• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Иллюзия свободы: мы — не рабы, рабы — не мы?

Иллюзия свободы современного человека, который якобы никогда не был настолько свободен, как сегодня, в чем нас уверяют, настолько сильна и сопровождает большинство с рождения, является частью бытия и сущности человека, что преодолеть ее, и даже постичь, большинству не под силу.

Фото: Depositphotos

Задумайтесь только: большую часть жизни мы себе, по факту, не принадлежим. Дрессировка и внедрение нужных паттернов поведения, установок и жизненных целей по определенному шаблону начинается еще в раннем детстве: в 3 года — ясли, в 5 — детсад, с 7 до 17 — школа. Институт, армия, работа. Работа, работа, работа — и так до 60−65 лет…

По факту, 60 лет, почти всю свою жизнь, человек вынужден, обязан быть в определенных, установленных за него и для него рамках общения, образования, обучения и взаимодействия с внешним миром, выход за которые не только чреват, но и плохо представляем для подавляющего большинства. Не принадлежать самому себе. Находиться в матрице, в которой идет игра не по его правилам, а по правилам Большого Брата, если говорить словами Оруэлла.

В детсаду нас учат делать то, что все делают, есть, что все едят, спать, когда все спят. В школе мы начинаем свой первый крысиный забег по заданной дистанции, с отметками и оценками нашего поведения, в институте пять лет изучаем часто то, с чем работать, скорее всего, не будем. И выбора у нас нет: за редчайшим исключением, мы вынуждены ходить в школу, иначе у нас не получится стать «полноправными членами социума».

Большую часть жизни мы себе, по факту, не принадлежим
Большую часть жизни мы себе, по факту, не принадлежим
Фото: Depositphotos

Также мы обязаны получить профессиональное или высшее образование, чтобы потом «полноправно» и на благо общества до 60 лет (или 65, как за нас определят) на зарплату, которую нам положат, служить своей Родине и быть честными гражданами своей страны. И все это мы «обязаны» — права выбора нам не предоставляется.

«Каждый человек имеет право на труд», — как записано в Конституции. В переводе с юридического и государственного: «каждый из вас обязан работать». Приходить на работу в строго установленное время и уходить не раньше положенного часа. На обед идти тогда, когда скажут. Делать то, что прикажут. Как и в какие сроки — нам обозначат.

По факту здесь нет права выбора. Вы думаете, что можете прийти на работу на час позже и уйти раньше на два, потому что вам опротивело сидеть в клетке под названием «офис», вкалывать в поле под названием «цех», вас не могут выпороть кнутом — читайте «объявить вам выговор, лишить премии», или убить — «уволить»? Вы можете увильнуть от плана производства или плана продаж, от дресс-кода и субординации, от канцелярщины и казарменщины?

«Каждый человек имеет право на труд», — написано в Конституции
«Каждый человек имеет право на труд», — написано в Конституции
Фото: Depositphotos

Вы действительно думаете, что вы свободны и можете не подчиняться целому своду правил и регламентов, которых вы обязаны придерживаться и которыми изобилует наша жизнь?

Нет, не можете? Так вы все еще настаиваете на том, что свободны?

Нет, конечно, сегодня никто вас не убьет за то, что вы не желаете работать или опоздали, но на вас будут найдены эффективные рычаги воздействия, вам объявят выговор, лишат премии, уволят по статье. Вас постараются загнать в заданные рамки и в конце, так или иначе, это сделают.

То, что вы считаете, что занимаетесь делом своей жизни и свободны в своем волеизъявлении — очередная иллюзия. Иллюзия раба, считающего себя свободным, потому что ему позволили выйти со двора и сделать круг или два. А на деле — быть привязанным, прикованным к своей плантации, своей работе уже не на физической цепи, а на ментальной, что в голове самого раба, потому что вы вынуждены на ней работать, на своей плантации, не на своих условиях, а на условиях вашего рабовладельца-работодателя. И то, что вы считаете, что также диктуете свои правила игры — очередная иллюзия.

Конечно, можно сказать, что вы можете уйти с работы, вас никто физически не заставляет на ней работать, и найти себе другую. Третью, четвертую… И что это и есть свобода. Свобода менять своих хозяев, но не свобода от хозяев, как когда-то в Юрьев день. Круговорот рабов в природе.

Уйдя с одной работы мы тут же ищем другую
Уйдя с одной работы, мы тут же ищем другую
Фото: Depositphotos

Однако это снова — только иллюзия свободы, кратковременной свободы, так как 90%, уйдя от прежнего рабовладельца и с плантации, на которой надоело работать, в скором времени вынуждены будут снова пойти на работу и на плантацию, где будут примерно те же условия, те же правила и те же регламенты. Вместо белого хозяина — черный. Вместо черного — желтый.

Уставший раб просто получает передышку, примерно так же, как ее получает уставший раб, не ушедший со своей плантации, которому предоставляется отпуск. Причем скорее всего тогда, когда удобно будет рабовладельцу — работодателю, на столько, на сколько удобно будет ему.

Вы вынуждены играть по чужим правилам, и лишь только к самым сильным и независимым рабам как-то прислушиваются их рабовладельцы, потому что эти рабы им выгодны, и они могут уйти к другому рабовладельцу или поднять восстание.

И даже те, кто «выкупил свою вольную» и ушел от жестких рамок и регламентов заводов и фабрик, офисов и контор, примерно так же оказывается привязанным к новому рабочему месту под названием «мой дом», где становится своим собственным рабовладельцем на своей собственной плантации. И приходит к неутешительному выводу, что ему снова надо зарабатывать на хлеб насущный, а значит снова подчиняться своему виртуальному хозяину, который так же устанавливает для него рамки и лимиты планов, проектов и новых миссий.

Так где она, свобода?
Так где она, свобода?
Фото: Depositphotos

Смешная иллюзия свободы в современном обществе. Свободы не работать и не выходить на пенсию в 60 или 65, как положат, трудиться по своим уставам и правилам, делать так, как считаешь нужным, а не так, как приказано, затребовано…

Почти все вы в рамках и на привязи. Кто-то на короткой, кто-то на длинной. Кто-то в железной клетке, кто-то в позолоченной.

И только немногие осмелятся, у них получится сорваться с поводка и больше никогда не возвращаться ни к своему прежнему хозяину, ни к новому. А вот как? Об этом узнают только самые смелые…

Статья опубликована в выпуске 31.10.2019
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (56):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • «Работа — последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет».
    О.Уальд

    strarting a new shit thread...

  • Все бы ничего, но "сорваться с поводка" от яслей до школы? Это кто - Маугли?

  • Судя по статьям, автор имеет возможность жить не «жизнью раба», а нормально обеспеченного господина ( не миллионера) , иначе он не автобусами с поездами к маме бы ездил. И ,судя по фотографии, нормально питается, не чипсами и и не из мусорных ящиков, боже упаси! А поскольку какая - то денежка « не то с небес, не то поближе » автору регулярно капает, у него есть масса свободного времени предаваться грустным мыслям обо всем остальном не столь счастливом в браке с работой или пенсией люде.

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 31 октября 2019 в 21:20 отредактирован 31 октября 2019 в 21:22 Сообщить модератору

      Алекс Иванов, ну это пошло, право же-)
      Вы не допускаете, что человек может писать и про себя тоже - быть самокритичен и самоаналитичен?

      Это, знаете, по русской парадигме: критикует Путина и русских - значит за Трампа и америкосов, критикует женщин - значит женоненавистник и тд-))) Tertium non datur.
      И потом, почему вы не судите о написанном, но о написавшем???!!!
      Ведь это так примитивно, mon cher ami!

      Но денежка и свободное время дей-но есть - здесь вы правы. Отсюда интеллигентская ипохондрия с налетом мизантропии и слабыми попытками просвещения народных масс -)

      • Игорь Ткачев, а разве не с этой целью Вы пишете? Чтобы вызвать шквал негодования или других чувств в свой адрес? Слово за слово, лорд Байрон, а там, смотришь,и скучный день прошёл . Можно отстраниться от тех «рабов» и.смотреть, как они бездарно свое столь небольшое свободное от рабства время здесь разбазаривают. А ведь беднягам утром вставать рано.

        Оценка статьи: 4

      • Игорь Ткачев, а вы разве делаете не то же самое? Судите о написавшем.

        Мой сосед объездил весь Союз —
        Что-то ищет, а чего — не видно.
        Я в дела чужие не суюсь,
        Но мне очень больно и обидно.

        У него на окнах плюш и шёлк,
        Баба его шастает в халате.
        Я б в Москве с киркой уран нашёл
        При такой повышенной зарплате!

        И сдаётся мне, что люди врут —
        Он нарочно ничего не ищет.
        А для чего? Ведь денежки идут —
        Ох, какие крупные деньжищи!..

        • Наталья Иванова, вообще-то я не о написавшем, а о часто встречающейся манере рассуждать изложил... Вы действительно не видите некоторой разницы между нашими комментариями?
          Кажется, вы мой нейтральный (не про вас) комментарий приняли на свой счет.

  • Несчастны люди, ненавидящие свою работу!
    Противна жизнь у асоциальных людей, ненавидящих окружающих!
    Им бы в скит, пустыню уйти - нет, живут среди нас и стр-р-радают.

    • Игорь Вадимов, когда-то давно один мудрец пришел к старому рабу ИВ и сказал: "Ты доволен тем, как прожил жизнь?"
      "А что не так с моей жизнью?!" - встрепенулся старый раб. "Мой хозяин ко мне хорошо относится, у меня есть хлеб и кувшин дешевого вина каждый вечер, и потом я люблю ухаживать за свиньями и подметать хозяйский двор. Меня так воспитали, ничего другого я даже помыслить не могу!"
      "Но ведь ты мог бы быть свободным, у тебя бы не было хозяина и тебе не пришлось бы за кусок лепешки и кувшин вина тяжело работать на других".
      "Но ведь все, кого я знаю, так живут! Зачем ты тревожишь меня, ты злой человек?!" И камнями прогнал со двора старика.

      Хороший раб не может осмыслить себя вне своего рабства и представить себя какую-то иную жизнь. А все, кто не разделяют его рабства, рабства ума и тела - для него злые люди, достойные порицания, и даже смерти.

    • Игорь Вадимов, а Вы думаете, что в скиту или пустыне наступит свобода?
      Человек, даже находясь в пустыне, наедине с самим собой, абсолютно свободен не будет

      • Зато, Эдуард Ермоленко, насколько юы лучше остальные зажили - без мизантропов, всегда и везде жалующихся на всех, кто их окружает (ну - или втихаря всех нас ненавидящих)

        • Игорь Вадимов, боюсь, мизантропам абсолютно плевать, заживёте вы лучше или нет))

          • Взаимно, Наталья Осокина, взаимно.
            Но вдруг да они решатся на такой подвиг?

            • Игорь Вадимов, ради чего?

              • Наталья Осокина, специально для тех, кто не читал мой первый пост, но выразил свое мнение...
                Несчастны люди, ненавидящие свою работу!
                Противна жизнь у асоциальных людей, ненавидящих окружающих!
                Им бы в скит, пустыню уйти - нет, живут среди нас и стр-р-радают.

                Если человек ненавидит всех, кто живет в одном с ним городе/деревне/стране (мизантропия - именно "про это"), то там, где вокруг него не будет людей, ему, мизантропу, будет приятнее жить - ведь те, кого он презирает и ненавидит, будут от него далеко, а рядом с ним будет природа и никаких "человеков".

                • Игорь Вадимов,

                  С тех пор как вечный судия
                  Мне дал всеведенье пророка,
                  В очах людей читаю я
                  Страницы злобы и порока.

                  Провозглашать я стал любви,
                  Свободы чистые ученья:
                  В меня все ближние мои
                  Бросали бешено каменья.

                  Посыпал пеплом я главу,
                  Из городов бежал я нищий,
                  И вот в пустыне я живу,
                  Как птицы, даром божьей пищи;

                  Завет предвечного храня,
                  Мне тварь покорна там земная;
                  И звезды слушают меня,
                  Лучами радостно играя.

                  Когда же через шумный град
                  Я пробираюсь торопливо,
                  То старцы детям говорят
                  С улыбкою самолюбивой:
                  «Смотрите: вот пример для вас!
                  Он горд был, не ужился с нами:
                  Глупец, хотел уверить нас,
                  Что бог гласит его устами!

                  Смотрите ж, дети, на него:
                  Как он угрюм, и худ, и бледен!
                  Смотрите, как он наг и беден,
                  Как презирают все его!»

                  • Игорь Ткачев, Вы всерьез полагаете, что только Вы имеете право на собственное мнение.
                    А те, у кого есть мнение отличное от Вашего и кто это мнение высказывает - тот делает что-то недопустимое (хотел написать "применяет к Вам насилие", но это можно понимать уж больно двояко).
                    Есть такое понятие "демократия" - это когда все имеют для начала одинаковое право голоса.
                    Вы написали, как Вы видите мир, я написал, как вижу мир Я.
                    И высказал соболезнование тем, которые себя называют "мизантропами".
                    Это разрешено свободой слова и демократией.
                    Ну, а Вам, разумеется, вольно`, предствлять тех, у кого мнение инакое (тем, которые мыслят инако, не так, как Вы) надсмехающимися над Вами.
                    Нет. нету никакой насмешки. Просто - иное мнение.
                    Но Вы вольны цитировать все, что Вам угодно.

                    • Игорь Вадимов, высказывайте свое мнение, ради бога. Кажется, я нигде вам не запрещал этого делать.
                      Есть некоторые противоречия в ваших декларациях здесь, также как и свои собственные выводы в виде ярких ярлыков, которые вы упорно развиваете, сами задав им неуклонный вектор - но это ваше право.
                      Демократическое право, как вы сказали, право на ошибки и заблуждения.
                      Также как и на свой собственный modus vivendi.

                      • Игорь Ткачев, согласен с Вами на все 100%!!!!
                        Все имеют право на собственный образ жизни.
                        И жаль, что некоторые считают для себя возможным публично высказывать презрение к чужому образу жизни.

                        • Игорь Вадимов, это было не презрение... это были остатки горячей любви к несчастному человечеству, держащемуся за свои оковы-).
                          Любви к рабам, упорно отказывающимся постичь, задуматься над своим рабством и, может быть, стать в чем-то немного более свободными...

                          Но, говорящий честно с глупцом поступает жестоко. Глупец его не простит...

                • Игорь Вадимов, даже "ненавидя людей", вовсе не обязательно плохо относиться к самому себе. С какой стати мизантроп должен уходить в пустыню и лишать себя бытового комфорта и удовольствий цивилизации? Потому что некоему товарищу Вадимову кажется, что ему там будет приятнее? А какое мизантропу дело до представлений товарища Вадимова?)

                  Кстати, оказываясь в людном месте, я, мягко говоря, не испытываю любви к человечеству — но даже в такие моменты отнюдь не нахожу свою жизнь противной.

                  • Спасибо, Наталья Осокина, Вы дали мне новые знания.
                    Раньше я был уверен, что комфорт, когда человек находится в окружении тех, кого ненавидит -- невозможен.
                    А Вы уверены, что комфорт - это комфорт, к дискомфорту от неприятного окружения он не имеет никакого отношения.
                    С моей точки зрения, это странно - но... Это, наверное, тоже точка зрения.
                    И! Никто никому ничего не должен! Если кто-то хочет страдать - пусть страдает.

                    • Игорь Вадимов, не придумывайте за меня, в чём я уверена. Я не знаю, может быть у вас дома ходят толпы посторонних людей, но у себя я такого не наблюдаю. Только бытовой комфорт и никакого неприятного окружения.
                      А почему вы решили за всех мизантропов, что люди доставляют им больший дискомфорт, чем отсутствие благ цивилизации? А если наоборот?