомат.
О пресловутых 59 днях, когда не начисляются проценты - промолчу. Я поняла так, что 59 дней может быть, и можно не платить, зато потом за каждый день просрочки начисляются такие процентищи - мало не покажется! (Но в разговоре об этом был молчок!).
Так что мой совет всем тем, кто "клюёт" на подобные россказни: проверьте информацию 1000 раз, прежде, чем соглашаться на подобные дела. А то и 1001! Лишним точно не будет!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина, банки - те еще "ребята".. Отдельная тема, но спасибо!
0 Ответить
Уважаемые читатели! Пжл поделитесь своими наблюдениями. Было бы интересно - собрать коллекцию "рекламных трюков".
И автор - не истина в последней инстанции, и не претендую на это. Моя задача - только поднять тему.)
0 Ответить
Григорий Шарапа, а для вашей коллекции могу поделиться. Если кто не знает, заказные отзывы бывают не только положительные, но и отрицательные - для конкурентов. Так что не нужно безоговорочно верить любому отзыву только потому, что он что-либо ругает.
0 Ответить
да, конечно.. вижу такие тоже часто, спасибо...бывает еще и нейтральные.. а и отрицательные - если в меру - для себя могут тоже заказывать (для реалистичности)
0 Ответить
Григорий Шарапа, как практикующий копирайтер, специализирующийся на продающих текстах, я знаю некоторое количество приёмов, которые помогают захватывать внимание и склонять покупателя к согласию. Секретов выдавать не буду, но скажу, что среди них нет ни одного, способного загипнотизировать человека сделать то, чего он не хочет делать.
По моему убеждению, назначение рекламы — помогать человеку найти тот товар или услугу, которые способны решить какую-то его проблему и сделать это наилучшим для него образом, попутно давая заработать продавцу. Я говорю про "хороших" продавцов. То есть тех, чей товар действительно приносит какую-то пользу, и кто честно объясняет его особенности: не "лучшее в мире средство от всех болезней", а "эта штука подходит тем-то и для того-то, а вот с этим она не справится и в таких-то условиях работать не будет". Не надо думать, что такой рекламы не бывает — как раз сейчас производители начинают всё больше понимать, что "честный путь к сердцу покупателя" в конечном итоге выгоднее для них самих.
0 Ответить
Наталья, ну я вот поэтому и написал такую статью, чтобы было больше честных продавцов.
"Загипнотизировать" - конечно нет, но вот "надуть" - встречается.
В процентном соотношении - "плохой рекламы" (и соответствующих продавцов) - не более 20%. Но это, действительно, бросает тень на нормальный бизнес. Поэтому такие статьи и появляются потом.
ЕЩЕ ПРИМЕРЧИК..
С другой стороны, в кризисные времена - "все средства хороши". А сейчас как раз такие и есть. Поэтому тенденции проявляются. Самый простой пример - уменьшение упаковок продуктов (молоко, мороженое и тп). Обман? Ну по крайней мере уловка. А делают это "честные ребята", крупные компании. Не брезгуют. Деньги надо зарабатывать.
0 Ответить
ПЖЛ, Григорий Шарапа, с удовольствием.
В самом начале 90х я/мы привыкали к мысли, что есть обман, а есть его подвид - реклама.
Одна наша девушка, приняв рекламу в лавочке джинсов за чистую монету, закупилась там и нам рассказывала, где это - и сколько денег она выиграла, потратив пару сот тысяч лир(итальянских).
Я в том месте вскоре проходил и тоже обратил внимание на рекламу лавочки - Полвитрины заняло объявление об гигантских скидках. У каждой пары джинсов или динс.рубашек и курток было два ценника, один с огромной старой ценой, написаной огромными красными цифрами, перечеркнутыми, а рядом - практически вполовину дешевле новая цена, аккуратненькими некрупными округлыми цыфирьками.
Беда в том, что в соседней джинсовой лавочке - те же цены. Только там было - без скидок...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, принято. Спасибо.
0 Ответить
Отличная статья и еще долго будет актуальной. К сожалению. Разделю одну цитату из статьи на два предложения.
"Безусловно, реклама нужна. Но ее нужно "ставить на место".
1)Нужна- рекламодателям
2) Ставить на место надо нам, покупателям, свою голову.
Оценка : 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия, в общем, идею вы поняли правильно. И спасибо за поддержку. Хотя критика тоже бывает полезна, как в предыдущем случае. Иногда "слегка заносит", но без этого тоже сложно.
0 Ответить
Реклама никого ничего не может заставить купить — каждый принимает решение сам. За руки никого не тянут и пистолетом не угрожают.
Информационный шум это да, отчасти проблема, хоть и не такая уж трагичная. А когда не удосуживаешься проверить срок годности или покупаешь ненужное, стоило бы брать ответственность на себя. Но кто же любит это делать. Проще обвинить нехорошую рекламу — и вроде сразу не такой уж ты и дурак, тебя же "заставили".
0 Ответить
Наталья, моей задачей было - указать на проблему, с которой может столкнуться каждый. Ну и я привел примеры, ситуации.. В них видно, что используются психологические уловки, да и прямой обман имеет место (мелкий шрифт, игра слов). И тем самым, человека "заставляют" принять неверное решение.
По факту некоторые рекламодатели являются мошенниками (тк мошенничество - это получение средств путем обмана). Я не говорю, что все, это было бы глупо конечно. Мы только про "плохих" продавцов пишем.
По поводу информационного шума и других моментов - о чем была первая часть статьи - это тоже проблема. Почему кто-то должен отнимать мое время, например? Более сложная проблема - потребление как таковое (чрезмерное потребление и ненужные покупки). Т.е. мы не просто про рекламу, а в более широком плане - про продвижение товаров.
Т.е. безусловно, реклама нужна. Но ее нужно "ставить на место". Как и многие явления, которые переходят границу дозволенного (или могут это сделать). Собственно, статья не об обвинении рекламы, а о практических советах - как избежать лишних расходов и как "быть самим собой". Как при этом будет бизнес зарабатывать - это его проблемы. Постройте гуманный бизнес, а не воруйте (обманывайте), в конце концов.
Это только мое мнение, вы можете быть с ним не согласны.
0 Ответить
Григорий, отличная тема!
Однако по-моему, резюме несколько иное.
Поскольку против каждого из нас целая индустрия - надо продолжать тему, ибо методы задуривания людей, замутнения рассудка, дабы люди просто бездумно покупали-покупали-покупали - и желательно в кредит - все это постоянно меняется и совершенствуется.
А значит, разоблачения новых методик - тема бесконечная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, рад, что оценили идею. Заходите, читайте.)
Да, конечно, методы совершенствуются. Но основные шаблоны все-таки повторяются. Совершенствуется, скорее, техническая часть. Хотя зайти может все достаточно далеко, в этом вы правы.
А тему при случае продолжим, "разоблачая" новые методы рекламной индустрии. Плюс это все связано с темой "общества потребления". И к ней мы тоже как-то вернемся.
0 Ответить